Варрон, Марк Теренций

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ВАРРОН МАРК ТЕРЕНЦИЙ
116 — 27 гг. до н. э.) — римский ученый. Во время междуусобных войн держал сторону Помпея, после победы над которым Цезарь простил Варрона и поручил ему устройство общественной библиотеки в Риме. Из 74 сочинений Варрона по самым разнообразным отраслям знаний до нас дошло только два.

Источник: Краткий словарь античности. 2001

Варрон Марк Теренций
(лат. Varro, 116–27 гг. до н. э.) — крупнейший римский ученый-энциклопедист. В 47 г. Цезарь поручил ему устройство и руководство публичной библиотекой в Риме, которую он и организовал. Основным произведением Варрона были «Человеческие и божественные древности» в 41 книге (ныне утеряны). В них он излагал результаты изысканий в области истории римского народа, его культуры, религии и обрядов. Ему принадлежали труды по юриспруденции, искусству, грамматике и истории литературы. Из творческого наследия сохранился трактат «О сельском хозяйстве», а также сочинение «О латинском языке».

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

Варрон Марк Теренций
(116–27 гг. до н. э.) — крупнейший и наиболее плодовитый римский писатель и ученыйэнциклопедист. Происходил из сословия всадников, занимал многие политические и военные должности. Автор огромного количества работ (большинство из которых до нас не дошло) по истории литературы, философии, истории, математике и др. Основным его произведением были “Человеческие и божественные древности” (ныне утеряны). Целиком сохранился лишь трактат “О сельском хозяйстве”, в котором Варрон вслед за Катоном дает практические сельскохозяйственные советы. По личному указанию Цезаря в 47 г. до н. э. организовал в Риме публичную библиотеку и руководил ею.

Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015

Варрон, Марк Теренций
лат. Marcus Terentius Varro)
(116 - 27 до н.э.)
   римский писатель, историк, ученый-энциклопедист и гос. деятель; родился в сабинском местечке Реат восточнее Рима (отсюда его прозвище «Реатинский»); с юных лет проживал в Риме. В качестве легата Г. Помпея принимал участие в войне против Ю. Цезаря в Испании. После примирения с Цезарем последний поручил ему создать в Риме публичную библиотеку (что, однако, не было осуществлено до падения диктатуры и впоследствии по поручению Августа реализовано Азинием Поллионом). Написал несколько сотен сочинений, из которых частично сохранились два: «О сельском хозяйстве» (кн. I - III) и «О латинском языке» (кн. V - X). Последнее делится на три части: этимологическую (учение о происхождении названий предметов), морфологическую (об изменении этих названий по падежам) и синтаксическую (о соединении слов, образующих мысль). Труд В. ценен большим количеством цитат из архаической латыни и многими заметками исторического характера. Традиция приписывает В. исторические сочинения «О жизни римского народа» и «Древности», поэтические и философские произведения, сборник «Изречений» и пр. Известны афоризмы В.: «Нет потери более тяжелой для знающего, чем потеря времени», «Все знать невозможно, немного знать не стоит похвалы», «Нечестен лишь тот, кто себя таким считает». По свидетельству Плиния Старшего (VII, 30, 115), Варрон был единственным римлянином, которому при жизни поставили памятник в библиотеке Азиния Поллиона. Заметно его влияние на творчество Вергилия, Овидия, Дионисия Галикарнасского, Колумеллы и Плиния Старшего.
   Варрон Марк Теренций. Сельское хозяйство / Пер., коммент. и вступ. ст. М.Е. Сергеенко. М.; Л., 1963; История римской литературы: В 2 т. Т.1. М., 1959. С. 234-244.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   Крупнейший римский ученый-энциклопедист. Варрон получил образование в Риме и Афинах и делал обычную общественную карьеру, пока Юлий Цезарь не поставил его во главе новой публичной библиотеки в Риме. После смерти Цезаря он удалился от дел, чтобы продолжать свои научные занятия, и, по преданию, написал более 600 книг с охватом тем. Основным произведением были "Человеческие и божественные древности". До нас дошли фрагменты "Менипповых сатир", трактат "О сельском хозяйстве", а также сочинение "О латинском языке".
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   крупнейший рим. ученый-энциклопедист, автор бол. числа науч. трактатов; по нек-рым свед. написал их 70 (в 620 кн.). Произв. В. были для поздней античн. средневековья и Нового вр. важнейшим источником сведений о лат. языке, рим. древностях, лит., иск-ве, юриспруденции, сел. хоз-ве. В. мы обязаны определением точного числа комедий Плавпга. Наиболее знач. место в твор-ве В. занимало языкознание. Им был написан ряд лингвистических работ. Бол. внимание уделял В. этимологическим разысканиям. Он сделал подробный разбор теор. взглядов на аналогию и аномалию (по мнению В., развитие языка обусловлено сочетанием этих закономерностей: в словообразовании господствует аномалия, а во флексии - аналогия). В. принадлежит первое детальное изложение учения о Latinitas, «хорошей латыни»; велики его заслуги в создании нормативно-описательной лат. грамматики. Вопр. языка затрагивались В. и в соч. по лит., истории, философии, в поэтич. произв. и даже в трактате «Сельское хозяйство». Это произв. В. - единственное сохран. целиком. От соч. «О латинском языке», состоявшего из 25 кн., дошли кн. 5 - 10; только фр-тами представлены написанные в прозе и стихах в защиту старорим. нравов «Менипповы сатиры». Из несохран. трудов дошли сведения о соч. «Образы» в 15 кн. (лит. портреты 700 извест. греков и римлян); «Науки» в 9 кн. (опиС. «свободных искусств»); «Исторические высказывания» в 76 кн. (сб. трактатов-диалогов на социально-филос. темы) и др.
   Соч.: Сельское хозяйство, М.;Л., 1963; О латинском языке // Вопросы теории языкознания. Калинин, 1975
   Лит.: Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литература. Л., 1987
   М.Т.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Варрон, Марк Теренций
из Реаты, 116–27 гг до н. э., римский ученый и писатель. Родился, по-видимому, в Риме (или в Реате, в стране сабинян); был учеником Луция Элия Стилона и Антиоха Аскалонского, лекции которого слушал в 84–82 гг. до н. э. На общественном поприще дошел до должности претора; республиканские убеждения сблизили его с Помпеем, рядом с которым он в качестве легата принимал участие в войне с пиратами. В 49 г. до н. э. предводительствовал — но без особого успеха — войском Помпея в Испании. Впоследствии он быстро сблизился с Цезарем, тот доверил ему управление греческой и римской публичной библиотекой. В 43 г. до н. э. был включен в проскрипционные списки Антония; благодаря вмешательству Фуфия Калена он избежал смерти, но при этом была опустошена его книжная коллекция. С этого времени он полностью отдался научной работе. О В. рассказывали, что не было вещи, о которой он бы не писал; его наследие было огромным. На основании неполного каталога сочинений В., которым мы обязаны Иерониму, установлено, что В. написал свыше 74 произведений, по меньшей мере в 620 книгах. К ведущим литературным достижениям В. принадлежат Менипповы сатиры (Saturae Menippae) в 150 книгах. По большей части они были созданы в ранний период творчества В., поскольку последние понятные нам аллюзии в сохранившихся фрагментах относятся ко времени борьбы с пиратами. Свое название они получили от формы, которую В. заимствовал у киника Мениппа из Гадары, перемежая прозу поэтическими вставками, искусно написанными самыми разнообразными метрами. Тематика сатир философско-нравственная. Хотя В. в шутку бранит распространившуюся в Риме тягу к излишествам и призывает к простоте былых времен, он нигде не выступает суровым защитником традиций. Почти в каждом фрагменте сатир виден разумный подход человека, убежденного в правильности своих взглядов, который умеет оценить подлинную культуру, вне зависимости от изменений ее внешней формы. Среди других поэтических творений В. следует назвать еще Псевдотрагедии в 6 книгах. Это были, как указывает заглавие, для чтения, не предназначенные для постановки на сцене. В сборнике философско-исторических работ под названием Логисторики, насчитывающем 76 книг, В. затронул множество интересовавших его вопросов, например, воспитание детей, почитание богов, счастье, мир и т.