самоназвание - узбек), народ. В Российской Федерации 126,9 тыс. человек. Основное население Узбекистана. Язык узбекский карлукской группы тюркских языков. Верующие - мусульмане-сунниты.
УЗБЕКИ
УЗБЕКИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Узбеки
Узбеки (Uzbeks), тюркоговорящий народ монг. происх., мусульмане-сунниты. Древн. предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. Основу узбекской народности составило тюрко-язычное население, сложившееся в 11-12 вв. в Среднеазиатском Междуречье. У. совершали набеги на Персию, где правили шииты Са-фавиды. Первоначально власть над У. принадлежала Шейбанидам, создавшим в 15 в. в Ср. Азии огромную империю. Позже правили династии, обосновавшиеся в Бухаре, Хиве и Коканде и создавшие могущественные ханства.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Узбеки
(самоназвание – узбек) – народ, основное население Узбекистана (14,45 млн. чел.). Живут также в Афганистане (1,7 млн. чел.), Таджикистане (1,2 млн. чел.), Казахстане (332 тыс. чел.). Общая численность 18,5 млн. чел. (1992). Говорят на узбекском языке, относящемся к среднеазиатской ветви тюркских языков. Верующие – мусульмане-сунниты. Древними предками узбеков были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сакомассагетские племена. С рубежа н.э. начинается проникновение в Среднеазиатское междуречье отдельных групп тюркоязычных племен. Со второй половины 6-го века н.э., со времени вхождения Средней Азии в состав Тюркского каганата (См. Тюркский каганат), этот процесс усилился. В последующие века основным этнокультурным процессом, который протекал на территории Среднеазиатского междуречья, было сближение и частичное слияние оседлого ираноязычного и тюркоязычного, и кочевого главным образом тюркского населения. К началу 20 в. процесс консолидации узбекской нации не был завершен: в составе узбеков прослеживалось 3 больших этнографических групп. Одна из них – узбекское, издавна оседлое население оазисов, у которого отсутствовало родоплеменное деление; главными занятиями были орошаемое земледелие, ремесло и торговля. Другая часть узбеков – потомки той
части домонгольских тюркских племен и тюркско-монгольских племен времени Чингизхана, которая еще сохранила полукочевой быт (занимаясь овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барлас и др.). Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15 – 16 в.в. Большинство этих племен носило имена народов, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.). Переход к оседлости этих узбекских племен, начавшийся в 16 – 17 в.в., в основном завершился в начале 20 в. Часть их постепенно слилась с оседлым узбекским населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. Несмотря на то, что каждая из указанных групп узбеков имела некоторые этнографические особенности, их язык, материальная и духовная культура отличались устойчивыми чертами, этнической общностью, определившими этнокультурный облик узбекского народа. См. Массагеты, Саки, Согдийцы.
части домонгольских тюркских племен и тюркско-монгольских племен времени Чингизхана, которая еще сохранила полукочевой быт (занимаясь овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барлас и др.). Третья группа состояла из потомков дештикипчакских узбекских племен 15 – 16 в.в. Большинство этих племен носило имена народов, хорошо известных в средние века (кипчак, найман, канглы, хитай, кунграт, мангыт и др.). Переход к оседлости этих узбекских племен, начавшийся в 16 – 17 в.в., в основном завершился в начале 20 в. Часть их постепенно слилась с оседлым узбекским населением, большинство же сохраняло пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. Несмотря на то, что каждая из указанных групп узбеков имела некоторые этнографические особенности, их язык, материальная и духовная культура отличались устойчивыми чертами, этнической общностью, определившими этнокультурный облик узбекского народа. См. Массагеты, Саки, Согдийцы.
