ВАХХАБИТЫ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАХХАБИТЫ
приверженцы религиозно-политического течения в исламе, возникшего в Центральной Аравии (Неджде). Основатель — Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1787). Борясь за «чистоту» ислама, выступали за объединение Аравии. Официальная идеология В. — в Саудовской Аравии.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВАХХАБИТЫ
приверженцы религиозно-политического течения в исламе, возникшего в Центральной Аравии (Неджде); основатель Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703-87). Главный догмат В. - вера в единого бога (отсюда самоназвание В. -мувахиддун - единобожники). В. отвергают "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, придерживаются суровой простоты нравов. Большое внимание уделяют джихаду (священной войне против иноверцев). С 1990-х гг. к В. причисляют себя некоторые исламские группировки на Кавказе.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Ваххабиты
последователи религиозно-политического течения в суннитском исламе. Ваххабизм зародился в конце 18 в. Свое название течение получило от имени Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, который выступал с проповедью среди бедуинов в Неджде (Саудовская Аравия). Ваххабиты проповедуют восстановление изначального ислама и строгого единобожия. Они отвергают культы пророков, святых, паломничество к святым местам и мощам, порицают суеверия (веру в приметы и др.), требуют от мусульман аскетического образа жизни.

Источник: Исторический словарь

ВАХХАБИТЫ
последователи пуританского религ.-политич. течения в исламе, распространившегося в Неджде (Центр. Аравия) в кон. 18 в. Основоположник ваххабизма - Мухаммед ибн Абд-аль-Ваххаб (1703-87). Вера в безусловно единого бога, к-рый для В. антропоморфичен, - гл. догмат В.; отсюда самоназв. В. - муваххидун - единобожники. Стремясь восстановить ислам в его "первоначальной чистоте", они признавали только Коран, к-рый не подлежит толкованию, сунну периода 4 "праведных халифов". В. отвергали все "новшества", появившиеся в процессе развития ислама, в т. ч. культ святых, монашество (суфизм); придерживались суровой простоты нравов; большое внимание уделяли джихаду - священной войне.

Социальные корни ваххабизма те же, что и ср.-век. махдийских движений, к-рые Ф. Энгельс характеризовал как движение бедных кочевников против богатых горожан-купцов и феодалов (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т. 16, ч. 2, 1936, с. 410). Политич. сущность ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племен и мелких кн-в Аравии, в ликвидации племенных раздоров, феод. анархии в интересах крупных феодалов и купцов.

К нач. 19 в. почти весь Аравийский п-ов был объединен В. в феод. гос-во, распавшееся после завоевания его Египтом (1811-18); в 1821 оно было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четв. 19 в. После кратковрем. завоевания правителями кн-ва Шаммар, оно было вновь воссоздано в нач. 20 в. В результате объединит. войн, к-рые велись в 1920-х гг. под рук. Абд-аль-Азиза Ибн Сауда (1880-1953), гос-во В. расширилось до своих совр. границ и в 1932 было названо Саудовской Аравией. В Саудовской Аравии ваххабизм является офиц. идеологией (утерял свои изначальные аскетич. и пуританские черты). Ваххабизм имеет нек-рое распространение в Индии (см. Валиуллахи) и Афганистане.

Лит.: Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 3, М., 1912, Першиц А. И., Х-во и общественно-политич. строй Сев. Аравии в 19-1-й трети 20 в. (историко-этнографич. очерки), M., 1961; Corancez L.-A.-O. de, Histoire des Wahabis, depuis leur origine jusqu´а la fin de 1809, P., 1810; Burckliardt J. L., Notes on the Bedouins and Wahabys, v. 1-2, L., 1831; Hartmann R., Die Wahhabiten, "Z. Dtsch. morgenl?ndischen Ges.", Bd 3, 1924; Рейхани Амин, Тарих Неджд аль-хадис (История современного Неджда), Бейрут, 1927.

