Варяг

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАРЯГ
прозвище скупщика разного товара по деревням. Это мог быть офеня, коробейник, щепетильник, меняющий мелочный товар на шкуры, шерсть, щетину, масло и пр.

Источник: История Российской таможни: глоссарий

"Варяг"
российский крейсер (боевой корабль, способный выполнять задачи независимо от основного флота), прославившийся героизмом своего экипажа во время Русско-японской войны 1904—1905 гг. Команда крейсера вместе с экипажем канонерской лодки «Кореец» 27 января 1904 г. приняла неравный бой с японской эскадрой у корейского порта Чемульпо. Ввиду угрозы захвата противником крейсер «Варяг» был затоплен командой. Стал символом героической стойкости русского воина.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ВАРЯГ
крейсер, построен в США, в строю с 1901. В начале русско-японской войны 27.1(9.2). 1904 "В." (капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев) вместе с канонерской лодкой "Кореец" героически сражался у Чемульпо (Корея) с японской эскадрой. Ввиду угрозы захвата противником затоплен командой. В 1905 поднят японцами, в 1916 выкуплен Россией, включен в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В 1917 на ремонте в Великобритании. В 1920 продан на слом. Подвигу "В." посвящено несколько песен.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

»ВАРЯГ»
Русско-японская война, 1904—1905). Русский крейсер, отличившийся в бою с японским флотом. Находился вместе с канонерской лодкой «Кореец» в порту Чемульпо (Корея), когда Япония начала войну с Россией. 27 января 1904 г. «Варяг» был блокирован в Чемульпо японской эскадрой под командованием контр-адмирала С. Уриу (6 крейсеров и 8 миноносцев). В ответ на требования японцев покинуть порт капитан крейсера В.Ф. Руднев принял решение пробиться в Порт-Артур. Вместе с «Корейцем» (капитан 2-го ранга Г.П. Беляев) «Варяг» вышел в море и бесстрашно сразился со всей японской эскадрой у острова Йодолми. В ожесточенном бою «Варяг» повредил у японцев 2 крейсера и потопил 1 миноносец. Но и сам получил в неравной схватке тяжелые повреждения, которые не позволили Рудневу выполнить поставленную задачу. Не желая сдавать свои корабли японцам, русские моряки затопили «Варяг» и взорвали «Кореец», а затем через нейтральные порты вернулись на родину. Расправившись с русскими кораблями в заливе Чемульпо, японцы смогли беспрепятственно начать здесь высадку своих войск. Участники этого сражения награждены специальной медалью с надписью «За бой «Варяга « и «Корейца» 27 янв. 1904 г. — Чемульпо».

Источник: Самые знаменитые войны и битвы России. 2002

"ВАРЯГ"
крейсер рус. 1-й Тихоокеанской эскадры. Спущен на воду в 1899, в строю с 1901. Водоизмещение 6 500 т, скорость хода 23-24 узла. К нач. рус.-япон. войны 1904-05 "В." в корейском (нейтральном) порту Чемульпо был блокирован япон. эскадрой, командующий к-рой контр-адм. Урио угрожал атаковать рус. корабли на рейде, если они не оставят рейд до полудня 27 янв. (9 февр.) 1904. Вместе с канонерской лодкой "Кореец" крейсер вышел из Чемульпо, пытаясь прорваться в Порт-Артур. В бою с япон. эскадрой (1 бронированный крейсер, 5 легких крейсеров и 8 миноносцев) у о. Йодолми "В." потопил 1 вражеский миноносец и повредил 2 крейсера, но сам из-за повреждений и потерь (5 подводных пробоин, повреждены все орудия, 122 чел. убитых и раненых) вынужден был возвратиться на рейд Чемульпо. Чтобы не допустить захвата "В." и "Корейца" японцами, экипажи во главе с капитаном 1-го ранга В. Ф. Рудневым взорвали "Кореец" и затопили "В." и через нейтральные порты возвратились в Россию. Впоследствии "В." был поднят японцами и введен в строй, а в 1916 Россия купила его у Японии. 3 янв. 1917 "В." пришел в Кольский зал. и был включен в состав флотилии Сев. Ледовитого океана. В февр. "В." ушел на ремонт в Англию, а 8 дек. 1917 был захвачен англ. властями.

Лит.: Руднев Н. В., Командир легендарного крейсера, Тула, 1960; Пономарев И. И., Герои "Варяга", М., 1954; Сорокин А. Н., Оборона Порт-Артура, (M., 1955), Работа Ист. комиссии по описанию действий флота в войне 1904-1905 гг. при Морском ген. штабе, кн. 1-7, СПБ, 1912-18; История рус. армии и флота, (т. 15), М., 1913.

