Утопия

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Утопия
изображение идеального общественного устройства жизни людей.

Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009

УТОПИЯ
место, которого нет, благословенная страна, несбыточная мечта.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Утопия
греч. u – нет + topos – место, букв. – место, которого нет) – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Утопия
от греч. – место, которого нет; по др. версии – благословенная страна) – лишенное научного обоснования изображение идеального общественного строя, а также обозначение всех сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Термин «утопия» происходит от названия книги Т. Мора (XVI в.).
 
 

Источник: Краткий исторический словарь

Утопия
(совр. неологизм из греч. и — не и topos – место; букв, место, которого нигде нет), назв., которое англ. гуманист Томас Мор дал своей книге «Utopia» (1516). В этом труде он под определ. влиянием «Государства» Платона и проблем своего времени изобразил состояние идеального государства. В античности не существовало не только слова, но и понятия «У.». Попытки создания утопич. теорий имели реальные политич. цели (Гипподам Милетский, Платон, Евгемер, Зенон). По назв. утопич. романа Мора все сходные лит. проекты и повествования об идеальных обществ, отношениях в настоящем или будущем также называются У.

Источник: Словарь античности. 1989

УТОПИЯ
греч. eu – благо и topos – место, букв. «доброе место»; или греч. ou – нет и topos – место; букв. «место, которого нет»), эпический жанр, изображающий вымышленное идеальное общество, детально описывающий его устройство. Жанр назван по заглавию трактата английского мыслителя Т. Мора «Утопия» (1516). Он получил распространение в литературе Нового времени. На протяжении 17 в. утопические философские взгляды отражались в произведениях писателей разных европейских стран: «Город солнца» итальянца Т. Кампанеллы, «Новая Атлантида» англичанина Ф. Бэкона, «Иной свет, или Государства и империи Луны» француза Сирано де Бержерака. Позднее утопией стали называть не только отдельное литературное произведение, но и любое изображение идеального государственного устройства, предполагающее скрытую критику реального социально-политического строя. Эта связь утопии с сатирой ярко выразилась в «Путешествиях Гулливера» (1726) Дж. Свифта: черты утопического общества намечены в описании Бробдингнега, страны великанов, и ярко проявляются в описании общества гуигнгнмов, разумных лошадей, благородство которых резко противопоставлено людской подлости. В 19 в. утопия с сатирой сочетаются в романе «Эревуон» С. Батлер (1872; заглавие – анаграмма англ. nowhere, букв. «нигде»). В 20 в. философская утопия с скрытой сатирой была полностью вытеснена из европейской литературы открыто сатирической антиутопией, пародирующей современную политику – романы Г. Уэллса, Дж. Оруэлла и др.
История российских утопий начинается в 18 в. Первый русский образец – «Сон. Счастливое общество» А. П. Сумарокова (1759). Расцвет отечественной утопии приходится на первую четверть 20 в., когда появляются «Республика Южного Креста» В. Я. Брюсова (1907), «Красная звезда» А. А. Богданова (1908), «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» А. В. Чаянова (1920). В дальнейшем утопия в русской литературе, как и в зарубежной, уступает место антиутопии (роман Е. И. Замятина «Мы», произведения братьевСтругацких и т. д.).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

