Вагнер Владимир Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Вагнер Владимир Александрович

Вагнер, Владимир Александрович - зоолог и психолог, доктор зоологии. Родился в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико-математическом факультетах Московского университета, затем работал на севастопольской биологической станции, в Неаполе, Виллафранке и на других заграничных станциях; в 1889 г. магистр, в 1899 г. доктор зоологии Петербургского университета. Научная деятельность Вагнера касается физиологии, биологии и систематики некоторых групп беспозвоночных животных, в особенности пауков. Впоследствии Вагнер обратился к исследованиям в области зоопсихологии, почти не затронутой до сих пор натуралистами, причем он начал применять эволюционный метод. Результатом этих исследований явились выдающиеся монографии: ""Городская ласточка"", ""L´industrie des Araneina"" и ""Psychobiologische Untersuchungen an Hummeln"". В 1904 г. Вагнер назначен директором Императорского петербургского коммерческого училища, а затем избран профессором сравнительной психологии в петербургском психоневрологическом институте; состоял также приват-доцентом Петербургского университета.

Источник: Биографический словарь. 2008

Вагнер, Владимир Александрович

— русский зоолог и психолог; род. в 1849 г., окончил курс на юридическом и физико-математическом факультетах Московского университета, затем посетил Ю России для научных исследований, работал на севастопольской биологической станции, а затем и в Неаполе, Виллафранке и других заграничных станциях; в 1889 г. магистр, в 1899 г. доктор зоологии СПб. университета. Научная деятельность В. касается физиологии, биологии и систематики некоторых групп беспозвоночных животных и в особенности пауков. Впоследствии В. обратился вполне к исследованию области зоопсихологии, почти не затронутой до сих пор натуралистами, причем он начал применять эволюционный метод. Результатом этих исследований явились две выдающиеся монографии: "Городская ласточка" и "L´industrie des Araneina", положившие основу к новому способу исследования и рассматриванию психобиологических вопросов.


Н. Н. А.


{Брокгауз}





Вагнер, Владимир Александрович


(род. 1849) — известный зоолог, зоопсихолог и педагог. Окончил в 1874 юридический, а в 1882 — естественное отделение физико-математического факультета Московского ун-та. Состоял приват-доцентом Московского ун-та (с 1895) и Петербургского ун-та (с 1907) и проф. Психоневрологического ин-та. После революции занял в Петербургском ун-те специально учрежденную кафедру сравнительной психологии. Из зоологических работ первого периода, относящихся гл. обр. к систематике и морфологии членистоногих и особенно пауков, важное значение имеет монография "Наблюдения над Araneina", устанавливающая наиболее целесообразную классификацию пауков. С 90-х гг. В. почти всецело переходит к проблемам психологии животных. Здесь В. выдвинул в качестве основного метода исследования т. н. биологический объективный метод, который исследует "психические явления животных путем наблюдений над их жизнью", причем "для понимания психики одного из них или одной из групп, необходимо сравнение ее представителей не с... человеком, а с формами, непосредственно предшествующими этой группе и за нею следующими". Так. обр. метод В. был направлен против господствовавшего в его время в психологии животных антропоморфизма и ставил во главу угла применение в этой области идей и методов эволюционной теории — так же, как это уже до того было сделано в систематике, сравнительной анатомии и других дисциплинах.


Среди конкретных проблем зоопсихологии, остановивших на себе внимание В., надо указать прежде всего на проблему инстинкта и его генезиса. Индивидуальные колебания инстинкта, несомненно имеющие место, могут часто сбивать наблюдения, создавая представление о якобы "разумных" действиях животного, попавшего в новую для него обстановку. Чтобы не совершить здесь ошибки необходимо прежде всего устанавливать тип инстинкта. Далее сравнение инстинктов данного типа у представителей одной какой-нибудь систематической группы позволяет установить общий родовой тип инстинкта, а затем последовательную эволюцию его у отдельных видов. Наконец изучение смены инстинктов у развивающегося индивида нередко выявляет возможность применения биогенетического закона и к области психологии животных. Этот предложенный им метод (В. особенно четко развил его в своей работе "Биологический метод в зоопсихологии", напечатанный в "Трудах Петербургского общества естествоиспытателей", 1902) В. применил к изучению строительных инстинктов животных и опубликовал ряд блестящих работ в этом направлении: "L´industrie des Araneina" ("Мемуары Академии наук", 1894); "Водяной паук, его индустрия и жизнь" ("Bulletin des Naturalistes de Moscou", № 182, 1900); "Городская ласточка, ее индустрия и жизнь" ("Записки Академии наук", X, № 6, 1900).


Другой ряд работ В., важнейшая из которых — обширная монография "Psycho-biologische Untersuchungen an Hummeln" ("Zoologica", 1907), — посвящен вопросу о характере так наз. общественной жизни насекомых. В. решительно возражает против распространенной тенденции сравнивать "общества" насекомых с человеческим обществом. В "обществе" насекомых мы имеем дело, по мнению Вагнера, со своеобразной формой паразитизма (половых особей на бесполых), в то время как человеческое общество (и его высшая форма — государство) представляет собою высшую ступень развития групповых организаций, последовательный ряд которых представляется В. в таком виде: случайные собрания особей, временные агрегации (стадо, орда), постоянные агрегации (низшие формы человеческого общества). Кроме указанных специальных работ Вагнер напечатал ряд больших сводных сочинений по зоопсихологии, как "Психология животных" (1902), "Биологические основания сравнительной психологии", т. I (1910), т. II (П., 1913), "Курс биологии животных" (ч. 2, Ставрополь, 1921), "Биопсихология и смежные науки" (П., 1923) и мн. др.


В. — выдающийся педагог, немало потрудившийся над вопросами улучшения преподавания в средней и высшей школах. Он считал, что в средней школе необходимо связать отдельные предметы, проведя идею комплексного преподавания через все этапы обучения. Основной темой преподавания в средней школе должны быть темы — "жизнь", "место человека в природе". Сам В. отдал значительную долю своей деятельности преподаванию в ср. школе. Его трудами Коммерческое училище в Петербурге (ныне Сев.-Запад. областной промышленный техникум) было доведено до блестящего состояния. — В структуре высшей школы В. полагал необходимым, помимо сообщения учащимся профессиональных знаний, введение общеобразовательных предметов. Эту идею он провел в программах Психоневрологического ин-та, одним из активных участников и организаторов которого он был (Общеобразовательный факультет). Свои педагогические идеи Вагнер развил в ряде статей: "Чем должен быть университет", "Университет" (в "Энциклопедическом словаре бр. Гранат"), "Методы естествознания в науке и школе", 1893; статьи в сборниках "Естествознание в школе" (сборн. 1, 4, 8) и мн. др. Вагнер был организатором и редактором журнала "Естествознание в школе" (основан в 1912, совместно с Б. Райковым), организатором Об-ва распространения естественно-исторического образования (основано в 1907, совместно с небольшой группой петербургских профессоров и педагогов).



Лит.: Владимир Александрович Вагнер (к 75-летию со дня его рождения), "Естествознание в школе". № 1, 1925).


С. Соболь.






Вагнер, Владимир Александрович


Род. 1849, ум. 1934. Биолог и психолог, основоположник отечественной сравнительной психологии, автор трудов по инстинктивной деятельности животных и др. В 1906—1931 гг. профессор Санкт-Петербургского (затем Ленинградского) университета.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008