Л. М. Еремеев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ВАРЯГ
бронепалубный крейсер 1-й Тихоокеанской эскадры, прославившийся во время русско-японской войны 1904-1905. Построен в Филадельфии (США), вступил в строй в 1901. Водоизмещение 6500 т, скорость 23-24 узла (42-44 км/час); вооружение: 12 152-мм, 12 75-мм, 8 47-мм, 237-мм и 6 торпедных аппаратов; экипаж 570 человек. С началом русско-японской войны «Варяг» с канонерской лодкой «Кореец» был блокирован в нейтральном корейском порту Чемульпо (Инчхон) японской эскадрой (1 броненосный и 5 бронепалубных крейсеров, 8 миноносцев). 27 января (9 февраля) 1904, решив прорваться в Порт-Артур, русские корабли вступили в неравный бой с японской эскадрой у о. Иодольми (Желтое море) на узком входном фарватере, ограничивавшем свободу маневра русских кораблей. «Варяг» под командованием капитана 1 ранга В. Ф. Руднева потопил вражеский миноносец и вывел из строя 2 крейсера, но из-за серьезных повреждений (5 подводных пробоин, действовали только 2 из 12 152-мм орудий) и больших потерь личного состава (122 человека убито и ранено) вынужден был вместе с «Корейцем» возвратиться на рейд Чемульпо (см. Чемульпинский морской бой 1904). Чтобы не допустить захвата кораблей противником, команды взорвали «Кореец» и затопили «Варяг»'. В 1905 он был поднят японцами, отремонтирован и под наименованием «Сойя» использовался в качестве учебного корабля. В 1916 Россия купила крейсер у Японии. В июне-ноябре 1916 «Варяг» совершил переход из Владивостока в Кольский залив и был включен в состав Северного Ледовитого океана флотилии. В феврале 1917 ушел на ремонт в Великобританию, где после Октябрьской революции 1917 был захвачен англичанами. В 1918 наскочил на скалы в Ирландском море, получил повреждения и затонул.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Варяг
название кораблей Российского флота, оставивших заметный след в истории.
1) Винтовой корвет "Варяг". Построен в Улеаборге (Финляндия) в 1862 г. под наблюдением капитана Корпуса корабельных инженеров Н.А. Арцеулова. Водоизмещение 2,156 тонн, длина 68.3 м, ширина 12 м., осадка 5.6 м., мощность машины 662 л.с., скорость хода 11 узлов, вооружение: семнадцать 196-мм бомбических орудий (с 1870 г. пять 152-мм и четыре 87-мм орудия), экипаж 340 офицеров, унтер-офицеров и матросов. Корвет 19 июля 1863 г. вышел в первый поход из Ревеля, в проливе Большой Бельт соединился с Балтийской эскадрой контр-адмирала С.С. Лесовского и принял участие в переходе через Атлантический океан в США. Прибыв 12 сентября в Нью-Йорк, "Варяг" вместе с другими кораблями эскадры (фрегаты "Александр Невский", "Пересвет", "Ослябя", корвет "Витязь" и клипер "Алмаз") своим присутствием продемонстрировал поддержку Россией северных штатов в гражданской войне, способствовал упрочению международного положения федерального правительства США и отказу ряда европейских держав от вмешательства во внутриамериканский конфликт. Затем до 1866 г. корвет находился в составе Тихоокеанской эскадры (на нем плавал воспитанник штурманского училища С.О. Макаров). В 1867 г. вернулся в Кронштадт, в 1870 г. совершил плавание в Баренцево и Белое моря. В дальнейшем состоял в учебном отряде судов Морского училища, использовался для практического обучения гардемарин.Исключен из списков флота в 1886 г.
2) Бронепалубный крейсер "Варяг". Построен в 1899-1901 гг. на верфи "В. Крамп и сыновья" в Филадельфии (США) под наблюдением комиссии (председатель капитал 1-го ранга М.А. Данилевский, затем капитан 1-го ранга Э.Н. Щенснович). Первый командир капитан 1-го ранга В.И. Бэр, затем капитан 1-го ранга В.Ф. Руднев. В мае 1901 г. крейсер прибыл в Кронштадт, откуда перешел на Дальний Восток и в марте 1902 г. вошел в состав эскадры Тихого океана. Участвовал в дальних плаваниях, с конца 1903 г. находился в корейском порту Чемульпо в качестве стационера. Здесь встретил начало русско-японской войны 1904-1905 гг. В первый же день - 27 января 1904 г. "Варяг" вместе с канонерской лодкой "Кореец" (капитан 2-го ранга Г.П. Беляев) был заблокирован в Чемульпо эскадрой противника (2 броненосных и 4 бронепалубных крейсера, 8 миноносцев). Не имея возможности маневрировать на узком фарватере и воспользоваться полным ходом из-за неисправности механизмов, крейсер и канонерская лодка вышли с акватории порта и приняли бой с численно превосходящим противником. В течение 45 минут артиллерия "Варяга" выпустила 1,105 снарядов, нанесла повреждения вражеским кораблям. Однако от попадания снарядов с японских кораблей на крейсере вышла из строя почти вся артиллерия, он получил подводные пробоины и принял много воды. Тяжелое ранение получил капитан 1-го ранга Руднев, погибло 33 моряка и более 120 было ранено. Русские корабли вернулись в порт, где по решению совета офицеров "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван. После возвращения в Россию все офицеры удостоились орденов Св. Георгия 4-й степени, а матросы - знаков Военного ордена (Георгиевских крестов). Японцы подняли крейсер и ввели в состав своего флота под названием "Сойя". 22 марта 1916 г. корабль был выкуплен русским правительством и зачислен в состав Балтийского флота (оставаясь на Дальнем Востоке). Экипаж был укомплектован моряками Гвардейского экипажа, командование принял капитан 2-го ранга, затем капитан 1-го ранга К.И. фон Ден. Получивший прежнее имя "Варяг", крейсер совершил переход Южным морским путем и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск. 30 ноября зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана. 25 февраля 1917 г. убыл для ремонта в Англию, в последующем стоял в Ливерпуле. После Октябрьского переворота в России английские военные власти разоружили крейсер и отправили экипаж на родину. В 1918 г. продан на слом частному предпринимателю, при буксировке штормом выброшен на камни вблизи города Лендалфута в Ирландском море. Разобран на металл в 1925 г. В память о подвиге "Варяга" в бою под Чемульпо сооружены памятники на месте захоронения перенесенных останков моряков во Владивостоке (Морское кладбище) и на родине капитана 1-го ранга В.Ф. Руднева в Туле.