З. Я. Левин. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Ваххабиты
движение «ваххабитов»)–так называют последователей салафитского религиознополитического движения в Аравии (См. Салафизм). Основателем этого движения был Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб (сер. XII/XVIII в.), который проповедовал идеи строжайшего единобожия, отказа от поклонения могилам святых (вали) и святым местам, очищения Ислама от поздних нововведений (бида). В основу его деятельности было положено теоретическое наследие Ибн Теймии. Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб родился в Аяйне (Центральная Аравия, севернее ЭрРияда) в 1116/1703 году. Его отец Абд аль–Ваххаб ибн Сулейман был мусульманским судьей (кади). С ранних лет Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб выучил Коран, затем изучал его толкование (тафсир) и хадисы. Первым его учителем был его отец. Затем Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб совершил путешествия по различным регионам Аравии и сопредельных провинций Османской империи. Путешествия Ибн Абд аль–Ваххаба оказали решающее воздействие на формирование его мировоззрения, так как он имел возможность познакомиться с различными верованиями населения этих регионов и определить свое отношение к ним. Последователи Ибн Абд аль–Ваххаба утверждали, что время этих поездок он увидел, что значительная часть людей не в полной мере придерживается мусульманских вероубеждений. Среди них были распространены различные суеверия, и они совершали акты служения и поклонения могилам, "святым" людям, различным предметам. Поэтому, находясь в Басре, он впервые выступил с лозунгами отказа от нововведений в религии и возвращению к тому вероубеждению, которое исповедовали пророк Мухаммад, его сподвижники и "праведные предки" (ас–салаф ас–салихин). Впоследствии его проповеди стали известны во всей Аравии и послужили толчком к новому реформаторскому религиознополитическому движению, которое принято называть "ваххабитским". Главным в его проповедях была доктрина строжайшего Единобожия (Таухида) и призыв к отказу от нововведений и мистицизма. Подробнее об основах мировоззрения Мухаммада ибн Абд аль–Ваххаба и других салафитов см. Салафизм. Вернувшись в Аяйну, он заручился поддержкой местного эмира Османа ибн Хаммада ибн Муаммара. С его помощью Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб со своими сторонниками приступил к уничтожению различных "святых" мест, которые почитались местным населением. Это известие распространилось по всей Аравии. Таким образом, было положено начало политическому движению "ваххабитов", которые приняли на вооружение не только методы мирной проповеди, но и силовые методы борьбы за распространение своих убеждений. Все эти события привели к тому, что власти выслали Ибн Абд аль–Ваххаба из Аяйны, и он, в 1157/1744 году обосновался в Дерии. Здесь он установил близкие отношения с местным эмиром Мухаммадом ибн аль–Саудом. Это привело к тому, что популярность Ибн Абд аль–Ваххаба еще более возросла и со всей Аравии к нему в Дерию стали прибывать его последователи. Отсюда стали совершаться походы на близлежащие оазисы. Таким образом, в Неджде постепенно усилилась Дерия, которую возглавляли Саудиты. Проповеди Ибн Абд аль–Ваххаба послужили идеологической базой для арабского движения, возглавляемого саудовскими эмирами против власти Османской империи. В 1178/1765 г. умер Мухаммад ибн Сауд. Его место занял Абд аль–Азиз. Абд аль–Азиз был не только наследником престола, но и имамом мусульманваххабитов. Он сумел превратить Дерийский эмират в сильное государство. Спустя почти четверть века, с захватом Рияда в 1190/1773 году, весь Центральный Неджд попал под власть Дерийских эмиров (Саудитов). На всех контролируемых ими территориях шла активная проповедь "чистого Ислама" и "истинного Единобожия". В 1206/1792 году умер Мухаммад ибн Абд аль–Ваххаб. К этому времени Дерийский эмират распространил свое влияние и на Восточную Аравию. Здесь, также как и в центральном Неджде, были разгромлены различные святыни, которые почитались населением. Уничтожались и шиитские святыни. В этот же период шли столкновения дерийцев с мекканскими шарифами в Западной Аравии. Эти столкновения шли с преимуществом Саудитов. Опасаясь дальнейших успехов Саудитов, турецкие власти отправили против них военные силы, которые, однако, потерпели неудачу. Преследуя их, войска Саудитов вошли в Сирию и Ирак. Им стало ясно, что Османская империя настолько ослабла, что не могла контролировать положение в своих провинциях. Воспользовавшись этим обстоятельствам дерийцы вторглись в Ирак и, в 1212/1802 году, разгромили шиитские святыни в Кербеле. В 1213/1803 году войска саудитов взяли Мекку. Но у Джидды и Медины турецким войскам удалось нанести им поражение и отбросить назад. В этом же году, в результате заговора погиб дерийский эмир Абд аль–Азиз. Его место занял его сын Сауд, который в 1215/1805 году захватил Медину и почти весь Хиджаз. В 1215/1805–1220/1810 годах дерийцы продолжали вторжения в Ирак и Сирию. Но к 1221/1811 году против Дерийского эмирата выступил правитель Египта Мухаммад Али, армия которого, во главе с Тусуном, начала теснить Cаудитов. Мухаммад Али был вассалом турецкого султана. В 1222/1813 году египтяне отбили у дерийцев Хиджаз. В том же году против них восстали оманцы, которые нанесли ваххабитам поражение. Но затем дерийцам удалось одержать серию побед над египтянами, которые, однако, не изменили расстановки сил в регионе. В 1223/1814 году умер Сауд и его сменил его сын Абдаллах. Но, к этому моменту, Дерийский султанат потерял контроль над Хиджазом, Оманом, Бахрейном и частью Тихамы. Причем череда поражений Cаудитов от египтян продолжалась. В 1226/1817 году уже почти весь центральный Неджд был захвачен старшим сыном Мухаммада Али–Ибрахимом. В 1227/1818 году пал последний оплот саудитов–город Дерия. Некоторые саудиты бежали, некоторых отправили в Египет, но многие из них погибли. Дерию сравняли с землей. Но, несмотря на этот разгром, уже через несколько лет, в результате восстания, государство Саудитов с центром в Рияде было восстановлено. Его эмиром стал Турки, представитель побочной ветви Саудитов. Но и это государство было разгромлено египтянами в 1247/1838 году. К 1259/1850 году Саудиты во главе с Фейсалом восстановили свою государственность с центром в Рияде и контролировали всю Центральную и Восточную Аравию. Затем государство Саудитов снова ослабло. На этот раз, в результате междоусобиц между аравийскими эмирами. Но в 1321/1902 году Саудит Абд аль–Азиз II снова захватил Рияд и, на этот раз, государство Саудитов обрело полную независимость и сохранило ее даже в период колонизации Ближнего Востока западными государствами. Реформаторские идеи Абд аль–Ваххаба нашли своих приверженцев не только в Аравии, но и за ее пределами. За чистоту Ислама и очищение его от нововведений стали выступать многие группы в Индонезии, Африке, Индии. Например, серьезным антиколониальным движением против английского владычества стало движение, возглавляемое Саидом Ахмадом Барелви. Он побывал в Мекке и ознакомился с положениями учения Мухаммада ибн Абд аль–Ваххаба и салафизма. Вернувшись в Индию, он собрал своих сторонников и, в 1233/1824 году, объявил джихад колониальным властям. К 1239/1830 году они заняли Пешавар и создали там свое государство. Несмотря на подавление этого и других восстаний англичанами, последователи Ибн Абд аль–Ваххаба стали постоянной угрозой присутствию англичан в Индии, и длительное время возглавляли антиколониальную борьбу в регионе. Идеи Ибн Абд аль–Ваххаба были популярны и в Индонезии, где на острове Суматра приверженцы его учения боролись с голландскими колонизаторами. Идеи мусульманского реформаторства оказали большое влияние и на антиколониальные движения в Ливии, Судане и других странах.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
107.26 кб

