один из древнейших храмов на Соборной площади Московского Кремля. На протяжении нескольких столетий был местом важнейших государственных церемоний - в нем венчали на царство московских царей, бракосочетали царей, погребали глав Русской церкви (митрополитов, затем патриархов). Успенский собор был тесно связан со всеми важнейшими событиями в жизни нашего Отечества. История его появления уходит в XIV в. Во времена Ивана Даниловича Калиты (1325 - 1340 гг.) глава Русской церкви митрополит Петр перебрался в Москву. Митрополит Петр предрек московскому князю, что если он выстроит храм во славу Богородицы и упокоит его в нем, то Москва станет центром русских земель. В том же году (1326) на самом высоком и самом величественном месте московского холма Иван Калита заложил храм во имя Успения Богородицы. Митрополит Петр был в нем упокоен, и с тех пор почитается москвичами как "святитель" Москвы. Облик первого Успенского собора известен по летописям и изображениям на древних иконах и миниатюрах. Ко временам Ивана III (1462 - 1505 гг.) здание обветшало и нуждалось в перестройке. Однако псковских мастеров Кривцова и Мышкина, взявшихся за сооружение собора, постигла неудача: недостроенное здание 20 мая 1474 г. неожиданно обрушилось. Почти год посреди Кремля лежали развалины, пока не прибыл в Москву приглашенный из Италии один из талантливейших архитекторов того времени Аристотель Фиораванти. Образцом для нового храма стал Собор Успения Божьей Матери во Владимире. От итальянского мастера - католика потребовали соблюсти строгий канон сооружения православного храма. Собор был освящен в 1479 г., и летописец записал, что "та церковь чюдна вельми величеством и высотою, и светлостью, и звонностью, и пространством". Здание храма поражало воображение современников. Это был не просто храм, где совершались моления Богу и обряды. Храм был как бы обиталищем самого Бога. Храм воплощал идею земного неба, в котором пребывает Бог. В 1481 г. расписывать храм было поручено крупнейшему живописцу того времени Дионисию и его помощникам. До наших дней сохранились композиции, расписанные, возможно, самим Дионисием, "Рождество Иоанна Предтечи", "Похвала Богоматери", "Поклонение волхвов", "Апостол Петр исцели недужных", "Семь спящих отроков эфесских", "Три отрока в пещи огненной", "Сорок мучеников севастийских". Так как Успенский собор посвящен особо почитаемому на Руси культу Богородицы, то два яруса росписей на северной и южной стороне храмам посвящены темам ее жизни. Фрески Дионисия несут черты нравственной чистоты, благородства, большой внутренней задушевности. Они как бы призваны воздействовать на все лучшее, что есть в человеческой душе. В 1462 г. Успенский собор был расписан заново. Живописцы из Троице - Сергиева монастыря создали иконостас, существующий и поныне. Главной святыней Успенского собора стала икона "Владимирская Богоматерь". В 1480 г. Иван III перенес ее из Владимира в Москву. С ней связаны самые главные события нашей истории. В самые тяжелые минуты своей истории русский народ просил ее помощи и заступничества. После Октябрьской революции икона "Владимирская Богоматерь", а также другие великолепные памятники русской иконописи - "Устюжское Благовещенье", "Деисус", "Спас Нерукотворный", "Борис и Глеб на конях" и др. - были переданы Третьяковской галерее.