УВАРОВ Сергей Семенович
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Источник: Краткий словарь по истории.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Главное для России - сохранить Православие, творческая духовная сила которого определяет всю русскую культуру. "Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должны погибнуть; ослабить в них веру - то же самое, что лишить их крови и вырвать сердце. Это было бы готовить им низшую степень в моральном и политическом предназначении". Самодержавие является определяющей формой нашего державного бытия, "представляет главное условие политического существования России". Любое, даже малозаметное, поползновение к его ограничению неминуемо повлечет снижение могущества, ослабление внутреннего мира и спокойствия страны. "Русский колосс упирается на самодержавии, как на краеугольном камне; рука, прикоснувшаяся к подножию, потрясает весь состав Государственный. Эту истину чувствует неисчислимое большинство между Русскими; они чувствуют оную в полной мере, хотя и поставлены между собой на разных степенях и различествуют в просвещении, и в образе мыслей, и в отношениях к Правительству. Эта истина должна присутствовать и развиваться в народном воспитании".
По мнению Уварова, главным предметом в воспитании гражданственности и патриотизма является история, преподавание которой есть дело государственное. "История образует граждан, умеющих чтить обязанности и права свои, судей, знающих цену правосудию, воинов, умирающих за Отечество, опытных вельмож, добрых и твердых Царей".
Реформа Уварова вызвала переполох в масонско-космополитических кругах. Против него организуется кампания травли и клеветы. Тем не менее многие достижения реформы образования успели укорениться, воспитав поколение людей, которые "лучше знали Русское и по-русски".
О. Платонов
Уваров (граф Сергей Семенович) - министр народного просвещения и президент Академии Наук, родился в 1786 г. Службу начал в 1801 г. в коллегии иностранных дел, в 1806 г. был отправлен к русскому посольству в Вену, а в 1809 г. назначен секретарем посольства в Париже. Живя за границей, Уваров познакомился и вошел в сношения со многими представителями литературы и науки, среди которых были братья Гумбольдты, Гете, Герман, Сталь и др. За границей же появились и первые литературные произведения Уварова - в 1810 г. "Essai d´une Academie Asiatique" и в 1812 г. об элевзинских таинствах. В 1810 г. Уваров оставил дипломатическую службу и в министерство Разумовского (XXVI, 202) в 1811 г. был назначен попечителем с.-петербургского учебного округа и оставался в этой должности до 1822 г., когда стал директором департамента мануфактур и внутренней торговли. В 1818 г. Уваров был назначен президентом Академии Наук и оставался им до самой своей смерти. В 1832 г. назначен помощником министра народного просвещения, а в 1833 г. - министром. Извещая попечителей учебных округов о своем вступлении в должность, Уваров писал: "Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование совершалось в соединенном духе православия, самодержавия и народности", но в этой знаменитой формуле под народностью разумелось одно лишь крепостное право (ср. Пыпин "История русской этнографии", т. I, гл. X). Как президент Академии Наук, Уваров много содействовал расширению деятельности академии. При нем была основана Пулковская обсерватория (XXI, 588), предпринят целый ряд научных экскурсий, преобразована старая академия (I, 265), увеличено количество академиков, средства академии и т. п. Шестнадцатилетнее управление (1833 - 1849) министерством народного просвещения графом Уваровым занимает видное место в истории народного просвещения в России: при нем был основан университет в Киеве, возобновлен обычай посылать молодых ученых за границу (XXXI, 804), основан целый ряд учебных заведений, положено начало реальному образованию, видоизменены уставы гимназий (VIII, 699) и университетов (XXI, 122). Уваров первый из министров народного просвещения стал публиковать свои отчеты по управлению министерством в основанном при нем "Журнале Министерства Народного Просвещения" (XII, 71). 1 июля 1846 г. Уваров был возведен в графское достоинство, а 9 октября 1849 г. оставил пост министра народного просвещения, не вполне разделяя те крутые меры по отношению к народному просвещению, которые стали применяться в России под влиянием европейских событий 1848 г. (XXI, 122). Менее благоприятно было управление Уварова для положения печати. Уваров хотя и был в свое время членом "Арзамаса" (см.) и близок к литературным кругам, а в особенно близких отношениях находился к Жуковскому , но цензура при нем проявляла особенное усердие, пагубное для литературы. При нем частью возник, частью получил особое развитие ряд специальных цензур, причем драматические произведения переданы были на цензуру третьего отделения Собственной Е. И. В. Канцелярии, крестьянский вопрос совсем закрыт был для литературы, значительно усилены стеснения периодической печати, преследованиям подвергались органы как славянофилов, так и западников, даже ввоз невинных в политическом отношении французских романов воспрещался. Известно также враждебное отношение его к Пушкину . Умер Уваров 4 сентября 1855 г. Ср. П.А. Плетнев "Памяти гр. С.С. Уварова" и И.И. Давыдов "Воспоминание о гр. С.С. Уварове" (обе статьи панегирического характера в "Ученых Записках 2-го Отд. Академии Наук", кн. II); М.П. Погодин "Для биографии гр. С.С. Уварова" ("Русский Архив", 1871). Список литературных трудов графа С.С. Уварова в "Русском Архиве" (1871, стр. 2106 - 2107).
