род. 31 авг. 1879 в Калуге, ум. 9 окт. 1949 в Ташкенте. Композитор. Нар. арт. ТССР (1929) и УзССР (1937). Доктор искусствоведения (1943). С детства жил в Средней Азии. В 1898 окончил Оренбургский воен. кадетский корпус. В 1900—1904 был на воен. службе на Кавказе. В 1913 окончил Петерб. конс. по кл. композиции у А. К. Лядова; учился игре на арфе там же. В 1914—1917 в армии. С 1918 жил в Ташкенте, изучал фольклор Средней Азии. В 1923 записал в Бухаре шашмаком. В 1925—1929 провел 3 фольклорные экспедиции в Туркмении, где записал нар. песни и инстр. пьесы. В 1931 возглавлял муз.-этнограф. экспедицию в Ферганскую долину, где записывал узб. нар. музыку. В 1932—1949 научн. сотрудник Ин-та искусствознания в Ташкенте. Один из основателей и рук. Ташкентской нар. конс., где в 1918—1922 вел курс гармонии. В 1928—1934 преподавал в Ташкентском муз. техникуме, с 1934 проф. Высшей муз. школы (с 1936—Ташкентская конс.), где преподавал муз.-теоретич. предметы.
Автор научи, трудов "Туркменская музыка" (совм. с В. Беляевым, М., 1928, 2-е изд. Ашхабад, 1979, Т. 1), "Музыка на тексты А. Навои" (1940), "Узбекская вокальная музыка" (1950).
Соч.: муз. драма Фархад и Ширин (1936, Ташкент, 2-я ред. совм. с Г. Мушелем, инструментовка частично совм. с С. Цвейфелем (Горчаковым), 1937, там же, 3-я ред. совм. с Г. Мушелем, 1957 там же); для симф. оpк. — Узбекская поэма-рапсодия (1944), Лирическая поэма памяти Алишера Навои (с узб. нар. инстр. и солистами-вокалистами, 1947), Четыре мелодии народов Средней Азии (1934), Туркменское каприччио (1945); для ф-п. — Новелла (1947); для хора и ф-п. — В бой, богатыри (сл. Чусти, 1941), Походный марш (1941); музыка к драм. спектаклям, в т. ч. "ерилташ" Ш. Сагдуллы (1943, Узб. ТЮЗ, Ташкент), "Муканна" X. Алимджана (совм. с Г. Мушелем, 1943, Узб. драм. т-р им. Хамзы, Ташкент) .