УСУНИ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

УСУНИ
кочевые племена Центральной и Средней Азии. Во II—I вв. до н. э. жили на территории Северной Киргизии и Южного Казахстана. После V в. не упоминаются.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Усуни
кочевые племена Центральной и Средней Азии. Около 160 г. до н.э. переселились из Центральной Азии в Семиречье и на Тянь-Шань. Во Во 2 – 1 в.в. до н.э. усуни образовали племенной союз. Занимались кочевым скотоводством (в частности, коневодством), были развиты также земледелие и ремесла. После 125 г. до н.э. усуни заключили союз с Китаем против хунну. В результате муждоусобиц в 51 г. до н.э. усуна разделились на старший (прокитайский) и младший (прохуннский) уделы. В 42 г. до н.э. хунну разгромили ставку усуни. Последнее упоминание о них относится к 5 в. н.э. См. Хунну.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

УСУНИ
кочевые племена Цент. и Ср. Азии. Под ударами хунну У. ок. 160 до н.э. вслед за юечжами переселились из Цент. Азии в Семиречье и на Тянь-Шань, где подчинили местные племена саков и часть юечжей, др. часть юечжей передвинулась на юг Ср. Азии. Во 2 — 1 вв. до н.э. У. образовали племенной союз. У., располагавш. на терр. Сев. Киргизии и на Ю.-В. Казахстана, занимались в осн. кочевым скотоводством (в частн., коневодством) были развиты также земледелие и ремесла. Во главе У. стоял гуньмо, ставка к-рого находилась в Чигу (Город Красной Долины) на юж. берегу о. Иссык-Куль. После 125 до н.э. У. установили отношения с Китаем, к-рый стал их союзником в борьбе с хунну. В результате междоусобиц в 51 до н.э. У. разделились на старший (прокитайский) и младший (прохуннский) уделы. В 42 до н.э. хунну разгромили ставку У. Под давлением жужаней У. ушли из Семиречья на Тянь-Шань. Последнее упомин. о них относится к 5 в. н.э. Вопрос об этнич. принадлежности У. явл. спорным.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

УСУНИ
кочевые племена Центр. и Ср. Азии. Под ударами хунну У. ок. 160 до н. э. вслед за юечжами переселились из Центр. Азии в Семиречье и на Тянь-Шань, где подчинили местные племена саков и часть юечжей, др. часть юечжей передвинулась на юг Ср. Азии. Во 2-1 вв. до н. э. У. образовали племенной союз. У., располагавшиеся на терр. Сев. Киргизии и на Ю.-В. Казахстана, занимались в основном кочевым скотоводством (в частности, коневодством); были развиты также земледелие и ремесла. Во главе У. стоял гупьмо, ставка к-рого находилась в Читу (Город Красной Долины) на юж. берегу оз. Иссык-Куль. После 125 до н. э. У. установили отношения с Китаем, к-рый стал их союзником в борьбе с хунну. В результате междоусобиц в 51 до н. э. У. разделились на старший (прокитайский) и младший (прохуннский) уделы. В 42 до н. э. хунну разгромили ставку У. Под давлением жужаней У. ушли из Семиречья на Тянь-Шань. Последнее упоминание о них относится к 5 в. н. э. Вопрос об этнич. принадлежности У. является спорным.

Лит.: Воеводский М. В. и Грязнов М. П., У-суньские могильники на терр. Кирг. ССР, "ВДИ", 1938, No 3; Бартольд В. В., Очерк истории Семиречья, Соч., т. 2,ч. 1, М., 1963, с. 25-30; Бернштам А. Н., Археологич. очерк Сев. Киргизии, Ф., 1941; его же, К вопросу об Усунь//кушан и тохарах, "СЭ", 1947, No 3; Зуев Ю. A., К вопросу о языке др. усуней, "Вестник АН Казах. ССР", 1957, No 5; его же, К этнич. истории усуней, "Тр. Ин-та истории, археологии и этнографии АН Казах. ССР", 1960, т. 8.