УТОПИЯ
(др.-герм. – «нигде»). – Ученая утопия – литературное описание общества и государства, не существующих в реальности и представляющих, с точки зрения автора, идеальную картину социального устройства и совершенного политического строя. Утопии известны со времен античности. В XVI–XVII вв. с развитием абсолютизма и обострением социальных противоречий на фоне формирования буржуазных отношений и власти денег появляется множество социальных утопий. Этому способствовало и развитие гуманистических идей о достоинстве и счастье человека. Английский гуманист Т. Мор (1478–1535) в «Утопии» (1516) рисует общество, где все трудятся, где нет частной собственности, где должностные лица избираются из числа философов. Ф. Бэкон (1561–1626) в сочинении «Новая Атлантида» высказал свою основную мысль о высоком промышленно-техническом уровне, создающем условия для совершенного общества. Т. Кампанелла (1568–1639) в книге «Город Солнца» (1602) создал образ государства, основанного на всеобщем коллективном труде, развитии наук и разумной организации всей жизни. В утопиях изложены философские рассуждения о социальной справедливости, об основах и природе государства, о всеобщем благе и гражданском долге. Утопия в народном сознании. Утопия простых людей, бесправных тружеников была воплощением мечты о мире «наоборот». Их воображаемая страна носит специфический характер. Это счастливая, волшебная страна, изобильная и вольная: «Рай бедняка», «Волшебные леденцовые горы». В народной фантазии возникала страна безделья, обжорства и полной праздности. Французский гуманист Франсуа Рабле (1494–1553) в романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» дал близкое к народному утопическое описание жизни в Телемском аббатстве. Монастырский устав его – «делай, что захочешь». Никакого обязательного труда, спокойное довольствие, полное благополучие и свобода. Вопреки монастырским правилам в Телеме каждый может состоять в браке, быть богатым. Телем – фантазия, монастырь «наоборот», огромный город или маленькое государство. Жители существуют на фантастические суммы, которые дал обители Гаргантюа. Утопия была и орудием социальной критики, и воплощением гуманистических взглядов на справедливое устройство общества.

Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014

«УТОПИЯ»
17 марта 1891 года Английский пассажирский пароход при постановке на якорь на Гибралтарском рейде ударился о таран броненосца «Энсон» и затонул. Погибло почти 600 человек. «Утопия» была построена в Англии в 1874 году фирмой «Дункан энд компани». Его вместимость составляла 2730 регистровых тонн длина — 107,7 метра ширина — 10,7 метра, высота борта — 8,2 метра. Сначала это было грузовое судно, рассчитанное для трансатлантических перевозок. Но сразу же после спуска на воду его купила компания «Энкорлайн», специализировавшаяся в те годы на перевозке эмигрантов в Америку. С середины XIX века конкуренция между судоходными компаниями на путях Северной Атлантики резко усилилась. Армия безземельных крестьян и безработных из европейских городов, эмигранты, стремившиеся за океан в поисках лучшей доли, составляли в те годы огромный пассажирский поток. Достаточно сказать, что с 1850 по 1890 год из Европы в Америку было перевезено более полутора миллионов человек. «Утопия» была типичным представителем класса «эмигрантского судна». Восемьдесят процентов так называемых палубных пассажиров размещалось в специально переоборудованных твиндеках четырех трюмов. Каюты первого и второго класса находились в средней надстройке над главной палубой. 12 марта 1891 года «Утопия», приняв в Неаполе на борт более 800 эмигрантов, отправилась в Нью-Йорк. По пути пароходу необходимо было зайти в Гибралтар, чтобы пополнить запас угля для перехода через океан. Плавание до мыса Европа прошло вполне благополучно, если не считать нескольких драк между эмигрантами из-за мест на твиндеках и обнаружения в трюме трех безбилетных пассажиров. Вечером 17 марта, обогнув мыс Европа, «Утопия» легла курсом на Гибралтар. Смеркалось, со стороны Атлантики дул свежий зюйд-вест. Капитан Мак-Кич знал, что большая глубина на внешнем рейде не позволит стать судну на якорь, и решил выбрать место для стоянки у волнолома, ограждавшего внутреннюю гавань. Но из-за огней многочисленных судов, стоявших на гибралтарском рейде, он слишком поздно понял, что место, где он намеревался отдать якорь, уже было занято другим судном. Им оказался английский броненосец «Энсон» — один из самых мощных военных кораблей Британии. Слева от него находился британский броненосец «Родней», по левому борту от которого на якоре стоял шведский корвет «Фрейя». Корма «Энсона» не позволяла «Утопии» подойти ближе к волнолому. Перед капитаном парохода возникла дилемма: или немедленно отдавать якорь, дав машине задний ход, или, дав передний ход обойти броненосец и искать другое якорное место. Капитан Мак-Кич, видимо, решил, что отдавая якоря с полного заднего хода, он рискует (если якорь не заберет грунт) удариться кормой о волнолом. Если же он будет становиться на якорь при малом заднем ходе, то пароход может потерять управляемость и при сильном зюйд-весте навалиться на «Энсон». Капитан дал «Утопии» полный ход вперед и положил руль на правый борт. Как только пароход вышел на траверз боевой рубки броненосца, руль был переложен на левый борт. Таким образом Мак-Кич намеревался обойти с носа «Энсон» и встать на якорь перед волноломом с левого борта корвета «Фрейя». Но маневр капитана «Утопии» не удался. Мак-Кич не учел силу течения, усилившийся ветер и то, что под водой перед форштевнем броненосца на несколько метров вперед выступал смертоносный таран. Средняя часть «Утопии» находилась под прямым углом к форштевню «Энсона», и казалось, что еще каких-нибудь несколько секунд и пароход обойдет броненосец… Но неожиданный порыв ветра навалил его левым бортом на подводный таран корабля. Борт «Утопии» даже не коснулся форштевня броненосца, но огромный острый шип «Энсона» пропорол обшивку парохода на протяжении девяти метров, причем высота образовавшейся щели достигала пяти метров. Поскольку «Утопия» имела ход, шпирон броненосца сломал несколько шпангоутов, частично разрушил работавшую машину парохода и пробил водонепроницаемую переборку, отделявшую машинное отделение от третьего трюма. Вода каскадом устремилась в пробоину и начала затапливать машинное отделение и кормовой трюм. Чтобы предотвратить взрыв паровых котлов, механики стали гасить топки. Капитан Мак-Кич, поняв что судно его обречено, отдал команду спустить на воду шлюпки и начал давать паровым гудком короткие сигналы, показывая тем самым, что судно терпит бедствие. В твиндеках и жилых помещениях парохода царила паника. Все трапы и люки были забиты людьми. Те, кто в момент удара находились на верхней палубе, бросились вниз, в твиндеки, чтобы спасти своих детей и жен. Последние же стремились выбраться из трюмов наверх. Пароход начал оседать в воду кормой и крениться на