[05(17)05.1878 — 02.10.1947] — теософ и оккультист. Род. в Москве, в семье разночинцев. После окончания общей гимназии получил матем. образование. В начале века сотрудничал со многими "левыми" изд., выступал с публичными лекциями в Москве и Петербурге (1907—1921). С 1921 жил в Лондоне. Дух. поиски У. начались после 1905 года, когда он серьезно увлекся эзотерическими учениями, посвященными внутр. связям явлений. Путешествуя по Зап. Европе, У. знакомится с европ. оккультизмом, теософскими учениями, а затем, путешествуя по Востоку, с учениями йоги. Творч. искания У. можно условно разделить на 3 периода. Первый — до 1915, когда, исходя из идей Канта и Маха, У. критиковал понятие трехмерного пространства как результат субъективной ограниченности человеч. восприятия. Осознавая себя творцом "новой модели Вселенной", У. выдвинул идею многомерного мира, в к-ром четвертым измерением является время. Используя материалы совр. физики, математики и естествознания, он привнес в изложение этой вост. по своему происхождению доктрины ряд новшеств. Его работы этого периода ("Четвертое измерение", "Новая модель Вселенной") представляют своеобразное сочетание механистической физиологии и психол. с "законами кармы", совмещение тайных учений с матем. спекуляциями и даже с ницшеанской идеей сверхчеловека, осмысленной в религ.-филос. духе. Мистицизм У. трактовал как "познание расширенным сознанием" ноуменального мира со всеми его признаками. Второй этап творч. исканий У. начался в 1915 со встречи с Г.И.Гурджиевым — адептом вост. оккультизма, восходящего к одному из гл. направлений среднеазиатского суффизма — накшбендизму. Учение Гурджиева, а также его идеи относительно "объективного знания" и "объективного искусства" были восприняты У. Однако в школе Гурджиева он столкнулся с необходимостью непосредственной связи с первоисточником и прямой, ежеминутной практикой дух. делания, требующих от участников большого физ. напряжения, а также абсолютного подчинения ученика Учителю. Такой тип взаимоотношений был неприемлем для У, что и послужило причиной его разрыва с Гурджиевым (1921). В посл. период своей деятельности, проживая в Лондоне и Нью-Йорке, У. занимался популяризацией учения Гурджиева, а также выступал с лекциями, представлявшими своеобразный синтез совр. науки и вост. филос., разрабатывал идеи дух. совершенствования и достижения индивидуального бессмертия.
Соч.
: Tertium organum. Ключ к загадкам мира. СПб., 1911; Внутренний круг. О "последней черте" и о сверхчеловеке. СПб., 1913; Символы Таро. 2-е изд. Пг., 1917; Четвертое измерение. 3-е изд. Пг., 1918; 4-е изд. Берлин, 1931; Искания новой жизни. 3-е изд. Пг., 1918; A new model of the Universe. London, [1948]; Tertium organum. Ключ к загадкам мира. М., 1992 (репринтное изд.); Психология возможной эволюции человека // Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1992.
Успенский,
Петр ДемьяновичРод. 1877, ум. 1947. Философ, мистик. Неоднократно путешествовал по Востоку. Сочинения: "Четвертое измерение" (1910), "Терциум органум. Ключ к загадкам мира" (1911), "Новая модель универсума" (1931) и др. С 1921 г. жил за границей.