Варлаам Вонатович, или, как пишет митрополит Евгений , Ванатович - архиепископ киевский. Родился в польском местечке Ярославле в Галиции; был обер-иеромонахом во флоте, архимандритом Тихвинского монастыря. В 1730 г., по именному повелению императрицы Анны , ему предписано было со всеми консисторскими членами и кафедральным писарем явиться в Москву, где он и предан был суду тайной канцелярии, приговорен Сенатом к лишению сана, Синодом отрешен от архиерейства и священства и в звании простого монаха сослан в заключение в Кириллов-Белозерский монастырь; имущество его повелено было описать и взять в казну. Причиной бедствия, постигшего Варлаама, были нелады его с Феофаном Прокоповичем ; он не сдерживал толков, ходивших в Киеве о еретичестве Феофана, и допустил перепечатку ""Камня веры"" Стефана Яворского . Официально Варлаам обвинялся в том, что в высокоторжественный день не служил молебна, в противность указу 17 марта 1730 г. По воцарении Елизаветы Петровны Варлаам был освобожден из заключения, с возвращением ему архиерейского сана, но пожелал удалиться на покой в Тихвинский монастырь, там посхимился и скончался в 1751 г. - См. митрополит Евгений, ""Описание Киево-Софийского собора"".
Варлаам Вонатович
(или, как пишет митрополит Евгений, Ванатович) — архиепископ киевский. Род. в польском местечке Ярославле в Галиции, пострижен в Тихвинском большом монастыре и был там иеромонахом, потом обер-иеромонахом во флоте, архимандритом Тихвинского монастыря, а с 1722 г. киевским архиепископом, с наименованием "киевский и галицкий", без прибавления "и Малые России", которое имели его предместники. Управление епархией кончилось для В. бедственным образом: в 1730 г., по именному повелению императрицы Анны, указом св. синода ему предписано было со всеми консисторскими членами и кафедральным писарем явиться в Москву, где он и предан был суду тайной канцелярии, приговорен сенатом к лишению сана, а св. синодом отрешен от архиерейства и священства и в звании простого монаха сослан в заключение в Кириллов-Белозерский монастырь; имущество его повелено было описать и взять в казну. Причиной бедствия, постигшего В., был донос киевского городового войта Димитрия Полоцкого, который отягощал архиерейских и монастырских людей разными поборами, отнимал у них поля, леса и разные угодья. Опасаясь последствий тяжбы, которую поднял с ним В., Полоцкий донес в Москву, что В. в один высокоторжественный день не служил молебна, в противность указу 17-го марта 1730 г. По воцарении Елизаветы Петровны В. был освобожден из заключения, с возвращением ему архиерейского сана, — но пожелал удалиться на покой в Тихвинский монастырь, там посхимился (с именем Василия) и скончался в 1751 г.
См. митр. Евгения, "Описание Киево-Соф. собора"; П. Строева, "Списки иерарх.".
А. Экземплярский.
{Брокгауз}
Варлаам Вонатович
(в схиме Василий) — архиепископ Киевский, Галицкий и всея Малыя России.
Образование получил в Киевской духовной академии, а монашеское пострижение принял в Тихвинском монастыре Новгородской епархии.
Впоследствии он служил духовником при Новгородском архиепископе Феодосии (Яновском) и флотским иеромонахом.
С 2 февраля 1719 года — архимандрит Тихвинского Успенского монастыря.
14 мая 1722 года хиротонисан во епископа Киевского с возведением в сан архиепископа.
По доносу в Святейший Синод преосвященный Варлаам за отказ служить молебны по случаю коронования императрицы Анны Иоанновны 3 августа 1730 года был доставлен в Москву и 20 ноября 1730 года предан суду. По настоянию архиепископа Новгородского Феофана (Прокоповича) епископ Варлаам был лишен сана священства и простым монахом сослан пожизненно в Кирилло-Белозерский монастырь. Только через десять лет, с воцарением императрицы Елизаветы Петровны, он был возвращен из ссылки и восстановлен в сане, но по личной просьбе оставлен в Тихвинском монастыре на покое.
В 1750 году принял схиму с именем Василия.
Скончался 17 января 1751 года.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. — 3-е изд. — СПб., 1911, кн. 4, с. 1193.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713— 1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. — СПб., 1913, с. 184—185.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, с. 1403. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988— 1888]. — Киев, 1888, с. 202. Бередников Я. И. Историко-статистическое описание первоклассного Тихвинского Богородицкого большого мужского монастыря, состоящего в Новгородской епархии в городе Тихвине. — СПб., 1859, с. 149—203. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1871 гг.). — М., 1872, № 26. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 46.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 7, 64.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721—1895 гг.). — СПб., 1896, № 26. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. — СПб., 1899, с. 704.
Описание Киево-Софийского собора по обновлении его в 1843—1853 годах. — Киев. 1854, с. 31.
Святитель Иоасаф Белгородский. — М., 1913, с. 12.
Труды Киевской духовной академии. — 1878, май, с. 308.
Русская старина. — 1879, апрель, с. 748; май, с. 4—5.
Исторический вестник. — 1882, апрель, с. 933.
Душеполезное чтение. — 1869, сентябрь, с. 307.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 16.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 10, с. 601—603. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г., т. 2, с. 1328—1329. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 430.