(англ. oral history) - направление в исторической науке, занятое изучением прошлого преимущественно на источниках устного происхождения, часть исторической практики. Одновременно - одна из многих форм документирования прошлого, «практика научно организованной устной информации участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами» (С. О. Шмидт). Устную историю трактуют и как направление в социальных науках в целом, которое обращено к изучению «простого человека» при признании его ценности как субъекта истории. Начало устной истории было положено в США: в 1948 г. при Колумбийском университете открылся Центр устной истории, сотрудники которого записывали и изучали свидетельства ветеранов Второй мировой войны. С середины 1960-х гг возникают Ассоциации устной истории (США, Великобритания); ныне центры устной истории существуют в большинстве стран, в том числе в России (Санкт-Петербург, Москва, Петрозаводск, Воронеж), с 1996 г. активно работает Международная Ассоциация устной истории, на счету которой 16 конференций; издаются десятки журналов. Классиками устной истории называют А. Невинса, М. Фриша, Р. Грила (США), А. Портелли (Италия), Я. Вансину (Бельгия), П. Томпсона (Британия), Г. Розенталя, Л. Нитхаммера (Германия).
В России одним из первых устных историков стал, по сути, В. Д. Дува кин (МГУ), который сделал более 800 записей-бесед с профессорами университета, другими лицами. Ученые отмечают особые возможности устной истории: создание нового источника, сохранение и возможности использования в настоящем и будущем информации, которая могла бы быть потеряна (Б. Зоммер), в том числе - сохранение от забвения имени и истории жизни рассказчика (А. Портелли); она помогает понять не только факт, случай, событие, но и уяснить, почему они имели место, как люди понимали случившееся и что теперь думают об этом; позволяет разрабатывать новые подходы к интерпретации фактов, вводить компаративные компоненты, подвергать сомнению официальные версии, выверять корректность прежнего истолкования, изучать восприятие событий на индивидуальном уровне (П. Томпсон).
Главный метод сбора материала устными историками - интервью, в основе которого лежат заранее продуманные вопросы, объединенные в группы. Одновременно он позволяет выявлять письменные и визуальные источники (фото и др.); создавать банки визуальных и аудиовизуальных записей. При работе с источниками устного происхождения исследователь имеет в виду как традиционные вопросы его «внешней» и «внутренней» критики (в том числе оценки на достоверность и репрезентативность), так и особые моменты психологического характера, связанные с записью интервью, т. е. встречей свидетеляреспондента и специалиста-интервьюера. Остается проблема выбора технических носителей и форм каталогизации, хотя уже есть учебники и учебные пособия (У. Флетчер, 1989, Donald A. Ritchie, 1995, Ф. Декан, 2001 и др.), особые фонды в библиотеках. Высок междисциплинарный потенциал устной истории: ее методы ценны для изучения истории семьи, женщин, вопросов гендера, повседневности, миграций и эмиграций, досуга и культуры, коллективного сознания и восприятия, проблем антропологии и пр. Особо отметим возможности «воспитания устной историей», т. е. ее использования в школьных и студенческих исследованиях.
Лит.: Доел Р. «Устная история» в историографии современной науки: Опыт и проблемы// Вестник истории естествознания и техники. 2000. №4. С. 60-88; Томпсон П. Голос прошлого: Устная история. М., 2003; Франция - память / Предисл. П. Нора; пер. с франц. и послесл. Д. Хапаевой. СПб., 1999; Хрестоматия по устной истории / Сост., ввод. ст.. перев. М. В. Лоскутовой. СПб., 2003; Donald A. R. Doing Oral History. Oxford, 2003; Oral History Review (c 1968) // http://ohr.oxfordioumals.org [февраль, 2014], режим доступа - свободный. Н. И. ДЕВЯТАЙКИНА
УСТНАЯ ИСТОРИЯ
УСТНАЯ ИСТОРИЯ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.