, Гаспар (Ванвителли), Гаспар (Van Wittel, Gaspar) 1653, Амерсфорт — 1736, Рим. Итальянский живописец голландского происхождения. Один из основоположников жанра ведуты, работавший в Риме. Родился в городе Амерсфорт около Утрехта. С 1675 жил в Италии, выезжал в Ломбардию (1690—1691), Флоренцию, Болонью, Верону, Неаполь (1694—1695). Испытал влияние живописца из Амстердама ван дер Эйдена, писавшего виды городов Голландии. Об интересе к точной передаче городского пространства свидетельствует ранняя работа Панорама Амерсфорта (1671, частное собрание). В Италии продолжал заниматься ведутой, придав ей особый итальянский колорит. Он был очарован природой этой страны, светом солнца Средиземноморья, античными памятниками, их особой жизнью в окружающем ландшафте. В его широких панорамных видах проявился и талант сценографа. Он исполнял ведуты по рисункам, тщательно "снятым" с натуры, сохраняя реальные детали и порой вводил в них вымышленные, любил повторять свои работы, привнося в них некоторые изменения. Его живописные и графические произведения отвечали запросам коллекционеров и туристов. Начинал художник, однако, работать в технике гуаши, и в 1680—1685 среди его работ насчитывалось всего лишь шесть, исполненных маслом. Но к 1686 он уже освоил технику масляной живописи. Его произведения коллекционировали представители аристократических римских семейств — кардиналов Дж. Колонна, А. Альбани, С. Валенти Гонзага. С 1711 — член Академии Св. Луки. Римские памятники и архитектурные раритеты городов "малой Италии" занимают центральное место в полотнах Ван Виттеля (Кастель Сант Анджело с юга, 1690—1700, Лондон, частное собрание; Вилла Альдобрандини во Фраскати, ок. 1720—1725, частное собрание; Вид Флоренции от виа Болоньезе, ок. 1695, Четсуорт, собрание герцога Девонширского). Луиджи Ланци назвал Ван Виттеля "живописцем современного Рима". В Риме его прозвали "Гаспаре дельи оккьяли" ("Очкастый Гаспаре"). Ван Виттель с одинаковой любовью изображал античные, ренессансные, барочные памятники Рима, погружая их в зелень садов, пространства площадей, окружая серебристым светом. Таковы его полотна: Апсида собора Св. Петра (ок. 1711, Лондон, частное собрание), Аббатство Сан Паоло в Альбано и визит папы Климента XI Альбани в 1710 году (Флоренция, галерея Питти), Замок Св. Ангела и мост Сант Анджело с юга (ок. 1700—1710, частное собрание), Собор Св. Петра от дворика Санто Спирито (ок. 1713, частное собрание). Десять мраморных ангелов на мосту Сант Анджело, созданного по проекту Бернини, и руины Понте Верона на Тибре; папа Климент XI на балконе своей резиденции в Альбано и руины римского амфитеатра на фоне Альбанских холмов; а в работах, созданных в Неаполе, постройки исторического центра города и рядом очаровательные сельские сценки — в ведутах Ван Виттеля, говоря словами Гете, "былое" уживалось с "новейшим". Работы Ван Виттеля являются бесценным материалом для восстановления внешнего вида памятников, уголков Вечного города, претерпевших изменения к настоящему времени (например, портовых сооружений на Тибре, исчезнувших навсегда). Произведения Ван Виттеля послужили импульсом для расцвета ведуты в Риме и Венеции, его наиболее значительными последователями стали Дж. П. Паннини и Каналетто.
Лит.: Gaspar van Wittel e l’origine della veduta settecentesca. Roma, 1966; Salerno L. I pittori di veduta in Italia. 1580—1830. Roma, 1991; Briganti G. Gaspar van Wittel. Milano, 1996.
Е. Федотова