, Хуан де Хуан де (Valdes Leal, Juan de) 1622, Севилья — 1690, Севилья. Испанский живописец, рисовальщик. Родился в семье португальского дворянина, переехавшего в Испанию. Учился в Кордове, в мастерской А. де Кастильо, в 1656 поселился в Севилье, где прошла его художественная деятельность. В 1664, сопровождая своего покровителя дона Мигеля Маньяру, посетил Мадрид, что дало ему возможность ознакомиться с королевскими художественными собраниями, завязать контакты с мадридскими живописцами. Принадлежал к основателям Академии художеств в Севилье (1640). Писал картины на религиозные сюжеты, обращался к декоративным работам, архитектуре и скульптуре. Один из последних крупных мастеров севильской школы, Вальдес Леаль сформировался в общении с искусством Сурбарана, Кано, Мурильо и особенно Эрреры Старшего, близкого ему по импульсивности творчества и неуживчивому душевному складу. Искусство Вальдеса Леаля, замыкающее золотой век испанской живописи, отражает черты ее эстетической деградации. Мир его образов отходит от реальной жизни. Основные произведения — циклы картин для францисканского монастыря в Кармоне, посвященные св. Кларе (1652), в т. ч. Поражение мавров при осаде францисканского монастыря, Процессия со св. Кларой, несущей дарохранительницу (Севилья, Музей изящных искусств), для монастыря иеронимитов в Севилье (1657—1658), в т. ч. Искушение св. Иеронима, Бичевание св. Иеронима ангелами (Севилья, Музей изящных искусств); изображения почитаемых представителей ордена — Алонсо де Оканьи (Гренобль, Музей изящных искусств), Фернандо Лильеса де Фигероа (Севилья, Музей изящных искусств), Васко Португальского (Дрезден, Картинная галерея) и других; алтарь в церкви монастыря кармелиток (Кармен Кальсадо) в Кордове (ок. 1658) с центральной композицией Вознесение пророка Ильи на огненной колеснице, сценами Илья и ангел, Илья и пророки на боковых створках и изображениями святых в пределле. Творчество Вальдеса Леаля входит в русло столь распространенной в странах Европы XVII в. барочной церковной живописи, несет сильный отпечаток кризисного времени в жизни испанского общества, бурного темперамента художника, который, по словам современника, "писал с беспокойством и быстротой". Его произведения отличаются неровностью исполнения, иногда небрежностью рисунка, перегруженностью обычно очень крупных композиций. Многие погрешности искупаются красотой колорита, богатством и смелостью сочетания красных, зеленых, малиновых, синих, белых, серых, черных красок и золота. В изощренной живописности, в нарочитой эффектности динамичных сцен, ирреальном свете, условности подчас обезличенных и схожих между собой жестикулирующих персонажей, одетых в богатые полупридворные-полуфантастические костюмы, в обилии "реквизита", несомненно, сказалось влияние на Вальдеса Леаля театральных зрелищ его времени. Его произведения в своей основе пессимистичны, проникнуты ощущением бренности земного бытия. Образы художника, особенно женские, лишены чувственной привлекательности (Искушение св. Иеронима), изображения Девы Марии (Непорочное зачатие, 1650—1652, Париж, Лувр; 1689, Севилья, Музей изящных искусств; Вознесение Девы Марии, 1661, Лондон, Нац. галерея) холодноваты и однотипны. Славу Вальдесу Леалю в испанской живописи принесли две картины в церкви госпиталя Ла Каридад в Севилье — Иероглифы Смерти и Конец земной славы, заказанные в 1672 основателем братства милосердия доном Мигелем де Маньярой и, по-видимому, воплотившие мистические сентенции его трактата Речь об истине. В первой картине Смерть в виде скелета с косой попирает книги, рукописи, оружие, корону, папскую тиару и облачение (символы знания, земной и духовной власти) и гасит свечу. Во второй в темном склепе мистический свет озаряет открытые гробы с разложившимися останками епископа и рыцаря ордена Калатравы — жуткие, детально выписанные изображения, совершенные по живописи ослепительно белых, желтых, тускло-золотых и глубоко-синих тонов и безупречности рисунка. Тема бренности — Vanitas, столь популярная в европейской живописи XVII в., здесь достигает кульминации и как бы исчерпывает себя. Портрет Мигеля Маньяры, аскета с горящим взором, сидящего в келье у аналоя и указывающего на распятие (не ранее 1687, госпиталь Ла Каридад), — один из немногих в творчестве Вальдеса Леаля. Сама трактовка образа, присутствие мальчика-послушника позволяют говорить о превращении портрета в сюжетную картину. У художника (кроме сына Лукаса) не было учеников и последователей.
Лит.: Beruete A. Valdes Leal. Madrid, 1911; Trapier du Gue E. Valdes Leal. Spanish Baroque painter. N. Y., 1960; Valdivieso Gonsalez E. Juan de Valdes Leal. Sevilla, 1989; Perez Callero J. Juan Valdes Leal. 1622—1690. Un barocco pom antico. Sevilla, 1991.
Т. Каптерева