(1937—2004) — российский композитор. Народный артист России, профессор. Лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича (1997), учрежденной Российским Союзом композиторов.
Художник поистине универсального дарования, Владислав Успенский владел обширнейшей палитрой музыкальных жанров — от песни до оперы, от инструментальной миниатюры до масштабных симфонических полотен, от детских спектаклей, киномузыки — до Божественной литургии... Поразительным образом все они спаяны, слиты воедино, переплавлены в тигле оригинального стиля мастера. Музыкальное творение непостижимо, но можно попытаться проследить истоки, питающие стиль творца. Животворящий родник творчества Владислава Успенского — это прежде всего ценности православной культуры, усвоенные с детства и верно хранимые в семье. Родившись в 1937 году в Омске, будущий композитор с детства пел в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у первой учительницы — мамы. Неукротимое желание творчества было направлено в нужное русло признанным мэтром советской музыки Д.Б. Кабалевским — "крестным отцом" юного музыканта. В музыкальном училище при Московской консерватории Владислав Успенский расширяет свое понимание музыки XX столетия под руководством оригинально мыслящего педагога С. Фрида.
Годы учения в Ленинградской консерватории — это врастание в почву богатейших духовных и академических традиций города, слияние с творческой средой "шестидесятничества". Круг общения молодого автора — Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Михаил Вайман, Борис Гутников, Иосиф Бродский, Михаил Шемякин, Яков Гордин. К тайнам композиторской профессии В. Успенский приобщается под руководством опытного мэтра Б.А. Арапова.
Встреча с Д.Д. Шостаковичем, у которого Владислав Успенский с 1962 по 1965 обучался в аспирантуре, определила многое в его жизни и творческой судьбе: она расширила горизонты художественного мировидения, определила все возрастающий уровень мастерства, наконец, углубила понимание природы человека и искусства. Владислав Успенский перенял у своего учителя лучшие качества — не только как автор и педагог, но и как личность. Истовое служение своей профессии, точность в словах и поступках, гражданственность ("талант нелегкий" — Евг. Евтушенко), особая тонкость межличностных отношений — все эти черты, перенятые у великого мастера, с младых ногтей вошли в плоть и кровь натуры В. Успенского, явились его неколебимым символом веры.
Композитор подлинно демократической ориентации, В. Успенский был начисто лишен ложного академизма и эстетского снобизма: для него не существует непроницаемых граней между сферами "высокого" и "низкого" в искусстве, между эзотерическим и "легким", развлекательным (Е и U — Musik). Напротив, они, взаимно дополняя и обогащая друг друга, рождали неповторимую авторскую манеру. Так, театральность, исконно присущая дарованию В. Успенского, проникает в сферу симфонических жанров (персонификация тембров, яркие портреты-характеристики) и эстрадной песни (моноспектакль "Ожидание" на стихи Р. Рождественского), вокально-эстрадное и симфоническое соединяется в поэтике балета "Летят журавли"; приемы и принципы кинодраматургии (монтаж, стремительные смены темпов) проникают в оперу "Интервенция", а из зонгов последней "прорастет" позднее искрометный мюзикл "Шерлок Холмс и королева богемы".
Парадоксализм свойственен не только творчеству композитора, но и самой его натуре. Черты экстраверта и интроверта сочетаются здесь удивительным образом. С одной стороны, Владислав Успенский — человек, наделенный незаурядным общественным темпераментом, погруженный порою в "заботы суетного света", с другой — это интеллигент чеховского склада, с тончайшей душевной организацией (не отсюда ли обращение к прозе И. Бунина, поэзии М. Цветаевой, Б. Пастернака и точные "психограммы" женской души, во множестве представленные в его сочинениях с проникновенным, пронзительным лиризмом и всепокоряющей романтикой).
Духовное, нравственное начало в музыке В. Успенского заслуживает особого внимания. Об этом справедливо сказал в свое время его великий наставник Д.Д. Шостакович: "В.А.Успенский очень хорошо понимает этическое значение музыкального творчества" Подтверждением тому — многие деяния — человеческие и творческие — Владислава Успенского: его служение своему искусству, своим ученикам, коллегам. Особый магнетизм духа (черта, также унаследованная от Д.Д. Шостаковича!), ощущение глубинной связи со своими современниками и предшественниками, чувство духовного долга — вот нравственная доминанта деятельности композитора. Не случайно ключевым словом в названиях некоторых его сочинений становится "посвящение" ("посвящение" как прикосновение к святыням любви, веры, дружбы ("Посвящение" — элегическая симфония памяти матери, симфоническая поэма "Посвящение мужеству" в память об исполнителях Седьмой симфонии Д. Шостаковича в блокадном Ленинграде, песни "Посвящение другу", "Посвящение женщине").
К религиозным святыням композитор приобщается в монументальных хоровых сочинениях начала 90-х годов: Всенощное бдение (1990), Божественная литургия (1991), "На исход души" (Панихида, 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яркой личностной интонацией творца, впитавшего христианскую веру с молоком матери и ныне полагающего ее краеугольным камнем бытия, вечным движителем истинного искусства.
Характерная черта творчества Успенского — тревога за судьбы мира, непосредственный отклик на мировые коллизии и проблемы: борьба с фашизмом и тоталитаризмом (опера "Война с саламандрами" по Карлу Чапеку), с засильем пошлости массовой культуры ("противоядием" ей служат в творчестве В. Успенского песни, базирующиеся на чистых, незамутненных источниках фольклора и естественной живой интонации). Сочинения композитора всегда несут в себе заряд нравственного очищения, эффект катарсиса. Даже темные силы В. Успенский, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы "Война с саламандрами", заключительные эпизоды многих симфонических опусов).
Музыкальный язык Владислава Успенского отмечен стремлением сочетать традиции национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками, что делает музыку композитора "равнодокладной" и для профессионалов и для меломанов. Музыка композитора снискала заслуженное признание как. у нас в стране, так и за рубежом; его произведения исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами, среди которых Борис Гутников, Павел Серебряков, Арвид Янсонс, Ирина Богачева, Геннадий Рождественский, Владислав Чернушенко, Сергей Лейферкус, Филипп Хиршхорн, Максим Венгеров, Роберто Фабриччиани, Вольфганг Штокмайер, звезды эстрады Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко.
Скончался Вл. Успенский в г. Санкт-Петербурге 9 июня 2004 года.