левый борт. Не прошло и пяти минут, как судно стало быстро валиться налево, крен составил 70 градусов, и все шлюпки левого борта, забитые до отказа людьми, еще не вываленные за борт, оказались под водой. С каждой секундой корма парохода все больше и больше уходила под воду. Люди, ища спасения, бросились на нос корабля, но они не могли удержаться на почти отвесно накренившейся палубе и скатывались в воду. У шлюпок правого борта была давка, то здесь, то там вспыхивали драки за место в них. Через десять минут корма парохода села на грунт. Трехметровые волны стали перекатываться через полузатопленное судно. В поисках спасения люди лезли на ходовой мостик, карабкались на ванты мачт. С каждой минутой палуба «Утопии» все больше и больше уходила под воду. Душераздирающие крики обезумевшей толпы наполнили ночной воздух над Гибралтарским рейдом. Вода уже заливала палубные люки твиндеков, увлекая вниз всех, кто не успел за что-нибудь ухватиться. Все это происходило в полной темноте при сильном зюйд-весте, который при начавшемся дожде переходил в шторм. Почти все военные корабли и торговые суда, стоявшие на якоре в Гибралтарском проливе, спустили на воду катера, баркасы и вельботы. Но они не успели снять кого-либо с борта тонущей «Утопии», время ушло… Потеряв остатки плавучести, она через 20 минут почти полностью скрылась под водой и легла килем на дно залива недалеко от мола. Теперь из воды торчали лишь верхушка ходового мостика, дымовая труба и мачты. На поверхности воды среди плавающих деревянных обломков пытались спастись люди. Но даже самые опытные и выносливые пловцы не смогли выбраться из этой массы обреченных, люди цеплялись друг за друга и топили друг друга. Операция по спасению людей осложнялась усилившимся штормом, который не унимался до 11 часов утра. Последнего оставшегося в живых человека военные моряки обнаружили на верхушке торчавшей из воды дымовой трубы «Утопии». К нему подошел паровой катер и по ветру на длинном фалине спустил на воду двухвесельную шлюпку. Человек спрыгнул в нее. Но когда паровой катер начал буксировать шлюпку, та перевернулась, и пассажир погиб. Когда «Утопия» покидала Неаполь, на ее борту находились 815 палубных пассажиров, из них 85 женщин и 67 детей, 3 пассажира первого класса, 3 безбилетных пассажира, а с членами экипажа всего было 880 человек. Начавшееся в Гибралтаре спустя два дня после гибели парохода официальное расследование катастрофы показало, что спаслись 306 человек, утонули 574. В этот список не входят два моряка с английского крейсера «Имморталайт», которые погибли при спасении тонущих с «Утопии». Суд возложил вину за происшедшее полностью на капитана «Утопии» Мак-Кича (он был подобран с воды баркасом «Энсона»), который повел судно на якорное место, не выяснив, свободно ли оно, и пытался обогнуть броненосец «Энсон» на преступно близком расстоянии, не учтя силы ветра и течения. Хотя Мак-Кич прослужил в своей должности двадцать лет, это была первая его авария. Он был лишен капитанского звания и получил три года каторжных работ. «Утопия» лежала на грунте на глубине 13 метров носом и 17 метров кормой. Поскольку она затрудняла судоходство на внутреннем рейде Гибралтара, ее решено было поднять. Шотландский инженер Томас Армит соорудил оригинальной конструкции кессон, с помощью которого в течение четырех месяцев осуществлялся подъем парохода. То, что случилось с «Утопией», спустя девять лет произошло с английским лайнером «Персидский монарх», принадлежавшим судоходной фирме «Уилсон лайн». В сентябре 1900 года он натолкнулся на подводный таран стоявшего на якоре в заливе Сан-Франциско американского броненосца «Айова» и через 20 минут затонул. На этот раз обошлось без жертв. Говоря о катастрофе «Утопии», нельзя не сказать несколько слов о том, что ее необычным характером заинтересовался выдающийся русский ученый и флотоводец адмирал Степан Осипович Макаров. По приглашению управления торговли Великобритании 11 января 1896 года он прочитал в Гонконге доклад, в котором изложил меры по уменьшению последствий в результате столкновения судов. Его доклад слушали многие известные в те годы кораблестроители, морские инженеры, капитаны торговых судов, судовладельцы и офицеры военно-морского флота. Макаров рассказал о предложенном им пластыре для подведения под пробоину корабля, о водонепроницаемых переборках и щитах для шпиронов военных кораблей, стоящих на рейде. Пластырь экспонировался на Всемирной венской выставке и получил всеобщее одобрение. Макаров писал о катастрофе «Утопии»: «Если бы на таран был надет щит, то можно было предотвратить гибель людей. Столкновение произошло, когда судно почти не имело хода, оно просто дрейфовало на нос броненосца, имевшего таран».