УЗБЕКИ
один из коренных народов Средней Азии. Самоназвание: узбек. Этногенез узбеков протекал на территории Средней Азии, в нём принимали участие как пришлые тюркоязычные племена, так и древние иранские центральноазиатские народы. Тюрки стали проникать в регион с начала н.э. В 1 тыс. н.э. происходил процесс сближения и слияния тюркских и иранских этнических групп. Этнические процессы формирования узбеков активизировались в XI—XII вв., а завершение складывания этнической общности относят к XIV—XV вв. Происхождение этнонима связывают с названием одной из групп кочевников вост. части Золотой Орды со времен хана Узбека. Узбекский язык относится к тюркской группе алтайской языковой семьи; письменность — на основе русской графики. По вероисповеданию узбеки — мусульмане-сунниты. Общая численность узбеков в мире — около 18,5 млн. человек, основная часть этноса, или 14 142,5 тыс. человек, проживает на территории Республики Узбекистан. Значительная часть узбеков проживает в других республиках Средней Азии: Таджикистане, Киргизии, Туркмении, Казахстане. Около 2 млн. узбеков живут в Афганистане. Численность в РФ, по переписи 2002 г., составила 123,0 тыс. человек. В Прикамье формирование узбекской диаспоры относится ко 2-й половине XX в. В 1989 г. перепись отметила на территории Прикамья 2956 узбеков. Узбеки в этот период активно занимались торговлей овощами, фруктами и сухофруктами на перм. рынках. Другая часть определялась в Прикамье на постоянное место жительства после окончания вузов, службы в рядах Советской Армии; эти узбеки работали на промышленных предприятиях и в других сферах производства. Изменение численности узбеков в регионе произошло в период между 1989 и 2002 гг., причинами чего были сложности социально-экономической ситуации и распад СССР. В этот период произошло снижение численности постоянно проживающего узбекского населения до 1988 человек. В то же время наблюдается постоянный приток временных мигрантов из Узбекистана и сопредельных территорий. В 2002 г. в Перм. обл. временно проживали 1019 узбеков, из них 709 — граждан Узбекистана. Значительная часть узбеков , постоянно проживающих в Прикамье (83,7%),— городское население; мужское население преобладает над женским (66,14% — мужское). Узбеки расселены в Перм. крае дисперсно. Наибольшее их число сосредоточено в городах Перми (972 человека), Березниках (170), Соликамске (112). Во второй половине 2000-х гг. наблюдалось усиление притока мигрантов из Узбекистана. В новых социально-экон. условиях узбеки прочно заняли несколько сфер, в которых представлены массово: торговля, сельское хозяйство и т.д. Труд граждан Узбекистана активно используется управляющими компаниями г. Перми при проведении ремонтных работ различного характера. Кроме этого, узбеков нанимают для лесозаготовительных работ (Коми-Пермяцкий округ). Узбеки работают водителями маршрутных такси, поскольку лидеры диаспоры активно участвуют в бизнесе автоперевозок. Перм. узбеки продолжают сохранять некоторые черты традиционной культуры. Отмечаются праздники, положенные нормами ислама, сохраняются традиции национальной кухни; первое поколение мигрантов сохраняет свободное владение родным языком. В меньшей степени сохраняются семейные праздники и обряды. Поддерживаются связи с Узбекистаном. Общественные организации узбеков Прикамья появились в 2000-е гг. В 2008 г. была зарегистрирована Пермская региональная общественная (узбекская) организация «Содействие развитию межнациональных отношений и культуры “Содружество”». В 2010 г. создано некоммерческое партнерство «Общественный центр узбеков г. Перми».
Лит.:Народы России. М., 1994. С. 354—356; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005.
А.В. Черных
Лит.:Народы России. М., 1994. С. 354—356; Национальный состав населения Пермской области. Пермь, 2005.
А.В. Черных
Источник: Народы Пермского края Истоки. Становление. Развитие.
УЗБЕКИ
самоназв. - узбек) - нация. Осн. население Узб. ССР. Общая числ. в СССР - 9195 т. ч. (1970), из них 7734 тыс. живет в Узб. ССР (64,7% населения республики), 666 тыс. - в Тадж. ССР, 208 тыс. - в Казах. ССР, 333 тыс. - в Кирг. ССР, 179 тыс. - в Туркм. ССР. Вне пределов СССР свыше 1 млн. У. живет в сев. Афганистане, ок. 14 тыс. У. - в нек-рых городах зап. р-нов КНР. Лит. язык У. относится к тюркской группе языков. Для разговорного узб. языка характерны многодиалектность и резкие различия диалектов между собой. Древними предками У. были согдийцы, хорезмийцы, бактрийцы, ферганцы и сако-масагетские племена. Все эти народы были ираноязычными и европеоидными по расовому типу. С сер. 1-го тыс. до н. э. в Среднеазиат. Междуречье стали просачиваться из центр. Азии и монголоидные по расовому типу этнич. группы. Со 2-й пол. 6 в. н. э., со времени вхождения Ср. Азии в состав Тюркского каганата, этот процесс усилился. В последующие века осн. этно-культурным процессом, к-рый протекал на терр. Среднеазиат. Междуречья, было