, Тео (Van Doesburg, Theo), наст. имя Кюппер (Kupper) 1883, Утрехт — 1931, Давос. Голландский живописец, архитектор, дизайнер и теоретик искусства. Живописью начал заниматься с 1899. С 1912 выступал как художественный критик. В 1917 основал объединение художников и архитекторов "Де Стейл" ("Стиль") и одноименный журнал, ставший рупором мондриановской доктрины неопластицизма. На протяжении всей своей деятельности занимался художественным проектированием, оформлением интерьеров, дизайном. Живописные композиции 1916—1920 выстраиваются из прямоугольников, окрашенных в первичные цвета (Абстракция карточных игроков, 1917, Гаага, Гор. музей; Ритм русского танца, 1918, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Композиция XXII, 1920, Эйндховен, Гор. музей ван Аббе). В 1920-х много путешествовал по Европе, в 1922 сотрудничал с Баухаузом в Веймаре. В 1924 опубликовал в Германии теоретическое сочинение Основополагающие принципы новых художественных форм, в котором метод геометрической абстракции в живописи рассматривается в связи с задачами современной архитектуры и художественного конструирования. Вслед за тем произошел его разрыв с Мондрианом. В Манифесте элементаризма (1926) Ван Дусбург отвергает "догматические и узкие предписания неопластицизма". Его "контркомпозиции" 1920-х основаны на динамике диагональных построений, в противоположность прежней статике горизонтально-вертикальных структур (Контркомпозиция V, 1924, Амстердам, Музей Стеделийк; Контркомпозиция диссонансов XVI, 1925, Гаага, Гор. музей; Треугольники, 1928, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). В 1929 переехал в Париж, где основал журнал Конкретное искусство (1931), был участником объединения "Абстракция-Творчество".
Лит.: Baljeu J. Theo Van Doesburg. New York; London, 1974; Jaffe H. C. L. Theo Van Doesburg. Amsterdam, 1983.
В. Крючкова