учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Название восходит к сочинению Т. Моора «Утопия» (1516).
Утопический социализм
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Утопический социализм
одно из течений в общественной мысли, способ обоснования неизбежности создания некоего «идеального» общества (социализм, коммунизм), которое будет резко отличаться от реальной действительности.
Идеи утопического социализма были еще в трудах античных философов (Платон). Собственно утопический социализм возник в Западной Европе как интеллектуальная реакция на зародившееся в 14 – 15 вв. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Бабеф, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В трудах этих мыслителей присутствовали два главных начала: резкая критика капитализма (прежде всего частной собственности как его основы) и нередко весьма детальный образ будущего, которое якобы станет альтернативой «бесчеловечному» капитализму. Идейное содержание утопического социализма явилось одним из источников возникновения в середине 19 в. марксизма, как цельной теории революционного преобразования капитализма в коммунизм.
В России идеи утопического социализма нашли воплощение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Особое место занимает учение А.И. Герцена о возможности построения в России «крестьянского» (русского) социализма. Научная социалистическая традиция в русской общественной мысли наиболее последовательно и глубоко была представлена в произведениях Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Утопический социализм стал закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном и гуманном устройстве общественной жизни.
Идеи утопического социализма были еще в трудах античных философов (Платон). Собственно утопический социализм возник в Западной Европе как интеллектуальная реакция на зародившееся в 14 – 15 вв. капиталистическое общество с присущими ему социальным неравенством и эксплуатацией наемного труда (Т. Мор, Т. Кампанелла, Дж. Уинстенли, Ж. Мелье, Г. Бабеф, Ш. Фурье, Р. Оуэн, А. Сен-Симон). В трудах этих мыслителей присутствовали два главных начала: резкая критика капитализма (прежде всего частной собственности как его основы) и нередко весьма детальный образ будущего, которое якобы станет альтернативой «бесчеловечному» капитализму. Идейное содержание утопического социализма явилось одним из источников возникновения в середине 19 в. марксизма, как цельной теории революционного преобразования капитализма в коммунизм.
В России идеи утопического социализма нашли воплощение в трудах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского. Особое место занимает учение А.И. Герцена о возможности построения в России «крестьянского» (русского) социализма. Научная социалистическая традиция в русской общественной мысли наиболее последовательно и глубоко была представлена в произведениях Г.В. Плеханова и В.И. Ленина. Утопический социализм стал закономерным явлением общественной мысли. Он отразил острейшие социально-экономические проблемы и противоречия общества. В нем выразилась вековая мечта человечества о более разумном и гуманном устройстве общественной жизни.
Источник: Краткий исторический словарь
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
предшествующие науч. коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистич. началах, не опирающиеся на знание законов обществ. развития и его движущих сил. "... Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал капиталистическое общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о лучшем строе, убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не мог указать действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 23, с. 46 (т. 19, с. 7)). Понятие "У. с." берет начало от соч. Т. Мора "Утопия" (1516). Политич. и идейная слабость эксплуатируемых классов, отразившаяся в У. с, определила его мировоззренч. основу - субъективно-идеалистические, волюнтарис- тические и моралистические, подчас религ. и мессианистские воззрения на человеческое общество. При этом У. с. не было свойственно смирение перед божьей волей: обществ. устройство он считал зависящим от воли и разума людей, что и обусловило поиски У. с. эффективной обществ. теории. Ввиду этого важнейшая роль в построении и теоретич. разработке идей У. с. принадлежала интеллигенции. Однако