Варлаам Ясинский
Варлаам Ясинский - духовный писатель XVII века, воспитанник киевской академии; в 1669 - 73 годах был ректором этой академии, настоятелем Киево-Печерской лавры. Тогда решался сложный и запутанный вопрос о подчинении западнорусской иерархии московскому патриархату. Белое духовенство стремилось к иерархическому единению с Москвой, но высшие духовные чины боялись зависимости и желали остаться в фиктивном и поэтому нисколько не стеснительном подчинении патриарху константинопольскому. В числе противников соединения был сначала и Варлаам. В 1690 г. Варлаам посвящен московским патриархом в митрополиты Киева, Галича и Всея Малыя России. По его настоянию Димитрий Туптало принялся за составление своих ""Четьих Миней"". Имеют исторический интерес и собственные писания Варлаама, исчисленные у архимандрита Филарета в ""Обзоре русской духовной литературы"". - См. Шляпкин ""Дмитрий Ростовский и его время"" (СПб., 1891).
Источник: Биографический словарь. 2008
— воспитанник Киевской академии, потом учился в Краковской католической академии; в 1669—73 гг. был ректором Киевской академии, позже — настоятелем Киево-Печерского монастыря. Тогда решался сложный и запутанный вопрос о подчинении западно-русской иерархии московскому патриархату. Простой народ, нечиновные казаки и города тянули к Москве, а казацкая старшина и шляхетство считали для себя более выгодною связь с шляхетскою Польшею. Такое же разделение было и в духовенстве: белое духовенство стремилось к иерархическому единению и подчинению московскому патриарху, а высшее духовенство боялось зависимости от московского патриарха и желало остаться в фиктивном и поэтому нисколько не стеснительном подчинении патриарху константинопольскому. Целый ряд иерархов противодействовал соединению с Москвою. В числе их был и В. Ясинский. Когда, после мира Москвы с Польшею, в 1686 г. приступлено было к упорядочению запутанных церковных отношении Малороссии к Москве и решено посвятить в Москве митрополита для Киева, В., которому предлагали кандидатуру на киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от патриарха московского. Тогда избрали и посвятили в митрополиты епископа луцкого, Гедеона Четвертинского. В. Ясинский не хотел признать законным избрание Гедеона; но после того, как константинопольский патриарх, в согласии с другими восточными патриархами, в 1687 г. утвердил зависимость киевской митрополии от московского патриарха, протест В. утратил смысл и основание. Преемником Гедеона Четвертинского был назначен В. и посвящен в 1690 г. московским патриархом в митрополиты Киева, Галича и всея Малые России. В. был человек ученый и покровитель ученых: по его рекомендации Петром Великим были вызваны в Москву и получили высокий иерархический пост св. Димитрий Туптало и Филофей Лещинский, просветитель Сибири; по его настоянию и при его покровительстве св. Димитрий принялся за составление знаменитых своих "Четьи Миней"; известное "Православное исповедание веры" явилось в переводе на славянский язык только благодаря его содействию. Имеют исторический интерес и его собственные писания, исчисленные у арх. Филарета в "Обзоре русск. духовн. литер."
П. Васильев.
{Брокгауз}
Варлаам Ясинский
— митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России.
Окончил Киевскую коллегию, после чего обучался в Краковской католической академии, где, несмотря на препятствия, был официально признан в числе первых.
С 1665 по 1673 год (по Строеву — с 1669 года) — игумен Киевского Братского Богоявленского монастыря.
С 1669 года — ректор Киевской духовной академии.
С 1673 по 1677 (по Строеву — по 1680 год) — игумен Киевского Михайловского Златоверхого монастыря.
С 8 июля 1680 года — игумен Киево-Николаевского Пустынного монастыря.
В июне 1684 года возведен в сан архимандрита и определен наместником Киево-Печерской лавры.
31 августа 1690 года хиротонисан во епископа с возведением в сан митрополита Киевского, Галицкого и всея Малыя России.
Скончался 22 августа 1707 года.
Погребен в Великой церкви Киево-Печерской лавры.
Период жизни и деятельности митрополита Варлаама совпал со временем, когда решался сложный вопрос о подчинении западно-русской иерархии Московскому патриарху. Митрополит Варлаам не был сторонником такого подчинения и даже, когда предложили его кандидатуру на Киевскую кафедру, отказался ехать в Москву и посвящаться от Московского патриархата. Только после того, как Константинопольский патриарх в согласии с другими восточными патриархами в 1687 году утвердил зависимость Киевской митрополии от Московского патриархата, протест архимандрита Варлаама утратил смысл и основание, и он принял посвящение в митрополиты от Московского патриархата.