Источник: Биографический словарь. 2008
граф (1 июля 1846 г.), д. т. с., член Госуд. совета, сенатор, министр народного просв., презид. Имп. академии наук, писатель-филолог; р. 15 авг. 1786 г., † 4 сент. 1855 г.
{Половцов}
Уваров, Сергей Семенович
[25.08(5.09).1786—4(16).09.1855] — гос. деятель, мыслитель. Род. в Петербурге. Получил домашнее образование. В совершенстве владел осн. европ. языками. Учился в Германии. В 1805 поступил на дипломатическую службу. С 1806 — сотрудник росс. посольства в Вене, с конца 1809 — секретарь посольства в Париже. По возвращении в Россию в 1811 стал вскоре попечителем Санкт-Петерб. учебного округа. С 1818 — президент Императ. академии наук. В начале 1832 был назначен товарищем министра нар. просвещения, а спустя год, 20 марта 1833, вступил в управление мин-вом, к-рое и возглавлял в течение 16 лет, уйдя с должности главы ведомства в 1849. Умер У. в Москве.
В истории отеч. мысли имя У. неразрывно связано с созданием доктрины, базирующейся на знаменитой формуле "Православие, Самодержавие, Народность". У. считал, что для избежания соц. и полит. катаклизмов необходимо воспитать в настоящем и будущем поколениях европ. образованных рус. людей живое понимание своей кровной связи с православной христ. верой и чувством преданности самодержцу. Для осуществления этой цели необходимо, по мнению У, создавать и умножать "где только можно число умственных плотин" на пути потока идущих с Запада либерально-эгалитарных идей. У. полагал, что осн. усилия следует направить на реализацию программы нац. просвещения народа, где гл. роль отводилась бы преподаванию истории, к-рая, т. о., становилась, по сути, единственной альтернативой процессу европеизации России. Усвоив у нем. романтиков идею органического понимания жизни народов, У. видел в гос-ве реально-ист. воплощение органического единства каждого из них, взращенного на "твердой почве" своей истории и "святилища нар. понятий". В России, по его мысли, формула самостоятельного развития нац. культуры и истории выражается лозунгом "Православие, Самодержавие, Народность". Православие трактуется У. как "нар. религия", без к-рой народ обречен на гибель. Причем автор ведет речь о "национальной религии", о "вере предков", что свидетельствует о конфессиональном индифферентизме и полит. прагматизме У,— православие необходимо не в силу истинности своих догматов, но в силу своей укорененности в истории рус. народа и гос-ва, т. е. православие выводится из внерелиг. посылок, подразумевающих первым делом гос. или обществ. пользу. Самодержавие также интерпретируется автором триады функционально, путем определения его значимости для росс. типа государственности — оно есть "необходимое условие существования Империи в ее настоящем виде", а целесообразность в его существовании находится в сфере "положения, нужд, желаний" страны. Самодержавие, по У, являет собой нац. рус. тип власти, точно так же, как православие,— тип нац. рус. веры, и выступает лишь условием ист. бытия народа. Именно последнее обстоятельство, иначе говоря народность, приводит, согласно его убеждению, в движение "гос. состав", заключает в себе источники непрерывного развития гос-ва, сохраняет в неизменности "гл. черты" его неповторимого облика. В итоге У. формулирует не совсем логичный, но вполне допустимый для идеол. обеспечения политики тезис о том, что религ., полит. и нравств. убеждения России есть не что иное, как "останки нашей народности", к-рые пока еще остались у нас в эпоху всеобщей разобщенности и безрассудства. Иными словами, православие как религ. и самодержавие как гос. принципы подчинены в рамках триады принципу нац. — народности, выводятся из него, и в то же самое время народность сводится к особенностям нац. психол. ("убеждениям"), заключающимся в приверженности к рус. формам религии и власти, олицетворенным в первых двух членах формулы. Т. о., взаимоопределив элементы своей триады по схеме — одно через др., и наоборот,— У. придал этим своей программе нар. просвещения видимость крепкого и прочного фундамента, идеол. содержание к-рого было востребовано властью и по своей значимости сыграло едва ли не осн. роль как в полит., так и в интеллектуальной истории дореволюц. России.
Соч.
: Сборник постановлений по министерству народного просвещения. СПб., 1875. Т.2. Отд. 1; Десятилетие Министерства народного просвещения. 1833—1843. СПб., 1964; О некоторых общих началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения / Публ. М.М.Шевченко // Река времен. Книга истории и культуры. Кн. 1. М., 1995; Письмо Николаю I / Публ. А. Зорина // Новое литературное обозрение. М.,1997. № 26.
Д.В.Ермашов
, А.В.Пролубников