д. Каждая из этих работ имела двучленное название, состоявшее из имени собственного и обозначения темы, например, Марий, или Об изменчивости судьбы (Marius de fortuna). Обозначенное в заглавии историческое лицо позволяло ему связать повествование с историей Рима, что повышало воспитательные достоинства произведения. Особого упоминания среди сочинений В. заслуживает первое иллюстрированное римское произведение под заглавием Седмицы или Портреты (Hebdomades vel de imaginibus) в 15 книгах. Законченное в 39 г до н. э., оно включало 700 портретов знаменитых людей из разных областей человеческой деятельности, например, царей и вождей, политиков, поэтов, прозаиков и т.д. Каждой группе греческих портретов В. противопоставил семь римлян, чтобы доказать равноправное положение римской культуры. Под портретом помещались две краткие биографические справки, поэтическая и прозаическая, не всегда принадлежавшие В. Игра В. с числом семь, о значении которого он писал в кн. I, свидетельствует о его симпатии к неопифагорейству. Специальным проблемам литературы и театра В. посвятил несколько монографий. В сочинении О поэтических произведениях (De poematis) в 3 книгах он рассмотрел поэтику и базовые вопросы литературного творчества; зато произведение О поэтах (De poetis) скорее носило биографический характер. Глубокий анализ текстов комедий, повсеместно считавшихся произведениями Плавта, позволил В. в произведении О комедиях Плавта (De comoediis Plautinis) выделить 21 несомненно аутентичную пьесу. Зарождение и развитие римских театральных зрелищ он описал в трех книгах О началах театра (De scaenicis originibus); В. писал также о театральных масках в сочинении De personis в 3 книгах. В научных исследованиях В. почетное место занимала история. Основным произведением в этой области были Человеческие и божественные древности (Antiquitates rerum humanarum et divinarum) в 41 книге.Это была энциклопедическая обработка всей истории римской культуры. Первая часть, описывавшая человеческие древности (кн. I—XXV) была создана в пятидесятые годы, а вторую, посвященную божественным древностям (кн. XXVI—XLI) В. осенью 47 г. до н. э. посвятил Цезарю, который в то время стал во главе коллегии понтификов. Содержание второй части нам известно довольно точно, благодаря сообщениям христианских писателей, в основном Августина; В. исчерпывающе описал, по указаниям стоиков, философскую религию образованных людей, мифологическую религию поэтов и государственную религию, однако, уделяя более внимания культу, чем самим верованиям. Дополнением к его произведению был труд О жизни римского народа (De vita populi Romani) в 4 книгах, в которой В. противопоставил простую жизнь предков распространившейся в его время страсти к излишествам; название напоминает о произведении Дикеарха, ученика Платона. Чтобы доказать равноправие греческой и римской культуры и освободить римлян от обвинений в варварстве, В. в работе О происхождении римского народа (De gente populi Romani) в 4 книгах показал вклад римлян в развитие гречекой культуры. Его любви к прошлому обязаны своим появлением также лингвистические труды В, как например, История алфавита (De antiquitate litterarum) в 2 книгах и О происхождении латинского языка (De origine linguae Latinae) в 3 книгах. Существовали труды В., о давнем споре греческих грамматических школ аномалистов и аналогистов и о правильной разговорной латыни. От всех этих произведений уцелели лишь фрагменты, зато сохранилась часть (кн. V—X) работы О латинском языке (De lingua Latina) в 25 книгах, в которой он использовал выводы своих предшествующих исследований и работы своего учителя Стилона. В этом произведении В. изложил (часто пони их слишком широко) этимологию, учение о склонении и синтаксис; весь материал был подчинен категориям стоического учения о языке. Первые книги (до кн. IV) были посвящены Публию Септимию, остальные — Цицерону, из переписки которого мы знаем, что посвященые ему книги были закончены еще в июне 45 г. до н. э. Сохранилось и написанное в 37 г. до н. э. произведение О сельском хозяйстве (Res rusticae) в 3 книгах, выдержанное в форме диалога, участники которого носят говорящие имена, связанные с сельской жизнью. Восьмидесятилетний В. обратился здесь к обширной специальной литературе как греческой, так и римской, а прежде всего — к собственному опыту. Свои советы хорошего хозяина он адресует жене Фундании, котторая нажила имущество в стране сабинян. В кн. I он пишет о полевых работах, кн. II посвящает уходу за скотом, в кн. III рассказывает о домашнем птицеводстве, пчеловодстве и разведении рыб. Хотя литературные достоинства произведения чрезвычайно низки, все же большое число собеседников и их меткие шутки оживляют диалог и облегчают чтение. Итоги многолетних научных исследований и богатый опыт долгой жизни В. объединил в Книге опыта (Disciplinarum libri; фр.) в 9 книгах. Это было энциклопедическое произведение, оно охватывало грамматику, диалектику, риторику, геометрию, арифметику, астрологию, музыку, медицину и архитектуру. Из этого круга наук на склоне античности были исключены последние две как слишком специализированные, что заложило основы средневековой системы образования (семь свободных искусств — septem artes liberales; см. Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский). В., несомненно, был величайшим римским ученым и оригинальным писателем. Его разносторонность вызывала восхищение современников и снискала ему всеобщее уважение. Произведения В. донесли до потомков сведения о раннеримской культуре, но когда интерес к прошлому снизился, о них очень быстро забыли.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999