Источник: 100 великих кораблекрушений. 2015

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
213.82 кб

Советская цивилизация и утопия: мысли естественника

Карпачевский Лев Оскарович
Читать PDF
0.00 байт

Благовещенская «Утопия»: из истории матери ализации фобий

Дятлов Виктор Иннокентьевич
Читать PDF
0.00 байт

Утопический нарратив эллинизма и русская литературная утопия XVIII В. : в диалоге с мифом

Кауркин Р. В., Хазина А. В.
В статье исследуются взаимоотношения мифа и утопии на примере работ классических авторов эллинизма и русских литературных утопий XVIII века.
Читать PDF
7.28 мб

Петр Струве: Великая Россия, или утопия, так и не ставшая реальностью

Кантор В. К.
Читать PDF
358.75 кб

Американская религиозная утопия начала XVIII века ("Королевство Басаруа" Джозефа Моргана (1715))

Эрлихсон Ирина Мариковна
Статья посвящена исследованию важного направления американской религиозно-философской мысли начала XVIIIв.
Читать PDF
0.00 байт

2004. 02. 012. Чистов К. В. Русская народная утопия: (генезис и функции социально-утопических ле-ген

Капица Ф. С.
Читать PDF
0.00 байт

Утопия и реальность в социал-демократическом проекте будущего

Мацонашвили Татьяна Николаевна
Читать PDF
305.81 кб

95. 03. 074. Видал И. Утопия, которая прогрессирует: разделение рабочего времени. Vidal Y. une Utopi

Куликова С. Н.
Читать PDF
0.00 байт

«Утопия», «Национализм» и «Интернационализм» как основа радикальных массовых форм социального протес

Шульц Эдуард Эдуардович
Статья посвящена анализу причин радикальных массовых форм социального протеста, к которым в первую очередь относятся такие социальные явления, как гражданская война и революция.
Читать PDF
0.00 байт

Строительство нации в СССР в 1920-е гг. : утопия или эффективная модель социальной инженерии?

Сухова Ольга Александровна
Актуальность и цели.
Читать PDF
0.00 байт

КОНСТРУКТИВИСТСКАЯ УТОПИЯ ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА

Щербаков Вадим Анатольевич
Читать PDF
309.83 кб

«Утопия» Ренессанса и «Политический проект» Постмодерна

Фишман Л. Г.
Читать PDF
0.00 байт

Утопия и антиутопия ХХ века: опыт интерпретации (к проблеме изучения в старших классах)

Рабинович Валерий Самуилович
Читать PDF
120.68 кб

2003. 02. 011. Пастораль идиллия утопия: сб. Науч. Трудов / отв. Ред. Саськова Т. В. М. : альфа, 200

Пастушная Н. Э.
Читать PDF
0.00 байт

Обращение к вере, утопия и сакральное место (Д. Окунево в Западной Сибири)

Головнева Елена, Шмидт Ирина
В данной статье предпринята попытка теоретического рассмотрения «сакрального места», сформировавшегося в последние двадцать лет в деревне Окунево в Западной Сибири.

Похожие термины:

  • Социальная утопия

    представление о жизненном устройстве, не соответствующее реальности.
  • Зарождение рабочего движения. Социалисты-утописты в США

    Рабочее движение в США в 20-х и 30-х годах сыграло большую роль в борьбе за 10-часовой рабочий день и в общедемократическом подъеме этих лет. Первая рабочая партия в США была основана в 1829 г. в Филадель
  • Утопический социализм Франции в период Реставрации

    Отталкивающие черты капиталистического строя - эксплуатация человека человеком, власть денег, - составлявшие резкий контраст с провозглашенными в период революции принципами свободы, равенства
  • Утопический социализм в Германии. Вейтлинг. Истинный социализм

    Первые немецкие рабочие организации были основаны в начале 30-х годов немецкими эмигрантами во Франции и в Англии. В 1833 г. в Париже был создан «Союз отверженных», в который наряду с рабочими и мелки
  • Утопический социализм. Роберт Оуэн

    С критикой капиталистического строя, разоблачением его язв выступали социалисты-утописты. Виднейшим их представителем в Англии являлся Роберт Оуэн (1771-1858). Р. Оуэн начал свою деятельность как бур
  • Утопический социализм

    учения об идеальном обществе, основанном на общности имуществ, обязательном труде, справедливом распределении. Название восходит к сочинению Т. Моора «Утопия» (1516).
  • Утопическое государство

    социальная утопия о государств, устройстве, которое являлось бы прямой противоположностью социальной действительности античного рабовладельч. общества. Источники выделяют два осн. вида У. г.: абс