Митрополит Варлаам был человек ученый и покровитель ученых. По его настоянию и при его покровительстве будущий святитель Димитрий, митрополит Ростовский, принялся за дело составления своего знаменитого труда "Четьи-Минеи". О поручении своем святителю Димитрию он говорил: "Бог по усердной молитве моей послал в лавру жить благоразумного проповедника слова Божия, благочестного иеромонаха Димитрия. Этому искусному проповеднику слова Божия, трудящемуся благоразумно, самою истиною свидетельствованному, вручил я, по совету соборных отцев и братии святой лавры, чтобы дело то святое совершенно исправить". Так было положено начало великому труду.
Будучи митрополитом, Варлаам всегда поддерживал святителя Димитрия в исполнении возложенного на него послушания и был его другом и покровителем.
По настоянию митрополита Варлаама переведено на славянский язык и издано "Православное исповедание веры".
Труды:
Окружное послание "ректора и игумена братского" с жалобой на бедствия братства // Киевские памятники. — т. 2, с. 256—266. Письмо к царям 1688 г. о Киевской лавре // Описание Киевской лавры. — Киев, 1847, № 15, с. 207.
Изображение дел Московского Патриаршего престола (рукопись в Синодальной библиотеке). Письмо к гетману Мазепе с изложением мысли по случаю подозрений патриарха Иоакима против православия Малороссии. Святитель Димитрий Ростовский. — М., 1849, с. 25—28.
Письмо к царям 1691 г. с жалобою на самоволия епископа Иосифа Шумлянского (в рукописи) // Описание Софийского собора, № 212. Письмо к патриарху Адриану 1693 г., где он описывал положение церковных дел на юге и испрашивал жалованную грамоту для коллегиума (рукопись в Синодальной библиотеке).
Литература:
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 104,155,186, 215, 253. Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. — Смоленск, 1898, вып. 1, с. 244.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. — М., [1914], с. 36. Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. — Казань, 1913, с. 137,139—144,146—148,150. Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб., 1905, с. 38. Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. — 6-е изд. — Киев и СПб., 1881, с. 193. Попов М. С, священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. — СПб., 1910, с. 54—56, 93.
Смирнов П. А., протоиерей. Иоаким, патриарх Московский. — М., 1881, с. 195,196,199. 204, 205, 208. и см. также // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. — М.; Сергиев Посад, 1881, т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. — М., 1908, с. 290, 295, 299, 302, 312. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год // Ред. А. Гатцук. — М., 1832—1891, 1883, с. 129.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 46.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 7, 13,15, 18, 21. Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843—1853 годах. — Киев. 1854, с. 30.
Брайловский С. О месте кончины Паисия Лигарда // Русский архив. — 1893, кн. 1, с. 447—448. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 704.
Всеобщий календарь. — Пг., 1917, с. 97. Труды Киевской духовной академии. — 1871, сентябрь, с. 508.
— 1874, август, с. 401, 404.
Православный собеседник. — Казань, 1867, ноябрь, с. 184.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 1, с. 443; т. 2, с. 1328. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 147—148; т. 10, с. 601. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 531.
Варлаам Ясинский
— Митрополит Киевский, обучался в Киевской Академии и проходил в оной учительские знания, а с 1669 года, в небытность Киевского Митрополита от гонения Поляков, Консисториею той же Митрополии избран в достоинство Академии Ректора и произведен во Игумена Киево-Братского Монастыря Мефодием Филимоновичем, Епископом Мстиславским и Оршанским, бывшим блюстителем Кафедры сей Митрополии. В 1673 году переведен Игуменом же в Киево-Золотоверхо-Михайловский Монастырь; в 1687 году произведен во Архимандрита Киево-Печерского, а в 1690 году Августа 31 хиротонисан в сан Митрополита Киевского Адрианом Московским Патриархом в Москве. Он скончался 1707 года Августа 22 в Киеве.
Из сочинений его осталась одна только сборная книга, под названием Икона, или изображение дел Московского Патриаршего Престола, но она доныне еще не издана и находится рукописною в Патриаршей библиотеке.
{Болховитинов}
Варлаам Ясинский
митрополит Киевский с 1691 г. 31 авг., † 22 авг. 1707 г.
{Половцов}