ВАКФ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

вакф
недвижимое имущество или другая собственность, завещанные на богоугодные и благотворительные дела

Источник: Материалы по истории киргизов и Киргизии, 1973 г. (глоссарий, проект Vostlit)

ВАКФ
то же что Вакуф, имущество, движимое и недвижимое, отказанное государством или отдельным лицом на религиозные или благотворительные цели в мусульманских странах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ВАКФ
араб., букв. - удержание) - имущество, в соответствии с мусульм. правом отказанное гос-вом или отд. лицом на религ. или благотворит. цели. Возникнув в первый период образования араб. халифата, ин-т В. получил в ср. века широкое распространение во всех мусульм. странах и являлся экономич. основой огромного влияния мусульм. духовенства. В. мог состоять из недвижимого и движимого, неотчуждаемого и освобожденного от гос. налогов имущества, доход с к-рого шел на содержание религ., благотворит. и просветит. учреждений. Передача в В. оформлялась особой грамотой (вакф-наме). В. бывали двух родов: основной, когда жертвователь полностью терял право на обращенное в В. имущество, и обычный, когда условленная часть дохода с В. оставлялась в наследственное пользование жертвователя и его потомков. Управление В. осуществляли особые лица (мутевалли или назиры), к-рые следили за сбором дохода и его распределением. Формы и методы эксплуатации крестьян и ремесленников в вакфных владениях были столь же тяжелыми, как и во владениях светских феодалов. В ряде стран мусульм. Востока В. сохранились до сих пор (напр., в Йемене, Сауд. Аравии).

Лит.: Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; Фан ден Берг Л., Основные начала мусульм. права..., пер. (с нем.), СПБ, 1882; K?pr?l?zade, Mehmet Fuad, Vakif m?essesesinin hukuk? mahiyeti ve tarih? tek?m?l?, "Vakiflar dergisi", Istanbul, 1942, с 2, s. 1-35.

А. С. Тверитинова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Вакф
передача умственно полноценным и совершеннолетним мусульманином прибыли от какой–либо вещи или товара нуждающимся из числа мусульман или зиммиев (немусульман, которые находятся под покровительством мусульманского государства) без каких–либо предварительных условий. Это один из видов благотворительности в Исламе, который совершают материально обеспеченные люди. Пример этого вида благотворительности подал сам пророк Мухаммад. Он передавал принадлежащие ему земли и сады в качестве вакфа нуждающимся. Тот, кто дает вакф называется «вакифом». То, что дается в качестве вакфа называется «мавкуф». Тот, кто получает прибыль от вакфа называется «мавкуфун алейх». А само соглашение называется «вакфия». Во множественном числе–афкаф. Примером вакфа является какой–либо земельный участок или магазин, переданные их владельцем нуждающимся для безвозмездного пользования. Вакф является настолько богоугодным делом, что чем больше он продолжается, тем больше его владелец получает довольство Аллаха. Исламские правоведы говорят, что выражение саадака адджария, которое упоминается в аятах Корана 3: 92 и 22: 77–78 имеет смысл вакфа. Согласно исламскому праву для передачи недвижимости в качестве вакфа необходимо оговорить все условия этого дела и подписать договоры. Вакф может проявляться в самых различных сферах общественной жизни. Это и передача в пользование мусульманам и мечетей, и объектов образования, культуры (библиотек, медресе и т.д.), и военных объектов (например, казарм), и экономических объектов (рынков, магазинов), и медицинских объектов (поликлиник, больниц).

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 3

Читать PDF
0.00 байт

Историко-правовые особенности формирования земельной собственности в Чечне: вакф

Абубакарова Мадина Магомедовна
В статье дана характеристика формирования форм земельной собственности в русле утверждения ислама в Чечне. В первую очередь это касается вакфа, есть элемент сравнения аналогичной проблемы и моментов на примере Турции и Дагестана.
Читать PDF
0.00 байт

Вакф в Дагестане и Османской империи XIX в

Ибрагимова Патимат Абдусаламовна
В статье дан сравнительный анализ вакфа в Дагестане и в Османской империи. Особое место уделено раскрытию социально-экономического значения вакфов в Османском государстве и в Дагестане.
Читать PDF
0.00 байт

Семейный вакф в Дагестане в XIX в

Ибрагимова Патимат Абдусаламовна
Рассматривается история появления семейного вакфа в исламском мире и в частности в Дагестане. Приведены примеры из источников, где показан семейный вакф как один из видов собственности книжный и земельный.