1405 или 1407— 1457) — ит. гуманист, философ, филолог, историк. Родился в семье рим. юриста, служившего в папской курии. Деятельность В. протекала в Риме, Павии (преподавал риторику в Падуанском ун-те), Милане и Неаполе. С 1435 г. — секретарь короля Альфонса Арагонского. В 1448 г. В. получил должность апостолич. секретаря в Риме. Автор этико-филос. соч. «Об истинном и личном благе» (30-е гг.), в котором развивал концепцию наслаждения как высшего блага, разработанную под влиянием учения Эпикура. В. считал, что стремление человека к духовным и чувственным наслаждениям — закон природы. Земная жизнь дана человеку для наслаждения красотой мира. Наряду с понятием «наслаждение» в этике В. основополагающей является категория «полезность». Полезность наслаждения естественна. Принцип взаимной полезности лежит в основе общественного и гос. устройства.
В неаполитанский период В. создал самые значительные произведения: «О свободе воли» (1439), «Диалектика» (1439), «Элеганции» (1440) и два антицерк. соч. — «Рассуждение о подложности так называемой Дарственной грамоты Константина» (1440) и «О монашеском обете» (1442). В первом В. доказал подложность т.наз. «Константинова дара», обосновывавшего притязания папства на светскую власть. В соч. «О монашеском обете» В. ставил под сомнение правомерность существования монашества как церк. института. В «Диалектике» он подверг резкой критике средневековую логику (диалектику) за сложный, формалистич. язык, отверг ее претензии на роль науч. универсального метода. Схоластике В. противопоставил гуманистич. филологию. В последние годы жизни он написал несколько богослов, соч.: «О таинстве пресуществления», «Похвала святому Фоме Аквинскому» и др.
Лит.: Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV—XV веков. М., 1977; Итальянские гуманисты XV века о церкви и религии. М., 1963; Сочинения итальянских гуманистов эпохи Возрождения (XV в.) / Под редакцией Л.М. Братиной. М, 1985; Эстетика Ренессанса. Т. 1. М, 1981.