(Ван дер Брандт; сцен. псевд. Клабановская) [1882, Киев. губ. — 1925] — арт. оперы (лирико-колор. сопрано). С 1892 жила с родителями в Швейцарии, где получила образование в монастыре св. Женевьевы (ок. Лозанны). Сцен. деят-сть начала в конце 1890-х гг. в петерб. т-ре "Олимпия" (под псевд. Клабановская). В 1898—1901 брала уроки пения у Д. Арто в Париже,.позднее здесь же совершенствовалась у М. Маркези. В 1901—02 солистка париж. "Опера комик" (дебютировала в партии Лакме), затем гастролировала во Флоренции, Турине и Риме. Выступала на оперных сценах Харькова (1901—02, антр. А. Церетели; 1907), Петербурга (1902 и 1906—07, Итал. опера, где была партнершей А. Мазини, он же давал ей уроки пения; 1909, Большой зал конс., антр. М. Валентинова и Д. Дума; 1915—16, Нар. дом), Тифлиса (1907), Ростова-н/Д (1907—08), Москвы (Итал. опера, 1909), Иркутска (1917). Гастролировала за границей: 1906 — Берлин, Вена, Лондон, Париж, Барселона, Будапешт, Прага; 1907 — Венеция (т-ры "Феличе" и "Россини"); 1908 — Рим, Палермо, Лион; 1907 и 1911 — Афины; 1911 и 1913 — Брюссель; 1912 — Вена; 1913 — Амстердам; 1914 — Варшава; 1916 — Китай. Обладала красивым, гибким голосом чарующего "серебристого" тембра и обширного диапазона (от нижнего си до фа 3-й октавы), природной колоратурой, сцен. темпераментом. Ее репертуар включал св. 40 разных по характеру партий.
1-я исп. партии: на рус. сцене — Таис ("Таис"); в Париже — Марфы ("Царская невеста", 1911). Лучшая партия — Снегурочка. Др. партии: Горислава, Наташа ("Русалка" А. Даргомыжского), Ксения ("Борис Годунов"); Розина ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Джульетта ("Ромео и Джульетта"), Маргарита ("Фауст"), Мими ("Богема"), Маргарита Валуа, Филина, Джильда, Миньон, Лакме. Партнеры: Дж. Ансельми, А. Антоновский, М. Баттистини, К. Исаченко, О. Камионский, Т. Руффо, В. Селявин, Л. Собинов, Ф. Шаляпин. Пела п/у М. Голинкина, И. Труффи, Л. Штейнберга.
Одна из выдающихся певиц (за границей ее называли "русским соловьем"). Искусством В.-Б. восхищались многие ее современники — Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков (на дарственной фотографии композитор написал: "Моей идеальной Снегурочке"), Дж. Пуччини, К. Дебюсси, К. Сен-Санс и Ж. Массне (под его рук, репетировала партии Манон, Таис и Магдалины — "Мария Магдалина").
Записывалась на грампластинки в Париже ("Граммофон", 1907) и Петербурге ("Одеон", 1912); нек-рые архив. записи В. — в ЦГАЗ СССР.
Лит.: У Н. Т. Ван-дер-Брандт // Петерб. дневник театрала. 1905. № 15 и 16. С. 4; Платонов В. Театральные эскизы: Н. Т. Ван-Брандт. — Одесса, 1910; Гастроли знаменитой певицы Надежды Ван-Брандт. (Материалы к биографии. — Выдержки из петроградской и иностранной прессы о гастролях певицы). — Петроград, 1915; Шавгулидзе Г. В. Дни и годы Тифлисского оперного театра. — Тбилиси, 1936. С. 34—35.