Утрилло

Найдено 1 определение
Утрилло
, Морис (Utrillo, Maurice) 1883, Париж — 1955, Везине. Французский живописец. Родился на Монмартре, с которым связан наиболее плодотворный период его жизни. Овладевал навыками рисунка и живописи под руководством своей матери, известной натурщицы и художницы Сюзанны Валадон, но систематического художественного образования не получил. Утрилло вошел в историю живописи как поэт Монмартра, раскрывающий потаенную красоту его кривых улочек, теряющихся вдали спусков, маленьких уютных площадей, непритязательных построек и глухих оград с облупившейся краской. Ранний период творчества (до 1909) отмечен влиянием Писсарро и Сислея. Однако при сходстве мотивов, композиционных приемов манера Утрилло ближе к корпусной живописи барбизонцев и Курбе, чем к импрессионистическому методу наложения раздельных вибрирующих мазков (Сена в Париже, 1905, Базель, частное собрание; Сад в Монманьи, 1908, Париж, Нац. музей современного искусства). С 1909 Утрилло почти не писал с натуры. Работал по памяти, часто обращаясь к открыткам. С помощью угольника и линейки он расчерчивал каркас композиции, линии архитектуры и лишь затем приступал к работе с красками. Тесные пространства улиц, замкнутость перспектив, скудная растительность, прорывающаяся сквозь мостовые, заполняющая промежутки между потертыми стенами и изгородями, мерный ступенчатый ритм кровель и фасадов — пейзажи Утрилло овеяны верленовской меланхолией, проникнуты интимным восприятием городских уголков как обжитых интерьеров. С особым мастерством художник писал старую штукатурку стен и глухих оград, насыщая белый цвет множеством тончайших валеров (Белый дом, ок. 1912, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина; Улица Мон-Сени, 1910; Тупик Коттен, 1911, обе — Париж, Нац. музей современного искусства; Площадь Тертр, ок. 1911—1912, Лондон, галерея Тейт). Один из любимых мотивов Утрилло — одиноко стоящие церкви и соборы (Церковь Сен Пьер, ок. 1911, Париж, музей Оранжери; Церковь Сен Северен, ок. 1913, Вашингтон, Нац. галерея искусства; Шартрский собор, ок. 1913, частное собрание; Реймсский собор, ок. 1914, частное собрание). С 1919 Утрилло подолгу жил в замке Сен Бернар, близ Лиона. Период творческого расцвета мастера был недолгим. Хронический алкоголизм, беспорядочный образ жизни привели к скорому угасанию таланта. Хотя в 1920-х к нему пришли известность и значительный материальный успех, в пейзажах этого времени чувствуется творческая усталость. В дальнейшем механические повторы, монотонность приемов, вялость кисти свидетельствуют о преждевременном угасании творческой энергии. Тем не менее Утрилло сыграл значительную роль во французском искусстве. Он не только продолжил великие традиции французского пейзажа, но и выразил лирическую тональность своего времени, проявившуюся также в поэзии Ж. Превера, в грустных напевах парижских шансонье.
Лит.: Морис Утрилло. К портрету художника / Сост. и вступ. ст. Т. А. Савицкой. М., 1988; MacOrlan P. Utrillo. Paris, 1952; Petrides P. Maurice Utrillo. Paris, 1962. 2 vol.
В. Крючкова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006