У. с. не был лишь созданием мыслителей-одиночек, как это часто изображают бурж. и реформистская социология и историография, поскольку социалистич. мечтания и соответствующие им обществ. идеалы выражали многовековые освободит. устремления трудящихся масс. Многие течения У. с. пытались возвыситься над борьбой классов и осуществить классовое сотрудничество пролетариата и буржуазии, искали поддержки у господств. классов и рассчитывали проложить путь новому обществу лишь силой пропаганды и примера. Зарождение мечтаний, содержавших проблески социалистич. мысли, было ответом на появление частной собственности, разделение общества на классы и возникновение эксплуататорского общества. Следы подобных мечтаний встречаются на разных ступенях развития классовой борьбы народов Азии и Сев. Африки, Индии и Китая. В антич. Греции и Риме они проявились в легенде о "золотом веке" (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности) и его изображениях в сказочных повествованиях (Эвгемера, Ямбула и др.); в дискуссиях др.-греч. мыслителей вокруг проблем имуществ. неравенства и "естественного состояния" общества, полисной демократии и "распределительной справедливости"; в уравнит. реформах в Спарте и в платоновской утопии кастового рабовладельч. "коммунизма", сочетавшейся с критикой частной собственности. Большое значение для становления У. с. имели социальное учение раннего христианства, содержавшаяся в нем проповедь общечеловеческого равенства, братства и потребительского коммунизма. Воздействие этих идей сказывалось на различных течениях У. с. вплоть до христианского социализма 19 в. Однако в целом, все более проникаясь идеей примирения с земным злом, компенсации социальной несправедливости в потустороннем мире, христианство направило утопич. мысль в русло религ. утопии, затормозив тем самым развитие социалистич. идей и идеалов. В период феодализма социально-утопич. мотивы проявлялись в ересях вальденсов, катаров, беггардов, апостольских братьев, лоллардов, таборитов, анабаптистов и др. сект, а также в произведениях фольклора. Источником социального неравенства и гнета объявлялось отступничество церкви и господств. классов от принципов и идеалов первонач. христианства, выдвигались требования уничтожения феод. эксплуатации и сословного неравенства и воскрешались идеалы евангельского строя небольших самоуправляющихся общин с аскетич. уравнительностью в быту и потреблении. Попытки нек-рых ср.-век. еретич. сект осуществить этот уравнительно-потребительский "коммунистич." идеал спорадически сопровождались ведением совместного производства. Но даже когда сектантский еретич. коммунизм влился в поток крестьянских антифеод. революц. восстаний позднего средневековья (Т. Мюнцер), коммунистич. идеал оставался смутным и фантастическим. В идеях У. с. 16 в. заключались уже первые элементы критики нарождавшегося бурж. общества, сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно человечного коммунистич. общества. В коммунистич. утопиях Т. Мора и Т. Кампанеллы У. с. переходил от идеи общности имущества в виде общности потребления к идее обществ. произ-ва и к представлению об организации хозяйств. жизни общества как единого целого; от идеала замкнутой общины, не нуждающейся в гос-ве, - к идеалу крупного политич. образования в виде города или федерации городов, к признанию гос-ва, его роли в утверждении основ разумного обществ. строя, в руководстве х-вом и культурой. Тем не менее в У. с. в течение неск. веков продолжали господствовать принципы уравнит. распределения. Доказывая, что коммунистич. идеал может быть осуществлен самим человеком, и отвергая хилиастич. мечтания о "тысячелетнем царстве", утопич. коммунизм эпохи Возрождения предоставлял осуществление этого идеала мудрости того или иного завоевателя или правителя, просвещенного монарха или интеллектуальной олигархии. Антифеод. эгалитарные и коммунистич. идеи эпохи раннего капитализма не освободились еще от религ. оболочки, хотя и содержали рационалистич. и материалистич. элементы, к-рые сказались с большой силой даже в религ.