Варнава
сын утешения)-прозвище, данное Апостолами Иосии (Деян 4.36), родом с Кипра, левиту, одному из первых обратившихся к Господу через их проповедь. Впоследствии много потрудился в деле благовествования в среде язычников (в Деян 13.1 назван пророком и учителем). Предание гласит, что около 70 г. он написал Послание Варнавы, и что в 76 г. он был побит камнями в своем родном городе Саламисе на Кипре. В Деян 14.4,14 назван Апостолом.
Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998
Варнава
Варнава, преподобный Ветлужский (XV век) - был священником в Устюге, откуда ушел на Ветлугу от черемисских набегов. Живя в уединенном месте на горе Красной, Варнава претерпевал всякого рода лишения и нередко питался травой. После его кончины (1445) на горе Красной была основана Троицкая Варнавина пустынь. Ввиду слухов о чудесах, происходящих на могиле Варнавы, его мощи были свидетельствованы в 1639 г., и установлено местное празднование его памяти. Варнавина пустынь упразднена в 1767 г. Мощи Варнавы почивают под спудом в соборной церкви города Варнавина. Память Варнавы 11 июня.
Источник: Биографический словарь. 2008
Варнава
(умер в 1492 г.) — преподобный ветлужский; родился в городе Устюге и священствовал там при приходской церкви. Черемисские набеги побудили его оставить родину; он удалился в ветлужские леса, поселился близ р. Ветлуги на горе Красной и здесь, в месте пустынном, где не было жилья на пятьдесят верст кругом, подвизался в течение двадцати восьми лет до самой смерти, претерпевая всякого рода недостатки и лишения. Он был погребен на горе Красной. По кончине его ученики и пришедшие сюда для уединенной жизни иноки построили церковь во имя Пресв. Троицы, а потом и другую, во имя Николая Чудотворца, над могилою преподобного. Таким образом явилась Троицкая-Варнавина пустынь. В 1767 г. пустынь была упразднена, а подмонастырская слобода переименована в уездный город Варнавин (Костромской губернии), где в соборной церкви почивают под спудом мощи препод. Память преподобного В. издревле чтится 11 июня.
П. В.
{Брокгауз}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Варнава
апостол от 70ти, неизменный спутник апостола Павла. Первоначально этого человека звали Иосией, но так как он обладал блестящим даром убеждения и приносил своими речами утешение несчастным, то был переименован в Варнаву, что в переводе с сирийского означает «сын утешения». Лука называет его «муж добрый и исполненный Духа Святаго и веры» (Деяния апостолов, 11, 24). А доверие, которое испытывали к нему первые христиане, было столь велико, что его избрали посланником в Антиохию с тем, чтобы он принес туда достоверное известие об успехах проповеди Евангелия. Вместе с апостолом Павлом Варнава посетил много городов. Он был одним из тех редких людей, которые жертвовали ради веры не только всем своим имуществом, но и прилагали все духовные силы для распространения истиной веры. Наравне с другими апостолами Варнава прилагал много трудов и претерпел множество страданий. По преданию, он проповедовал Евангелие в Александрии, но принял мученическую кончину от неверующих иудеев у себя на родине, на острове Кипр.
Источник: Православная энциклопедия.
Варнава
т. е. «сын утешения», один из первых, обращенных к Господу апостолами. Это был левит по имени Иосия, родом кипрянин; о нем говорится, что он продал свое имение и положил к ногам апостолов вырученную сумму (Деян. 4:36,37). Когда Павел прибыл в Иерусалим, то Варнава ввел его в среду апостолов (Деян. 9:26). Спустя 2 года Иерусалимская община, узнав об успешном распространении евангелия в Антиохии, послала туда Варнаву, который возрадовался, увидев там благодать Божию (Деян, 11:22 и дал.). Оттуда он отправился в Таре и привел Павла в Антиохию, где они и пробыли, приблизительно, до 45 года, т. е. до того времени, когда антиохийские братья послали помощь братьям в Иерусалиме в связи с бывшим там голодом. Из Иерусалима они скоро вернулись обратно с Иоанном Марком (Деян. 11:28; 12:25). Во время их пребывания в Антиохии, Дух Святой повелел церкви отделить Павла и Варнаву для того служения, которое Он предназначил им: основать новые общины среди язычников (Деян. 13:2). Они посетили Кипр и многие города Малой Азии (Деян. 13:14). После этого Варнава сопровождал Павла в Иерусалим на апостольский собор, где свидетельствовал о деле Божием среди язычников и стоял за освобождение уверовавших из них от обязанности обрезываться и соблюдать все законы Моисея (Деян. 15). Впоследствии, однако, он впал в заблуждение, принимая участие в лицемерии Петра, которое было строго обличено Павлом (Гал. 2:13). Перед 2-м миссионерским путешествием с Павлом Варнава хотел взять с собой своего племянника Иоанна Марка, отставшего от них во время первого путешествия, но Павел воспротивился, что послужило поводом к разногласию между ним и Павлом, после чего они разошлись: Павел и Сила поехали в Сирию, а Варнава с Марком на Кипр (Деян. 15:36, 41). Из слов Павла о Варнаве в 1 Кор. 3:6 можно заключить, что они снова соединились.
Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868
ВАРНАВА
сын утешения; Деян 4:36) — левит, родом Кипрянин, муж апостольский, спутник ап. Павла, по преданию, один из 70-ти апостолов. Первоначально он назывался Иосия; но так как он имел замечательную силу речи и убеждения, и в то же время приносил утешение несчастным, то и прозван Варнавою, что с Сирийского языка значит: сын утешения. Ап. и еванг. Лука именует его мужем добрым и исполненным Духа Святого и веры (Деян 11:24). Варнава представил св. Павла апостолам и сообщил им о чудесном его обращении. Доверие к нему со стороны первенствующих христиан было так велико, что его нарочито отправили в Антиохию с тем, чтобы он принес достоверное известие об успехах Евангелия в сем знаменитом городе, где ученики Христовы впервые наименованы христианами. Далее мы видим, что он вместе с Павлом посетил многие города, и, при одном случае, язычники приняли было его за Юпитера в человеческом образе. По истине ап. Варнава был одним из тех великих мужей, которые жертвовали всем своим имуществом и всею своею духовною силою для успеха и распространения Евангелия. Он был верным и благочестивым апостолом, знаменитым исповедником, неизменным спутником ап. Павла (Деян 9, 13, 14, 15) и разделял наравне с прочими апостолами труды и страдания, с которыми неизбежно было сопряжено первое распространение христианства. Предание говорит, что ап. Варнава проповедовал Евангелие в Александрии, где, как известно, подвизался и родственник его Марк, и что он мученически скончался (побит на смерть камнями) от неверующих Иудеев на своей родине, в г. Саламисе, на о. Кипре. Кончину его полагают в 76 году по Р.Х. и, как гласит предание, мощи ап. Варнавы обретены в царствование Зенона (в 478 г.), с Евангелием ев. Матфея на груди. Под именем Варнавы известно одно послание, писанное, по мнению одних, к уверовавшим Иудеям, а по другим — к христианам из язычников. По мнению Климента Александрийского, Оригена, Евсевия и Иеронима, оно подлинное произведение Варнавы, хотя и не причисляется к книгам каноническим. Появление оного относят к 70-му г. по Р.Х. В Синайском кодексе Тишендорфа оно стоит в конце Новозаветных книг, вместе с книгою: Пастырь (ап. Ермы). Память ап. Варнавы совершается церковью 4-го января и 11-го июня.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990