В АДЕНСКОМ КРАТЕРЕ И ВОКРУГ НЕГО

Найдено 1 определение
В АДЕНСКОМ «КРАТЕРЕ» И ВОКРУГ НЕГО
Древнейший период аденской истории окутан легендами, и в одной из них рассказывается следующее: «Если праведный человек поднимется в полнолуние на вершину холма на острове Сира и посмотрит вниз, то увидит чудо. В отраженном свете луны перед его восхищеннъш взором предстанет волшебный город Ирам, который построило племя титанов по имени „ад“. Они шли из Лахджа в Хадрамаут, чтобы создать там „рай“, но путь им преградила река Таакир, и титаны в течение 70 лет рыли туннель, пока не вышли на равнину, где и построили город. Все здания в Ираме были украшены колоннами из золота, серебра и драгоценных пород деревьев. Город утопал в изумрудных садах, раскинувшихся на жемчужных берегах медовых рек. Но Аллах не стерпел вызова титанов и направил на город песчаную бурю, которая погубила почти все его население и разрушила здания.»   Изначальный из всех районов Адена [26] — Кратер, появившийся так давно, что даже трудно установить, когда именно. Первые упоминания о нем, которые встречаются в Библии, относятся ко времени царей Сабы; в главе 27-й «Книги пророка Иезикииля» говорится о «купцах Савейских» и т. д.   Больше половины Адена устроилось у скал, на скалах и под скалами. Скалы создали город, скалы и отделили в нем один район от другого. Очень заманчиво было иметь с трех сторон в качестве укреплений и прикрытий 500-метровые края вулкана и лишь неширокий выход к морю. Город поступил как рак-отшельник, сделавший своим домом пустую раковину. Примерно в X веке в скалах пробили туннель, а позже проход, который впоследствии расширили. Теперь через него идет дорога, соединяющая Кратер с другими районами города. Когда-то туннель был единственным выходом из Адена, причем подземным, он так и назывался — аль-Баб-эль-Бур (Проход на суше). В XVIII веке его называли «Воротами водоносов», потом он был известен как «Верблюжий тоннель», так как до середины XX века через него входили в город караваны верблюдов. Как и любой древний город, Аден повидал всякое и пережил многое. В 24 году до нашей эры божественный император Август послал завоевать его свой X легион, которым командовал Элия Галла — римский наместник в Египте. Римский император полагал, что вокруг города добывают золото, ладан и мирру, бывшие тогда ценнейшим товаром. Однако римские легионеры сгинули где-то в песках Аравии, а сам император вскоре переключил свою энергию на другие дела. В VI веке Аден был оккупирован эфиопами, а затем персами. В XII веке город захватили отряды арабского полководца Салах-ад-Дина. Аден приобретал все большее значение как порт и перевалочный пункт, он перестал укрываться внутри созданной природой крепости и стал расти за ее пределами. Перешеек, образовавшийся в результате заиления, увеличился до таких размеров, что на него можно было попасть по суше. Низина, заливаемая водой во время приливов и отделявшая Аден от суши, была засыпана. Аден посещали известные путешественники Марко Поло и Ибн Батту-та, и каждый оставил записи о городе. Например, венецианец Марко Поло писал: «Живут там сарацины, молятся Мухаммеду, а христиан ненавидят. Много тут городов и замков, и есть пристанище, куда приходят суда с товарами из Индии… Везут из этой пристани в Индию много красивых да дорогих арабских скакунов, и большая купцам прибыль от этого товара.» Ибн Баттута видел в Адене огромные резервуары для сбора дождевой воды. Время их создания до сих пор не установлено, и на этот счет у ученых имеются только гипотезы. Однако всем ясно одно: чтобы в древности вырубить в скалах гигантские водохранилища в условиях аденского климата, нужно было располагать огромной армией рабов. Резервуары находятся в Кратере и соединены между собой так, чтобы дождевая вода и потоки с гор наполняли их один за другим. При этом система резервуаров функционировала только тогда, когда содержалась в чистоте. А так как из-за песчаных бурь они часто засорялись, то за ними был установлен постоянный уход. После длительных странствий в 1509 году побывал здесь и итальянец Л. де Вартема, который называл Аден самым укрепленным городом из всех, которые он когда-либо видел на равнинной местности. С двух сторон его окружают горы, с двух других — крепостные стены. Пять замков возвышаются над Аденом, а суда бросают якорь у подножия одной из гор, которую увенчивает форт. Когда Адену стали угрожать турки, египтяне и португальцы, аденский эмир Муирджан укрепил стены и построил новые оборонительные сооружения вокруг Кратера. Чтобы корабли неприятеля не могли приблизиться к берегу, были возведены 3-угольный форт и каменная башня в северовосточной части острова Сира. В Средние века особенно беспокоили жителей Адена португальские пираты. Поэтому, когда в 1538 году в Аденской бухте появился турецкий флот, горожане даже обрадовались, так как подумали, что это пришли к ним на помощь единоверцы. Эмир бин Дауд, управлявший тогда Аденом, с готовностью согласился поставлять морякам Османской империи провиант и даже сам отправился на корабль адмирала — благодарить и приветствовать. Но назад эмир не вернулся: единоверцы повесили его на рее, высадились на берег и занялись грабежом. С тех