-сектантской идеологии Дж. Уинстэнли (Англия). Во Франции умозрит. социальные утопии конца 17 - нач. 18 вв. излагались гл. обр. в форме романов-путешествий, в к-рых общность имущества у "добродетельных" дикарей противопоставлялась сословному и имуществ. неравенству европ. общества (Г. де Фуаньи, Верас д´Алле, Гедевиль и др.). В 18 в. с идеями революц. ниспровержения феод. гнета и эксплуатации выступил Ж. Мелье, возродивший проекты общинного патриархального коммунизма. Исходным пунктом мн. коммунистич. трактатов 18 в. служила просветительская теория одинаковости "естественной природы" и равенства "естественных прав" всех людей. Исходя из этих идей, Морелли и Г. Мабли обосновывали коммунизм с точки зрения теории естественного права. У. с. 18 в. еще не проводил четкой грани между коммунизмом и эгалитарными (уравнительными) идеями ("социализм" равенства мелких хозяев). У. с. эпохи Просвещения выдвинул идеи права на труд и обязательности труда для всех членов общества; социальной справедливости в распределении средств и продуктов произ-ва, обеспечению к-рой должны были служить превращение осн. средства произ-ва того времени - земли в общедоступную или общую собственность и обществ. распределение плодов индивидуального труда. В годы Великой франц. революции происходило политизирование и революционизирование этих идей морального социализма, смыкавшихся с борьбой плебейских низов города и деревни. Сторонники эгалитарных утопич. идей переходили к требованиям "аграрного закона", всеобщего уравнит. передела земли, ограничения собственнич. прав, подчинения их верховным интересам общества и его контролю ("Социальный кружок", "Бешеные"). Опыт якобинской диктатуры обновил идеи гос. регулирования распределения. Обострение классовых противоречий в процессе революции нашло отражение в дальнейшем развитии идей утопич. коммунизма: от наивных проектов первых лет революции о мирном законодат. введении общинного коммунизма во Франции - к планам коммунистич. преобразования всей страны с помощью санкюлотской революц. диктатуры (Ф. Буассель). Решающий перелом был осуществлен здесь Г. Бабефом и бабувистской программой "заговора во имя равенства", выдвинувшей практич. задачу свершения коммунистич. революции и впервые обосновавшей идеи революц. диктатуры для коммунистич. преобразования общества и необходимости периода, переходногок нему. Представляя надежды и устремления пролетариата домашинной индустрии, бабувизм строил идеал коммунистич. общества как аграрного и ремесленного, развивающегося на основе ручного труда, и в проектах распределения проповедовал грубую уравнительность, всеобщий аскетизм, негативное отношение к людям умств. труда. Критико-утопич. социализм нач. 19 в. с особой силой выразил разочарование в капиталистич. обществе. Противоречия нового обществ. строя делали его объектом разносторонней социальной критики. В силу незрелости рабочего класса эту критику и теоретич. осмысление опыта прошедших десятилетий осуществляли передовые интеллигенты бурж. общества, из среды к-рых вышли великие утописты К. А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн - "основатели социализма", по словам Энгельса (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 194), впервые развившие самостоят. теорию У. с., противостоящую бурж. обществ. мысли. В поисках социальной науки, к-рая заменила бы обанкротившуюся революц. метафизику "естественного права", они создали классич. системы У. с., косвенно выражавшие стремление пролетариата к преобразованию общества. Критико-утопич. социализм дал проницат. критику противоречий капитализма и пороков бурж. общества и выдвинул задачу построения нового обществ. строя. Признав значение уровня развития произ-ва и форм собственности в развитии человечества, он в вопросе о преобразовании общества поставил на первый план проблему крупного обществ. произ-ва, планомерно применяющего достижения науки и техники. Преодолевая представления об уравнительности и всеобщем аскетизме при коммунистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул принцип распределения "по способностям", изобразил будущее общество как общество изобилия, обеспечивающее удовлетворение человеческих потребностей, безграничный рост производит. сил и расцвет личности. Маркс и Энгельс отмечали и другие "... зародыши гениальных идей..." (Энгельс P., там же), разбросанные в теориях великих утопистов, - их догадки об уничтожении противоположности между физич. и умств. трудом, между городом и деревней, об осуществлении планирования произ-ва, о превращении гос-ва из органа управления людьми в орган управления произ-вом