Источник: Военно-морской исторический справочник

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
272.74 кб

Путь князя Игоря из «Варяг в греки»

Ляхницкий Вячеслав Норильевич
Рассматривается значение Днепровской и Азово-Донской водных магистралей как выходов к Черному морю.
Читать PDF
74.85 кб

Река, текущая из страны славян» (путь из варяг в арабы по сведениям арабских географов)

Смакотина Дарья Васильевна
Период VII-IX вв. в истории Восточной Европы отмечен крайней скудостью письменных памятников. Это относится и к истории знаменитого пути «из варяг в арабы» (иначе Балтийско-Каспийской торговой магистрали).
Читать PDF
172.13 кб

«Врагу не сдается наш гордый „Варяг. . . »: героические образы русско-японской войны в исторической

Жукова Лекха Вильевна
В статье на примере трех эпизодов русско-японской войны (подвиг крейсера «Варяг», затопление миноносца «Стерегущий» и гибель адмирала Макарова) показаны механизмы создания и закрепления в исторической памяти образа героя как непос
Читать PDF
231.81 кб

«Из варяг в греки»: начало исторического пути России

В. Я. Петрухин
Читать PDF
1,012.78 кб

Русь: путь из варяг в персы

Федченко Олег Дмитриевич
Статья посвящена изучению поселений и гидронимов, упомянутых в трактате неизвестного персидского автора «Худуд ал-‘Алам мин ал-Машрик ила-л-Магриб» и других письменных источниках арабских географов.
Читать PDF
61.95 кб

Международная конференция «III бердянские чтения "Из варяг в греки. Возвращение к истокам"» (8-9 сен

Кривошеева Наталия Александровна

Похожие термины:

  • Феодор, мучен. варяг

    † 983 г. {Половцов}
  • ПУТЬ ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ

    древний водный торговый путь из Балтийского в Черное море, по которому в IX—XII ва. шла торговля Руси и Северной Европы с Византией.
  • Иоанн Варяг

    Иоанн Варяг - мученик киевский. Вместе со своим отцом Феодором убит разъяренной толпой, когда Феодор отказался отдать Иоанна народу за принесения его в жертву Перуну. Память 12 июля.
  • Варяжский путь (из варяг в греки)

    одно из названий водного пути, связавшего Северную Русь с югом. Путь возник в конце IX в., наиболее важное значение имел в X-XI вв. Путь шел из Варяжского (Балтийского) моря по реке Неве, Ладожскому озер
  • Леонович, Мих. Мих. (Варяг)

    сотрудн. духовн. изданий, р. 7 нояб. 1876 в Смоленск. губ., с. свящ. {Венгеров}