пор Аден, бывший до того главным портом аравийской торговли, начал хиреть. Турки владели городом почти 100 лет — до 1630 года, но строили в Адене немного. Однако они возвели по гребню гор между Кратером и Хормаксаром крепостную стену и установили на ней огромные медные пушки, которые смотрели в море. Построили они и зигзагообразную каменную дорогу, которая когда-то вела на вершину горы Шамсон, где располагался сторожевой пост. В 1609 году в Аден прибыл корабль, принадлежавший английской Ост-Индской компании, на котором находился представитель этой компании Джон Джурдейн. Он характеризовал Аден как неприступную крепость, окруженную стеной с тремя воротами. Наиболее уязвимые для нападения ворота были укреплены железной решеткой, которую можно было поднимать и опускать. Порт находится в окружении гор, на которых тоже имеются крепости и сторожевые посты. С моря порт прикрыт «весьма высоким островом, лежащим на расстоянии ружейного выстрела. На острове находится укрепленный замок, взять который при условии, что осажденные не испытывают недостатка в съестных припасах, представляется совершенно невозможным, поскольку замок расположен на горе и является крепостью по самому своему местоположению».   Турецкие укрепления в 1839 году не остановили английских солдат: они стащили пушки с платформ, почистили их и отправили в подарок королеве Виктории. [27] Англичане выровняли склоны вулкана, взорвав его уступы, и вместо развалившейся турецкой стены построили свою. Английские солдаты сами в Кратере не жили, так как знали легенду о Каине, якобы похороненном у главной дороги в Кратер, и верили, что это место проклято.   В 1839 году на берег Адена сошли и два первых индийских купца, которые успешно начали свое дело. Вслед за ними сюда стали прибывать мастеровые, ремесленники, ювелиры, парикмахеры. Среди них были мусульмане, образ жизни которых мало чем отличался от жизни мусульман-йеменцев. Были и те, кто исповедовал индуизм, и их странные для местных жителей обычаи долго служили темой разговоров на рыночных площадях и в кофейнях. Третьи приобрели в Кратере, неподалеку от древнего водохранилища, участок земли и стали уединяться там для совершения каких-то таинственных обрядов. Было замечено, что за стеной, окружающей территорию, часто мелькает пламя костра. Но для тех, кто хотел бы удовлетворить свое любопытство, проход в стене был закрыт: люди в белоснежных одеждах строго хранили свою тайну. Эти люди принесли с собой одну из самых древних и загадочных религий на земле — парсизм (зороастризм), или огнепоклонничество. Парсы считают, что из четырех стихий (огонь, вода, земля и воздух) огонь — самый главный. Он священен, потому что несет в себе божественное начало; с ним связаны понятия чистоты, белизны, непорочности, доброты, света… Перед чашей с огнем совершаются все богослужения парсов, священный огонь горит не только в храмах зороастрийцев, но и в их домах. В 1847 году на земле, купленной аденской общиной парсов, был вырыт колодец и построена Башня молчания — таинственное обиталище мертвых. А в конце XIX века на вершине горы вознеслась другая, еще более величественная. Башня молчания внушала ужас окрестным жителям, которые видели, как после очередной похоронной процессии над ней начинали кружить хищные птицы. Мало кому удавалось узнать подробности о погребальных обрядах парсов и тем более посетить территорию Башни молчания и храмового огня. Даже самолетам британских ВВС запрещалось пролетать над Башней молчания, чтобы не оскорбить религиозные чувства влиятельных в колонии парсов. Зороастрийцы считают, что все вышли из земли и уйдут в землю, но ей должны достаться очищенные останки. Душа умершего еще три дня витает в этом мире, а потом покидает его. Три дня жрец молится в особом помещении, стоя вблизи от умершего — перед чашей со священным огнем. На четвертый день он молится в храме, куда умершего вносить нельзя. Во время ритуальных обрядов жрец должен быть одет в белую одежду, волосы его убраны под белую повязку, лицо до самых глаз закрывается белой тканью. И умершего, и тех, кто прикасался к нему, очищают особой жидкостью «ниранг». После того как над умершим совершены все положенные обряды, 16 носильщиков доставляют его тело на железных носилках в Башню молчания. Внутри нее от стен идет пологий спуск, на котором расположены три площадки: для мужчин, для женщин и самая близкая к центру — для детей. Посередине находится колодец, окруженный еще одной стеной. Башню молчания полагается строить на высокой скале, чтобы нельзя было увидеть происходящего внутри и чтобы она не занимала нужной людям земли. Чтобы построить Башню, надо было соблюсти много сложных обрядов. Входить в нее не имеет права никто, кроме служителей и носильщиков, но и они после обрядов должны были очиститься. В алтаре аденского храма парсов священный огонь хранится в большой серебряной чаше. Его поддерживают, подбрасывая на решетку внутри чаши кусочки сандалового или другого дерева твердой породы. А для совершения погребальных обрядов жрец берет малую серебряную чашу, огонь в которой составляется из четырех источников: он берется из очагов богача, бедняка, ювелира и купца.      

Источник: 100 великих замков. 2005