Варлаам, епископ Суздальский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Варлаам, епископ Суздальский

епископ Суздальский и Тарусский.


С 1557 года — игумен Махрищского монастыря Московской епархии.


В 1560 году по указу царя Ивана Грозного восстановил сожженный Авнежский Троицкий монастырь Вологодской епархии, основанный учениками преподобного Стефана Махрищского (память 14/27 июля) и приписанный к Троице-Сергиевому монастырю. При нем были открыты мощи преподобного Стефана.


В 1570 году хиротонисан во епископа Суздальского и Тарусского.


Скончался на покое 21 июля 1586 года в Махрищском монастыре, где и погребен.


Епископ Варлаам, будучи еще в сане игумена Махрищского монастыря, ревностно заботился об упрочении благосостояния обители. Построил в ней каменную церковь во имя Живоначальной Троицы.


Варлаам строго соблюдал устав преподобного Стефана, завещавшего не отпускать бедных из монастыря без пищи. Твердая и искренняя вера епископа Варлаама и его горячие молитвы творили чудеса. В 1587 году в праздник Пятидесятницы собралось в обители более 2-х тысяч богомольцев. Хлеба же было едва на тысячу человек. По окончании литургии владыка Варлаам со слезами молился у гроба преподобного, дабы он благословил малыми хлебами всех пришедших на праздник. Затем он велел трапезному брату Симеону приготовить трапезу для всех.


Симеон глумился и говорил: "Как можно таким малым количеством насытить столько народу?" Но Бог даровал чудо по вере преосвященного Варлаама. Игумен благословил трапезу, и все начали вкушать. Хлеба и пития не только хватило для всех, но и осталось всего столько, что братия питалась остатками три месяца после Пятидесятницы.


По ходатайству епископа Варлаама перед царем Иваном Грозным и митрополитом Антонием была канонизирована преподобная Евфросиния Суздальская (память 25 сентября/8 октября). Им же были найдены считавшиеся пропавшими служба и канон преподобной и установлен день ее памяти.


Епископ Варлаам оставил монастырю чудотворную Тихвинскую икону Божией Матери.


Литература:


Георгиевский В. Т. Суздальский Ризоположенский женский монастырь. Историко-археологическое описание. В приложении архивные акты монастыря. Житие преподобной Евфросинии по списку XVII века и описание миниатюр. — Владимир, 1900, с. 14.


Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 178.


Сергий (Спасский), архиепископ. Полный месяцеслов Востока. — 2-е изд. — Владимир, 1901 — 1902, т. 2, с. 552, 553.


Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 349.


Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 82—83. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 655, 759.


Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1396. Историческое описание Махрищского монастыря. [Смирнов Сергей Константинович]. — Москва, 1852, с. 16—20. Чтения в Обществе истории и древностей российских. — М., 1878, ч. 3, с. 20. Исторические сведения о жизни преподобной Евфросинии, княгини Полоцкой. — СПб., 1841, с. 4.


Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 688.


Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, т. 1, с. 126. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 8, с. 71.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 44.





Варлаам, епископ Суздальский


последний (27-й) еписк. суздальский и тарусск. 1570, † 1586 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варлаам, епископ Суздальский
Варлаам (ум. 1586 г.) – епископ Суздальский, автор повести, в которой рассказывается об обнаружении им текста Жития Евфросинии Суздальской и об обстоятельствах канонизации этой святой. В. был пострижеником Махрищского монастыря, очень недолго (с конца 1569 г.) был там игуменом, в 1570 г. получил епископскую кафедру в г. Суздале, погребен в Махрищском монастыре.
Известное в одной редакции Житие Евфросинии Суздальской, написанное иноком Евфимиева монастыря Григорием, сопровождается: 1) описанием чуда 1558 г., 2) повестью В. «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет», написанной от первого лица. Повествование В. перемежается перечислением чудес, происходящих у раки святой. Вопрос об авторе чуда 1558 г. остается открытым, предполагается, что эта статья скорее всего была написана Савватием, игуменом Махрищского монастыря, который, согласно рассказу В., увез Житие из Суздаля и на долгие годы задержал у себя «для преписания чудес». Однако существует мнение, что автором ее был сам Григорий. Вопрос о том, кому принадлежит описание последующих чудес, в научной литературе не обсуждался.
По косвенным данным установлено, что свою повесть В. написал в 1577–1580 гг. Во время «путного шествия» из Москвы в Махрищский монастырь В. случайно в монастырской книгохранительнице обнаружил Житие Евфросинии, которое тщетно искал в Суздале. Обнаруженный текст В. представил царю и митрополиту и добился установления собором празднования памяти святой. В. называет и конкретных лиц, и реальные события, но передано это с соблюдением витиеватого стиля, свойственного житийному канону. Жанр повествования об обстоятельствах создания жития, включаемого в состав самого жития, был общепринятым. В русской практике в этом жанре нередко выступают не сами авторы житий, а лица, собирающие материал и создающие условия для написания агиографического сочинения.
В роли собирателя материала и организатора создания житий В. выступал и ранее, будучи иноком Махрищского монастыря. Примерно в начале 60-х гг. XVI в. агиографом Иоасафом были написаны Жития Григория и Кассиана Авнежских и Стефана Махрищского. В Житии Григория и Кассиана Авнежских сообщается, что «главным источником сказания об Авнежских чудотворцах служили рассказы Махрищского игумена Варлаама, который по поручению митрополита в 1560 г. на месте собирал сведения о чудесах и по донесению которого собор, установив празднование Григорию и Кассиану, распорядился составить сказание о них» (Ключевский. Древнерусские жития, с. 279). Стараниями В. было написано тем же Иоасафом и Житие Стефана, основателя Махрищского монастыря. В. отыскал в кладовой монастыря свитки с краткими записями прадеда своего Серапиона, современника Стефана, кроме того, сам описал чудеса святого, виденные им самим и со слов других свидетелей, а также включил в свой труд рассказы, слышанные им в детстве от прадеда. Этот материал он представил царю и митрополиту, которые поручили Иоасафу в соответствии с агиографическим каноном составить жизнеописание святого. Иоасаф прежде, чем приступить к написанию Жития, посетил Махрищский монастырь и сам прочитал записи Серапиона и расспросил В. и других иноков. Все эти подробности о создании Жития Стефана описаны в самом памятнике.
Дошедшие сведения показывают, что сам В. не принадлежал к числу агиографов-профессионалов, но не лишен был литературных способностей. Судить о степени его писательских возможностей позволяет его повествование об обнаружении Жития Евфросинии.
Изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Еуфросинии Суздальския: Списано иноком Григорием / Изд. ОЛДП. СПб., 1888, с. 132–148; Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Ист.-археол. описание. Владимир, 1900, Приложение, с. 59–62.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития, с. 279–280, 285–286; Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877, стб. 655; Колобанов В. А. Владимиро-суздальские литературные источники XIV–XVI вв.: (Учебное пособие) М., 1982, с. 52–53.
Р. П. Дмитриева

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987