Ваххабиты дошли до Урала. Обвинения в религиозном экстремизме могут стать решающим фактором в борьбе

Щипков Даниил
"Независимая газета", М., 14 ноября 2002 г.
Читать PDF
0.00 байт

Главный ваххабит Дагестана осужден на 10 лет

Речкалов Вадим
"Известия", М., 13 июля 2004 г.
Читать PDF
104.46 кб

Кредо ваххабита

Ярлыкапов Ахмет Аминович
Читать PDF
271.18 кб

Необходимо создать центр для борьбы с ваххабитами

Новрузоглу Ровшан
«Зеркало», Баку, 3 апреля 2007 г.
Читать PDF
0.00 байт

Падение государства ваххабитов в Аравии

Бабич Александр Александрович
В статье рассматриваются основные аспекты религиозного, политического и экономического характера, приведшие к египетской экспансии в Аравию, ход египетско-аравийской войны и последовавшее вслед за этим падение первого Саудовского
Читать PDF
104.00 кб

Муфтии поссорились из-за ваххабитов

Недумов Олег
"НГ-релинии", М., 5 ноября 2003 г.
Читать PDF
0.00 байт

В России и СНГ легально действуют ваххабитские центры

Петров Александр
"НГ-религии", М, 6 октября 2004 г.
Читать PDF
181.73 кб

2008. 03. 044. Делонг-бас, Н. Дж. Ваххабитский ислам: от возрождения и реформ к глобальному джихаду.

Демидов К. Б.
Читать PDF
355.57 кб

Статистика ваххабитского террора в России в отношении мусульманского духовенства (1995-2012)

Силантьев Роман Анатольевич
Читать PDF
299.25 кб

ЭВОЛЮЦИЯ ВАХХАБИТСКОГО ФАКТОРА В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Мелихов И.
«Родная Ладога», СПб., 2016 г., № 2, с. 251-261.
Читать PDF
274.09 кб

Федеральное «Ваххабитское лобби» и «Стокгольмский синдром» интеллектуалов

Амелина Я.
Читать PDF
259.67 кб

2005. 02. 028. Овсянникова Е. А. Идейные предпосылки зарождения ваххабитского течения в исламе и его