Ю. А. Заднепровский. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Усуни

Первоначальным местом расселения усуней была часть нынешней провинции Ганьсу, где они жили вперемежку с юэчжи. При одном из столкновений с юэчжи усуни были разгромлены, и основная масса племени отошла на северо-запад.
В I в. до н. э. кочевья усуней располагались между озерами Балхаш и Иссык - Куль, захватывая и травянистые равнины Семиречья и горные пастбища Тянь - Шаня. В стране усуней было и довольно значительное оседлое земледельческое население, состоявшее из посаженных на землю рабов. Ремесла — ткацкое, кожевенное, кузнечное, ювелирное — стояли у усуней довольно выооко. Наряду с местными ремесленниками встречались и выходцы из Китая. Ремесло, однако, не было отделено от сельского хозяйства. На границах своей территории усуни вели обмен с соседними странами, в связи с чем в усуньских курганах нередко встречаются предметы из Китая и Ирана.
Переселившись в Семиречье, усуни смешались с местным населением. Поэтому в культуре усуней наряду с элементами, принесенными ими с родины, имелись и такие, которые восходили к древним насельникам Семиречья и долины реки Таласа (к западу от Семиречья) — сакам. Эта преемственность особенно заметна в области материальной культуры.
В процессе переселения усуньских племен в Семиречье образовался союз племен, глава которого назывался гунъмо. Большое значение продолжали иметь родовые связи. Несмотря на известные пережитки матриархата и относительно свободное положение женщины, у усуней господствовала патриархальная семья.
Разложение первобытно-общинного строя зашло у усуней достаточно далеко. Подобно гуннам усуни во время войн прибегали к массовому захвату рабов. Рабы попадали преимущественно в руки племенной знати, которая, эксплуатируя их труд, все; более выделялась из общей массы свободных. Среди рядового свободного населения у усуней были и кочевники и земледельцы, знать же вела исключительно кочевой образ жизни. Важнейшим видом богатства был скот. Богатые люди имели от 4 тыс. до 5 тыс. лошадей. Особенно яркий материал об имущественной дифференциации среди усуней дает содержимое усуньскжх курганов. Одни из них, наиболее многочисленные, представляют собой погребения рядовых свободных, другие—погребения знати. Последние расположены почти исключительно около зимовок. В составе погребального инвентаря курганов этого типа встречаются изделия из золота, бляшки греко-бактрийской работы, китайские лаковые изделия.
Одновременно с развитием элементов классового общества происходило укрепление власти вождя союза племен. Известно, что правивший в I в. до н. э. гуньмо Цилими приказал, чтобы никто не смел пасти скот на его пастбищах. Так у усуней начала складываться царская собственность на землю.
Усуньский племенной союз представлял собой крупную политическую силу. На рубеже II и I вв. китайцы определяли численность усуней в 630 тыс. человэк, а численность их войска — в 188 800 человек.
В 115 г. китайский посол Чжан Цянь, уже ранее побывавший на Западе, проник в страну усуней около Иссык-Куля и разослал оттуда разведчиков, которые добрались до Парфии и доставили ему многочисленные сведения о западных странах. Усуни к этому времени освободились из-под власти гуннов в связи с ослаблением последних после потери Восточного Туркестана. В конце II в. произошел обмен посольствами между Китаем и усунями: китайцы пытались склонить усуней к совместной борьбе против гуннов, но те не решились на это и продолжали сохранять союз с гуннами. Усуньский правитель женился на китайской царевне, но объявил ее младшей женой, тогда как старшей продолжала оставаться дочь гуннского дзэну. Лишь в 80-х гг. I в. усуни вышли из гуннского союза.
Разрыв с гуннами привел сперва к тяжелым последствиям для усуней: в 75 г. гунны нанесли им серьезное поражение, захватили часть их земли и угнали множество пленных. Однако при гуньмо Унгуйми (умер в конце 60-х годов I в. до н.э.) усуньский племенной союз, в свою очередь, предпринял наступление против гуннов. В результате усуни распространили свою власть на часть территории Восточного Туркестана; в зависимости от них, в частности, оказался оазис Яркенд. В середине I в. до н. э. усуньский племенной союз, однако, распался.

Источник: Всемирная история. Энциклопедия. Том 2. 1957

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Усуни Семиречья: вопросы этнокультурной и хозяйственной интерпретации (современное состояние проблем

Свиридов Алексей Николаевич
Одной из ключевых проблем в археологии железного века Казахстана являются вопросы этнокультурной интерпретации усуньских памятников Семиречья.
Читать PDF
0.00 байт

Древние племена в исторических источниках (скифы, огузы, усуни)

Арзыбаев Тыныстан Кадырович
На наш взгляд скиф или вернее скуз является дериватом древне-тюркского этнонима аскыз, его усеченной формой. Аскыз, в свою очередь, по нашему мнению, должен представлять стяжение двух этнонимов, асык и аз, т. е.