ВАРСОНОФИЙ

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Варсонофий (1508 г. 17 ноября уп.)

архимандрит Мстислав. Онуфриевского м.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (1664 г. 22 марта уп.)

строитель Харитонцевой вологодской пустыни.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (1659 г. мая уп.)

игумен Бутылицкой пустыни, Меленковского у.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (1727 г. 15 сент. уп.)

игумен Пушавинской пустыни, в посаде Пучеже.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (1671 г. окт. уп.)

строитель Борисоглебского мон. в Переяславле Залесском.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (1610 г. 21 марта уп.)

основатель и 1-й строитель Богоявленской пустыни, под Угличем.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (после 1531 г.)

игумен Саввина Сторожевск. м., архимандрит Дмитриевского калишского м.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Варсонофий (в миру Николай Кузнецкий)

Варсонофий (в миру Николай Кузнецкий, умер в 1887 г.) - миссионер, родом из евреев, воспитанник Казанской духовной академии. В 1883 г. постригся в монашество. Почти все статьи Варсонофия, напечатанные в церковных изданиях, изданы отдельно: ""Миссионер из евреев и деятельность его по обращению в христианство"" (Киев, 1885).

Источник: Биографический словарь. 2008

Варсонофий (епископ Смоленский)

Варсонофий - епископ Смоленский с 1509 г. Во время третьего похода великого князя Василия Ивановича на Смоленск в июле 1514 г. держал сторону польского короля, под властью которого находился тогда город. Когда Смоленск сдался, Варсонофий признал его вотчиною и дединою великого князя; но после поражения великокняжеских войск при Орше изменил (по словам московских летописей) Москве и обратился к королю с приглашением овладеть городом. По доносу мещан, наместник Смоленска, князь Шуйский, отослал епископа Варсонофия в Москву, откуда он был сослан в Спасо-Каменный монастырь. - См. ""Полное Собрание Российских Летописей"" (т. VIII, 255 - 258; VI, 27; IV, 137).

Источник: Биографический словарь. 2008

ВАРСОНОФИЙ
(в миру Василий Щеньков) (1694-1759), архиепископ Архангелогородский и Холмогорский. 20 лет от роду был пострижен в Соловецком монастыре, позже стал дьяконом Ёи священником, а в 1727 г.– архимандритом Соловецкого монастыря.
В 1740 г. возведен в сан епископа, и с 1741 г. до конца жизни был архиепископом Архангелогородским и Холмогорским.Он был одним из просвещенных иерарховрусской православной церкви того времени. Судя по письму Л. от 19 ноября 1746 г., В. оказывал благодеяния его отцу, за что Л. послал ему "нижайший поклон" и обещание прислать только что вышедшую ―Вольфианскую экспериментальную физику. Выполнил ли он свое обещаниеи неизвестно, однако в Российском государственном историческом архиве хранится экземпляр из библиотеки В. с надписью: «1959 г[o] года в ноябре мце преосщеннеший Варсонофий архиепиоп.Архангелогородский и Холмогорский положил сию книгу в поминание д,у>ши своея в Холмогорскую епископскую библиотеку». По некоторым сведениям Варсонофий в 1759 г. прислал Л. «переднюю часть говядины и одну копченую семгу», что, может быть свидетелством «взаимного интереса» Л. и В.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

Варсонофий

— епископ смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился смоленский епископ В.: он просил его прекратить осаду до следующего дня, обещая сдачу города. Когда великий князь не внял этой просьбе и продолжал осаду, епископ, вместе с боярами, знатными гражданами и королевским наместником предложил немедленную сдачу города. На следующий день В., осеняя великого князя крестом, приветствовал его словами: "Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный Царь всея Русии, на своей отчине и дедине града Смоленска". Василий Иванович подтвердил права и привилегии города и, в частности, церкви Смоленской и епископской кафедры. Таким образом, казалось, все было кончено для Москвы наилучшим образом. Но как только узнали в Смоленске о жестоком поражении русских кн. К. Острожским, при Орше, 8 сентября 1514 г., настроение смольнян переменилось: думая, что русские окончательно побиты, они, боясь гнева королевского, а, может быть, и по привычке к польскому владычеству, которое продолжалось уже 110 лет, замыслили изменить вел. кн. Василию Ивановичу. Во главе изменников стал еп. В. Он послал к королю своего племянника с просьбою идти немедленно к Смоленску, обнадеживая легкою победою. Действительно, кн. Острожский немедленно подступил к городу. Но наместник вел. кн., князь Шуйский, принял меры к обороне. Изменники были повешены на городской стене в глазах поляков, а еп. В. препровожден Шуйским к Василию Ивановичу в Дорогобуж, был лишен сана и сослан в заточение в монастырь на Кубенском озере.


П. В.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВАРСОНОФИЙ
в миру Павел Андреевич Плиханков), преподобный оптинский старец (5/18.07.1845-1/14.04.1913). Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет - большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, чин полковника. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И - отказ от всего.
10 февраля 1892 Павел Андреевич был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.
В 1903 прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни.
Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, прп. старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже "воздвизалось напастей бурею", люди утопали в его волнах.
Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к прп. Варсонофию за исцелением не только телес, по и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.
Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз - только по послушанию. В 1910, также "за послушание", ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана".
Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С.А. Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он "вместе с ним пострадал за одно и то же" (т.е. противостояние иудаизму и масонству).
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.
Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте". Причащался старец ежедневно.
Похоронен был прп. отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем прп. Анатолием "Старшим".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Похожие термины: