памятник владимиро-суздальской школы. Построен в 1158-60. После перестройки в 1185-89- 6-столпный, 5-нефный, 3-апсидный храм с 5 главами. Фрагменты фресок 12-13 вв., а также 1408 (Андрей Рублев и Даниил Черный).
УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире
УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
УСПЕНСКИЙ СОБОР во Владимире
сооружен в 1158-61 в центре города на высоком берегу реки. Собор стал основным звеном великолепного ансамбля. Стройные пропорции и высота шестистолпного храма подчеркнуты изысканным декором: аркатурно-колончатый пояс охватывает стены, лопатки осложнены тонкими полуколоннами с пышными лиственными капителями. Колонки широких перспективных порталов имели резные капители, а некоторые архитектурные детали - оковку золоченой медью; шлем двенадцатиоконного барабана главы сверкал золотом. Столь же эффектен был и интерьер, хорошо освещенный и богато украшенный драгоценной утварью. После обстройки собора в 1185-89 фасады были почти лишены скульптур; лишь единичные резные камни перенесены на них со стен старого собора. Здание фактически стало новым, более грандиозным сооружением; его объем приобрел ступенчатое построение, так как окружавшие старую постройку галереи были несколько понижены. На углах были поставлены четыре новые главы, образовавшие торжественное пятиглавие. В архитектурном образе нового собора еще ярче выявилась идея духовной силы и царственного величия. Величавый и торжественный Успенский собор образно утверждал идею главенства Владимиро-Суздальской земли, превращая ее в столицу, в духовный и политический центр Руси. В 1408 собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Часть из этих фресок сохранилась до наших дней.
УСПЕНСКИЙ СОБОР ВО ВЛАДИМИРЕ
памятник архитектуры владимиросуздальской школы XII — первой половины XIII в. поставлен в 1158–1161 гг. при Андрее Боголюбском в центре города на высоком берегу реки. Это стройный по пропорциям шестистолп-ный храм, украшенный изысканным декором: аркатурно-колончатым поясом по стенам, колонками с пышными резными капителями, позолоченным шлемом двенадцатиоконного барабана главы. Этот храм был призван утверждать идею главенства владимиросуздальского княжества, признания его столицы церковным и политическим центром Руси. После пожара 1185 г. храм был перестроен, его объем приобрел ступенчатое построение, на углах были поставлены четыре новые главы, что сделало собор пятиглавым. Фасады были почти лишены скульптуры, их украшали лишь отдельные резные камни. Эта перестройка еще ярче выразила идею силы и царственного величия. Внутренний декор храма соответ-ствовал его внешней торжественности и величавости. Первая роспись собора была выполнена еще в 1161 г. От нее дошли незначительные фрагменты, открытые после реставрации в 1970-х гг. Сохранились фигуры пророков и орнамент вокруг окон, которые свидетельствуют о свя-зи росписи с традициями киевской живописи XI в. В 1408 г. роспись собора была выполнена Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От нее до нас дошли фрески на сводах, столбах и арках под хорами в западной части храма. Это фрагменты большой композиции «Страш-ный суд». Но они рождают не суровость и страх, а дару-ют надежду на спасение. Это достигается светлыми красками и гибкой линией, придающей изображению особую музыкальность. Тогда теми же мастерами был написан иконостас, состоящий из огромных по размеру икон. Некоторые из них — «Спас Вседержитель», «Бого-матерь», «Иоанн Предтеча», «Григорий Богослов» и «Ан-дрей Первозванный» — находятся в Третьяковской галерее. Сохранились и другие, меньшие по размеру иконы их Владимирского собора.