[9 (21). 10.1859 (в нек-рых источ. 1852). Тамбов — 1920, Москва] — арт. оперы (тенор), камерный певец Род. в семье священника, с 1879 обучался пению в Моск. конс., в 1890—91 совершенствовался за границей. В 1890— 1920 выступал на сцене моск. Большого т-ра. В 1900 гастролировал в Одессе (антр. М. Салтыкова). С особенным мастерством исп. характерные партии. "У Успенского по окраске звука голос был какой-то "чудной"... Но ни один другой голос из слышанных мною не подходил так к партиям Дьяка в "Ночи перед Рождеством", Мисаила в "Борисе Годунове", Бобыля в "Снегурочке" и т п. ролям. И вдруг я слушаю Успенского в роли Моцарта с Шаляпиным — Сальери, а затем в такой труднейшей партии, как Звездочет в "Золотом петушке", которая у него была сделана прекрасно и с музыкальной, и со сценической стороны и которая. консчно, явилась венцом его артистического творчества" (М. Вакарин)*.
1-й исп. партий: Таракана ("Забава Путятишна"), Скарчиафико ("Принцесса Греза"), Педрило ("Ледяной дом"), Фра Паоло ("Анджело". 2-я ред.): в Большом т-ре — Гришки ("Дубровский"), Дьяка ("Ночь перед Рождеством"), Овлура ("Князь Игорь"), Матуты ("Псковитянка", 3-я ред.), Маршалока ("Пан воевода"), Сопеля ("Садко"), Подьячего ("Хованщина"), Винокура ("Майская ночь"), Сакуса ("Нерон"), Шмидта (Вертер"); на рус. сцене — графа Суррея ("Генрих VIII"), Ипаса ("Троянцы в Карфагене"), Хуана ("Дон Кихот"), Среди лучших партий: Подьячий. Трике. Винокур, Дьяк. "Что сказать о г. Успенском, имевшем большой успех в роли дьячка? И грим его, и исполнение, не ударяясь в карикатуру, были очень характерны; особенно комично было его пение — сначала "борзым гласом", потом "по фитам", все выше и выше, соответственно тому, как разыгрывались его аппетиты, поощряемые лукавыми улыбками диканьковской Цирцеи" (Ю. Энгель)**.
Др. партии: Баян, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал. Брошка, Вася, Владимир Игоревич; Джакомо, Тибальд. Арлекин. Партнеры: М Дейша-Сионицкая, Л. Донской, Л. Собинов. С. Трезвинский, В. Тютюнник, П. Хохлов, Ф. Шаляпин. Пел п/у У. Авранека, И. Альтани, Э. Купера, Э. Направника, Д. Похитонова, С. Рахманинова, В. Сука.
Принимал участие в концертах Кружка любителей рус. музыки (с 1902), в к-рых исп. романсы М. Глинки, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского.
Вел пед. работу в Моск. конс. (1885— 1891), в Моск. муз.-драм. уч-ще (с 1904 проф.) Среди учеников — Г. Васильев, В. Дамаев, В. Дерягина, Н. Озеров, О. Гарновская.
Лит.: Вакарин М.* Театральные воспоминания // Сов. музыка. 1949. № 4. С. 65; Энгель Ю. Д.** Глазами современника: Избранные статьи о русской музыке. 1898—1918. — М., 1971. С 33.