взаимное влияние, сближение и частичное слияние оседлого, преим. ираноязычного и кочевого, гл. обр. тюрко-язычного населения. При этом, наряду с преобладающим процессом отюречения по языку ираноязычного населения, происходил и переход тюркоязычного населения на таджикскую речь. Тюрк. племена и народности, поселившиеся в Среднеазиат, Междуречье в период Тюркского каганата и особенно в период Караханидов (см. Караханидов государство), постепенно перешли к оседлости, ассимилировались с ираноязычными народами, передали части их свой язык; нек-рая часть тюрк. племен продолжала вести кочевую жизнь и сохраняла родоплеменные традиции. Все это тюркоязычное население Междуречья, сложившееся к 11-12 вв., составило основу узб. народности. В результате монг. завоевания (13 в.) в состав населения Междуречья влилась новая волна тюрко-монг. племен. Последней волной тюркоязычных кочевников, влившихся в состав населения этого р-на, явились дештикипчакские (см. Дешт-и-Кипчак) У., пришедшие в кон. 15 в. вместе с Шейбани-ханом. Часть их в результате оседания постепенно слилась с оседлым населением, большинство же сохранило пережитки кочевого быта и родоплеменные традиции, а также особенности своих говоров. К нач. 20 в. процесс консолидации узб. нации не был завершен: в ее составе прослеживалось наличие 3 больших групп. Одна из них - это узб. часть оседлого населения оазисов. Характерным для нее было: отсутствие родоплеменного деления, занятие орошаемым земледелием, ремеслом и торговлей, жизнь в городах и крупных селениях. В прошлом представителей этой группы называли сартами (для жителей Ташкентского оазиса, Ферганской долины и Хорезма термин "сарт" был и самоназванием). В наст. время этот термин в быту вышел из употребления, однако в науке сохраняется как историч. этноним. 2-я группа У. - это потомки той части домонгольских тюрк. племен Среднеазиат. Междуречья и тюрко-монгольских племен времени Чингисхана, к-рая не растворилась среди оседлого населения, а сохранила полукочевой быт (занимаясь преим. отгонным овцеводством) и родоплеменные традиции (племена карлук, барлас, кальтатай, мугул и др.). Представителей этой группы называли тюрками. Термин "тюрк" для большинства их был в прошлом и самоназванием. 3-я группа состояла из потомков дештикипчакских узб. племен. Назв. "узбек" наряду с племенным именем являлось их самоназванием. Племен было много (предания по традиции говорят о 92), и большинство их носило имена народов и племен, хорошо известных в ср. века (кипчак, найман, джалаир, канглы, хитай, кун-грат, мангыт, дурмен, катаган, кырк, сарай, кенегес, кият, кутчи, уйгур и др.) и вошедших впоследствии в состав ряда тюркоязычных Народов. Переход к оседлости узб. племен, начавшийся в 16-17 вв., в осн. завершился к нач. 20 в. Занимались они земледелием, но в предгорной и степной зонах одним из осн. занятий их оставалось скотоводство с круглогодичным содержанием скота на подножном корму. В их быту были еще заметны кочевнические традиции. Несмотря на то, что каждая из указанных групп У. имела свои особенности, в языке, материальной и духовной культуре было много общего, что отличало их от соседних народов и позволяло говорить о единой узб. народности. В формировании этнографич. облика У. (особенно в языке искони оседлой части У. Хорезма) участвовали и огузы. Обществ. строй У. в сер. 19 в. был феодальным со значит. пережитками патриархальных отношений. Наряду с офиц. религией - исламом суннитского толка (среди тюрк. племен начал распространяться в 9-10 вв.) продолжали бытовать реликты доисламских верований. Со 2-й пол. 19 в., в результате присоединения к России, начали развиваться капиталистич. отношения, что активизировало процесс этнич. развития У. Однако вступившая на путь формирования бурж. нации узб. народность накануне Окт. революции 1917 этнически не была еще монолитной. В условиях сов. строя в результате проведения в жизнь ленинской нац. политики У. обрели свою нац. Государственность - Узб. ССР. За короткий историч. срок У. преодолели экономич. и культурную отсталость, создали совр. индустрию, преобразовали с. х-во на социалистич. колхозной основе и достигли огромных успехов в осуществлении культурной революции. В процессе социалистич. строительства У. сформировались в социалистич. нацию. Богатая художеств. и науч. лит-ра на родном языке, высокоразвитое самобытное нац. иск-во, расцвет просвещения и науки, грамотность и высокий культурный уровень трудящихся - характерные черты узб. социалистич. нации. Об истории, экономике и культуре У. см. также в ст. Узбекская ССР. Лит.: Народы Ср. Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); История Узб. ССР, т. 1-4, Таш., 1967-68 (библ.); Иванов P П., Очерки по истории Ср. Азии (XVI - середина XIX в.), М., 1958; Вахабов М. Г., Формирование узбекской социалистической нации, Таш., 1961; Кары-Ниязов Т. Н., Очерки истории культуры Сов. Узбекистана, М., 1955. Б. X. Кармышева. Москва.