и др. Исход Франц. революции свидетельствовал, как казалось великим утопистам, о несостоятельности революц. действий масс, об определяющей роли избранного меньшинства и волевых решений отд. личностей. Объясняя обществ. явления воздействием духовного мира, У. с. сохранял идейные связи с рационализмом 18 в. В то же время У. с. для упрочения классового сотрудничества возрождал религ. идеи ("новое христианство" Сен-Симона, пантеистич. метафизика и мистич. объяснение природы человеческих страстей и влечений у Фурье, "новый моральный мир", перевоспитывающий людей с помощью рациональной "социалистической" религии, у Оуэна). В развитии У. с. пролет. направление переплеталось с бурж. и мелкобуржуазным, приспосабливаясь к идее сотрудничества пролетариата и буржуазии для полюбовного решения социального вопроса; критико-утопич. социализм допускал в новом обществе элементы частной собственности и социального неравенства. "Значение критически-утопического социализма и коммунизма, - писали Маркс и Энгельс, - стоит в обратном отношении к историческому развитию. По мере того как развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это фантастическое стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается всякого практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если основатели этих систем и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют реакционные секты" (там же, т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сен-симонизм (Б. П. Анфантен, С. А. Базар и др.), фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм. Предпринятые в 20-40-х гг. 19 в. попытки создания в США и Англии оуэнистских коммунистич. колоний, как и более многочисл. опыты основания фурьеристских ассоциаций (фаланг) в США (ок. 40, наиболее известная - Брукфарм, близ Бостона, 1841-46), после временных успехов неизменно заканчивались неудачей, к-рая в дальнейшем постигла и "икарийские" колонии Э. Кабе (см. "Икария"). Гл. причиной неудач была несостоятельность самой идеи создания коммунистич. ассоциаций внутри капиталистич. общества. Ломка старых производств. и обществ. отношений порождала в 30-40-е гг. 19 в. разнородную (в классовом отношении) критику противоречий капитализма и различные представления об обществ. идеале. В У. с. появляются как реакц. и консервативные течения ("феодальный", бурж. и мелкобурж. социализм), так и революционные. Пропагандируемые У. с. идеи ассоциированного труда и права на труд находили все больший отклик у передовых рабочих, выражая их еще незрелые представления о послебурж. обществ. строе. Мелкобурж. У. с., защищая рабочий класс с мелкобурж. позиций, разрабатывал различные проекты производит. ассоциаций (Б. Бюше, Л. Блан, К. Пеккер, П. Леру и др.) либо ассоциаций эквивалентного товарообмена (Дж. Грей, П. Ж. Прудон) и рассматривал их как осн. средство борьбы против крупного капитала и переустройства общества мирным путем на основе экономич. сотрудничества классов. Эпигонский У. с. продолжал ограничиваться моральным осуждением несправедливости капиталистич. эксплуатации и распределения продуктов труда. Утопия "социализма" равенства мелких хозяев, приобретая новую почву в росте неравенства в бурж. обществе, делала "распределительную справедливость" мерилом всех экономич. отношений. Такая социалистич. идеология, стремившаяся осуществить перестройку бурж. общества в мелкобурж. духе, обусловила присутствие "социалистического компонента" в идеологиях и программах многих европ. бурж.-демократич. движений 19 в. По словам Ленина, в сущности "...это был вовсе не социализм, а прекраснодушная фраза, доброе мечтание, в которое облекала свою тогдашнюю революционность буржуазная демократия, а равно невысвободившийся из-под ее влияния пролетариат" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 21, с. 256 (т. 18, с. 10)). Революц. сторона идей справедливости развивалась в теориях пролет. У. с., напр. в произв. англ. социалистов-рикардианцев (У. Томпсон, Д. Ф. Брей и др.). Объявив прибавочную стоимость плодом несправедливого обмена между трудом и капиталом, они для устранения этой несправедливости выдвинули экономически несостоятельное требование получения рабочими "полного продукта их труда". Подобное приложение морали к политич. экономии было формально ложным выводом, но, как подчеркивал Ф. Энгельс, "... что неверно в формально-экономическом смысле, может быть верно во всемирно-историческом смысле" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 184; ср. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 22, с. 120 (т. 18, с. 329)). В Англии этот пролет. У. с. косвенно оплодотворил чартистское движение, во Франции и Германии он сближался с революц. политич. мыслью передовых групп рабочего класса, провозглашавших необходимость коренного переустройства всего общества на началах "общности имущества". В недрах революц. тайных обществ 30-40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского коммунизма, возродившего идею немедленного "глобального" коммунистич. переустройства общества посредством революц. переворота и революц. диктатуры, вводящей последовательную "общность имуществ" (во Франции - Т. Дезами, Ж. Ж. Пийо, О. Бланки, А. Лаппонере и др.). Использование теоретиками коммунизма 30-40-х гг. нек-рых концепций критико-утопич. социализма позволило им сделать важный шаг от уравнит. принципов к коммунистич. принципу "от каждого по способности, каждому по потребности". В произведениях Дезами и В. Вейтлинга теория революц. утопич. коммунизма достигла своей вершины. Дезами сделал попытку развить коммунистич. учение на базе механистич. материализма 18 в. Тем не менее утопич. коммунизм этого периода нередко ссылался на традиции евангельского "коммунизма" (Эскирос, Кабе, Лаотьер, Вейтлинг) и подчас выливался в борьбу конкурирующих сект, окутанную мистич. покровом. Объединяющей чертой всех направлений У. с. 1-й пол. 19 в. были поиски социальной науки, с помощью к-рой можно было бы найти априорные формулы для "..."решения социального вопроса" вместо того, чтобы источником науки делать критическое познание исторического движения, движения, которое само создает материальные условия освобож- дения" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс P., Соч., 2 изд., т. 16, с. 27). Только марксизм, создавший теорию науч. коммунизма (см. Марксизм-ленинизм, Коммунизм, Социализм), превратил социализм из утопии в науку, понял социализм не как осуществление абстрактных принципов свободы, справедливости, разума, а как закономерный результат обществ.-историч. развития и классовой борьбы. В отличие от всех течений и направлений У. с., науч. коммунизм обосновал положение о том, что только присвоение средств произ-ва обществом, т. е. национализация средств произ-ва и обмена и подчинение их ассоциированному рабочему классу в лице его гос-ва, ведет к действительному социалистич. преобразованию общества. "Таким образом, - подчеркивал Энгельс, - здесь впервые сформулировано положение, которым современный рабочий социализм резко отличается как от всех разновидностей феодального, буржуазного, мелкобуржуазного и т. д. социализма, так и от туманной "общности имущества", выдвигавшейся утопическим и стихийным рабочим коммунизмом" (там же, т. 22, с. 532). Преодоленный в марксистском науч. коммунизме, У. с. вместе с тем явился одним из важнейших его идейных источников. После возникновения науч. коммунизма У. с. в целом утратил прежнее значение. Однако формирование пролетариата, втягивание новых его слоев в революц. движение сопровождались возрождением в новых формах идеологии У. с. и "... повторениями старых ошибок, временным возвратом к устарелым взглядам..." (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 20, с. 65 (т. 16, с. 318)). В. И. Ленин демонстрировал это на примере оппортунистич. течений в социалистич. партиях 2-го Интернационала и прозорливо указывал на то, что условия зрелого и перезрелого капитализма - дальнейшее разорение и "утеснение" мелкой буржуазии и одновременное нарождение новых средних слоев населения капиталистич. стран - неизбежно приводят к возрождению разнообразных мелкобурж. идей и учений У. с. Вследствие этого идеи домарксового социализма появляются нередко и позднее; критика У. с. и борьба за преодоление его влияния продолжаются на протяжении всего дальнейшего развития рабочего движения. Ленин указывал также на наличие социальной почвы для возрождения У. с. в странах, где "... неразвитость экономики вызывает переживание и воскрешение в той или иной форме отсталых форм социализма, который является мелкобуржуазным социализмом..." (там же, т. 11, с. 284 (т. 9, с. 282)). Такой разновидностью У. с. было рус. народничество. Близкую форму У. с представляли воззрения кит. революц. демократа Сун Ят-сена. У. с. не был т. о. региональным узкоевроп. явлением - идеи своеобразного У. с. и эгалитаризма, соединяясь с идеологией нац.-освободит. движения, выдвигались в странах Азии, Африки, Лат. Америки. В совр. эпоху в развивающихся странах под влиянием всемирных успехов социализма и совр. освободит. движения широкое распространение получили идеологич. построения т. н. национального социализма. В большинстве этих стран преобладают мелкобурж. и полупролетарские гор. элементы и крестьянство, господствует мелкобурж. идеология, преим. националистическая и антиимпериалистическая. Эти течения во многих случаях проникаются социалистич. идеями, к-рые отличаются обычно крайним эклектизмом (причудливо соединяются элементы У. с., науч. социализма, социал-демократизма, различных религ. воззрений). Нередко такие идеи служат лишь оболочкой и прикрытием для национал-реформистских бурж. тенденций развития этих стран. Однако во многих случаях социалистич. построения и концепции "национального социализма" отражают революц. настроения трудящихся слоев слаборазвитых стран, формирующегося в них пролетариата и передовой интеллигенции, их стремления к решительной борьбе с империализмом и неоколониализмом, к некапиталистич. пути развития. Такой У. с. способен воспринимать идеи науч. социализма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного перехода к науч. социализму. Источн.: Волгин В. П. (сост.), Предшественники современного социализма в отрывках из их произведений, ч. 1, М.-Л., 1928; Предшественники научного социализма. Серия под общ. ред. В. П. Волгина, т. 1-27, М.-Л., 1947-62; Утопический роман XVI - XVII вв., М., 1971; Les pr?curseurs fran?ais du socialisme. Textes r?unis et pr?sent?s par M. Leroy, P., 1948; Krauss W., Reise nach Utopia, В., 1964; Bravo G. С., Les socialistes avant Marx, v. 1-3, P., 1970; Der Bund der Kommunisten. Dokumente und Materialien, Bd 1, В., 1970. Лит.: Маркс К., Энгельс P., Соч., 2 изд., т. 2, с. 132-51; т. 3, с. 457-544; т. 4, с. 448-57; т. 19, с. 185-230; т. 21, с. 214-32; Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6, с. 22-31 (т. 5, с. 340-47); т. 12, с. 39-48 (т. 9, с. 407-15); т. 21, С. 255-62, с. 400-406 (т. 18, с. 9-15, с. 143-49); т. 22, с. 117-121 (т. 18, с. 326-30); т. 23, с. 40-48 (т. 19, с. 3-8); Луи П., История социализма во Франции, пер. с франц., М., 1906; Меринг Ф., История германской социал-демократии, пер. с нем., 2 изд., т. 1-4, М.-П., 1923; Бер M., История социализма в Англии, пер. с нем., ч. 1, М.-П., 1923; Каутский К., Предшественники новейшего социализма, 4 изд., т. 1-2, М.-Л., 1924-25; Волгин В. П., История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, Развитие обществ. мысли во Франции в XVIII в., М., 1958; его же, Французский утопич. коммунизм, М., 1960; Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX в., М., 1958; Лабриола A., Очерки материалистич. понимания истории, М., 1960, с. 109-12, 124-42; История социалистич. учений. Сб. ст., (т.) 1-2, М., 1962-64; Кан С. Б., История социалистич. идей (до возникновения марксизма), М., 1967; Шейнман M. M., Христианский социализм, М., 1969; Mannheim К., Ideologie und Utopie, 3 Aufl., Fr./M., 1952; Cole G. D. H., A history of socialist thought, v. 1-2, L., 1953-54; Ramm Th., Die gro?en Sozialisten als Rechts- und Sozialphilosophen, Bd 1, Stuttg., 1955; Duveau G., Sociologie de l´utopie et autres essais, P., 1961; Simecka M., Kr?zu utopizmu, Brat., 1967; Bravo G. M., Storia del socialismo, 1789-1848, Roma, 1971. Библ.: Stammhammer J., Bibliographie des Sozialismus und Kommunismus, Bd 1, Jena, 1893; Falke R., Versuch einer Bibliographie der Utopien, "Romanistisches Jahrbuch", Bd 6, 1953-54, Hamb., 1956. Н. Е. Застенкер. Москва. Утопический социализм в России. Его возникновению предшествовали стихийные духовные искания угнетенных крест. масс, мечтавших о свободе и равенстве, отразившиеся в фольклоре, религ. ересях и др. В рус. обществ. мысли кон. 18 - нач. 19 вв. предшественниками У. с. были А. Н. Радищев и П. И. Пестель. Идеи зап.-европ. У. с, проникавшие в Россию с кон. 18 в., получили особенно широкое распространение в 1830-40-х гг. Социалистич. мечтания А. И. Герцена и Н. П. Огарева, возникшие в нач. 1830-х гг. под воздействием идей А. Сен-Симона и Ш. Фурье, положили начало социалистич. традиции рус. обществ. мысли. Незрелость социально-экономич. и политич. отношений в России нашла выражение в том, что ранний рус. У. с. представлял собой разновидность христ. У. с. (В. С. Печерин и др.). Такое облеченное в религ. форму направление У. с. продолжало существовать и позже - у нек-рых петрашевцев, среди членов Кирилло- Мефодиевского об-ва и даже у нек-рых народников. В 40-е гг. 19 в. наиболее яркие представители рус. У. с. (А. И. Герцен, Н. П. Огарев, В. Г. Белинский, М. В. Петрашевский, В. А. Милютин) выступают с теорией, опирающейся на более или менее цельное филос. основание. Важнейшими составными частями в эту теорию входят антропологич. идея природы человека, полной реализацией к-рой только и может быть социализм, и ист. диалектика мирового разума, понятого как дух человека, изначально стремящегося к строю братства и равенства. Рус. утопич. социалисты сумели подметить нек-рые существенные черты ограниченности зап. систем У. с., в частности присущий многим из них дух уравнительности. Особенностью рус. У. с. последующего времени является попытка "навести мосты" (Герцен) между идеалом и реальностью, будущим и настоящим. Это выражается прежде всего в поисках зародышей социализма в социальной истории, что обусловливает пристальное внимание социалистов 60-70-х гг. к проблемам экономич. и политич. развития. Такое направление социально-теоретич. исканий привело, в частности, к возникновению и разработке особой, своеобразной разновидности У. с. - т. н. "русского", или крестьянского, социализма, народничества, в рамках к-рого в основном и происходило развитие У. с. в России 2-й пол. 19 в. Преодоление народничества как идеологии, выражавшей противоречивые устремления росс. крестьянства в условиях начавшегося капиталистич. развития, явилось в 80-90-х гг. необходимой идейной предпосылкой победы идей научного социализма. Однако в целом У. с. в России 2-й пол. 19 в. не сводится к народничеству: внутри рус. социалистич. мысли имела место критика идеализации сельской общины и рус. мужика как "носителя" социализма, развиваются положения о необходимости крупного пром. произ-ва как обязательной основы будущего общества, о длительности и многовариантности путей к социализму, о крайней сложности форм и способов его установления (Д. И. Писарев и др.). Наиболее глубокая концепция У. с. была выдвинута Н. Г. Чернышевским, к-рого Ленин характеризовал как "...величайшего представителя утопического социализма в России" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 24, с. 335 (т. 20, с. 100)). Нек-рые представители рус. У. с. 70-80-х гг., обратив внимание на теорию научного социализма К. Маркса и Ф. Энгельса, пытались использовать ее отд. идеи (П. Л. Лавров и др.). Отсюда в значительной мере эклектич. нестройный характер У. с. этого времени, хотя в разработке ряда конкретных положений теории (место и роль гос-ва, роль экономики, нравственности революционера и т. п.) рус. социалистич. мысль и делает шаг вперед. В целом важнейшей чертой У. с. в России является попытка связать вопрос о будущем социалистич. общества с судьбами крестьянства, с ликвидацией крепостничества и самодержавия. Отмечая это, В. И. Ленин писал, что вплоть до кон. 19 в. демократизм и социализм в России "...сливались в одно неразрывное, неразъединимое целое..." (там же, т. 1, с. 280). Лит.: Чечулин Н. Д., Русский социальный роман XVIII века, СПБ, 1900; Святловский В. В., Русский утопический роман, П., 1922; Сакулин П. Н., Русская литература и социализм, ч. 1, М., 1924; Левин Ш. М., К вопросу об исторических особенностях русского утопического социализма, "ИЗ", 1948, No26; Малинин В. A., Сидоров M. И., Предшественники научного социализма в России, М., 1963; Володин А. И., Начало социалистич. мысли в России, М., 1966; Чистов К. В., Русские народные социально-утопические легенды XVII - XIX вв., М., 1967; Водолазов Г. Г., От Чернышевского к Плеханову (Об особенностях развития социалистич. мысли в России), М., 1969; Идеи социализма в русской классической литературе, Л., 1969; Твардовская В. A., Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880-х гг., М., 1969; Володин А. И., Гегель и русская социалистич. мысль XIX века, М., 1973; Пантин И. К., Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке, М., 1973. А. И. Володин. Москва.