ВАРСОНОФИЙ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАРСОНОФИЙ
(в миру Василий Щеньков) (1694-1759), архиепископ Архангелогородский и Холмогорский. 20 лет от роду был пострижен в Соловецком монастыре, позже стал дьяконом Ёи священником, а в 1727 г.– архимандритом Соловецкого монастыря.
В 1740 г. возведен в сан епископа, и с 1741 г. до конца жизни был архиепископом Архангелогородским и Холмогорским.Он был одним из просвещенных иерарховрусской православной церкви того времени. Судя по письму Л. от 19 ноября 1746 г., В. оказывал благодеяния его отцу, за что Л. послал ему "нижайший поклон" и обещание прислать только что вышедшую ―Вольфианскую экспериментальную физику. Выполнил ли он свое обещаниеи неизвестно, однако в Российском государственном историческом архиве хранится экземпляр из библиотеки В. с надписью: «1959 г[o] года в ноябре мце преосщеннеший Варсонофий архиепиоп.Архангелогородский и Холмогорский положил сию книгу в поминание д,у>ши своея в Холмогорскую епископскую библиотеку». По некоторым сведениям Варсонофий в 1759 г. прислал Л. «переднюю часть говядины и одну копченую семгу», что, может быть свидетелством «взаимного интереса» Л. и В.

Источник: Ломоносов. Краткий энциклопедический словарь 2012

Варсонофий

— епископ смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился смоленский епископ В.: он просил его прекратить осаду до следующего дня, обещая сдачу города. Когда великий князь не внял этой просьбе и продолжал осаду, епископ, вместе с боярами, знатными гражданами и королевским наместником предложил немедленную сдачу города. На следующий день В., осеняя великого князя крестом, приветствовал его словами: "Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный Царь всея Русии, на своей отчине и дедине града Смоленска". Василий Иванович подтвердил права и привилегии города и, в частности, церкви Смоленской и епископской кафедры. Таким образом, казалось, все было кончено для Москвы наилучшим образом. Но как только узнали в Смоленске о жестоком поражении русских кн. К. Острожским, при Орше, 8 сентября 1514 г., настроение смольнян переменилось: думая, что русские окончательно побиты, они, боясь гнева королевского, а, может быть, и по привычке к польскому владычеству, которое продолжалось уже 110 лет, замыслили изменить вел. кн. Василию Ивановичу. Во главе изменников стал еп. В. Он послал к королю своего племянника с просьбою идти немедленно к Смоленску, обнадеживая легкою победою. Действительно, кн. Острожский немедленно подступил к городу. Но наместник вел. кн., князь Шуйский, принял меры к обороне. Изменники были повешены на городской стене в глазах поляков, а еп. В. препровожден Шуйским к Василию Ивановичу в Дорогобуж, был лишен сана и сослан в заточение в монастырь на Кубенском озере.


П. В.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВАРСОНОФИЙ
в миру Павел Андреевич Плиханков), преподобный оптинский старец (5/18.07.1845-1/14.04.1913). Его путь в монастырь был долог и нелегок, в миру прошло 46 лет - большая часть его жизни. Кадетский корпус, военная служба, блестящая карьера, чин полковника. Прямая возможность к стяжанию всех мирских благ. И - отказ от всего.
10 февраля 1892 Павел Андреевич был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.
В 1903 прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни.
Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, прп. старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже "воздвизалось напастей бурею", люди утопали в его волнах.
Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к прп. Варсонофию за исцелением не только телес, по и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.
Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз - только по послушанию. В 1910, также "за послушание", ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана".
Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С.А. Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он "вместе с ним пострадал за одно и то же" (т.е. противостояние иудаизму и масонству).
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.
Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте". Причащался старец ежедневно.
Похоронен был прп. отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем прп. Анатолием "Старшим".

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
367.65 кб

Старец Варсонофий — об истинной вере, праведном пути и слове Божием

Долгов Константин
Читать PDF
0.00 байт

Слово епископа Саранского и Мордовского Варсонофия

Похожие термины:

  • Варсонофий, 1707—10 г

    урожд. Бухарина, в замужестве Тубянская) (1902-1985) Индолог, монголовед. Ок. инд. разр. ЛИЖВЯ (1920-24). Изучала санскрит у акад. Ф. И. Щербатского, бенгали у М. И. Тубянского, историю Индии у акад. С. Ф. Ольденбур
  • Варсонофий, 10-й архим. Тихвинского Успенского мон

    1887-1974) Историк Кавказа и Передней Азии. Род. в г. Шуша Елисаветпольской губ., в семье священника. Чл. РСДРП(б) с 1906, участник рабочих и студ. социал-дем. кружков Закавказья. Учился в РУ, в 1906-13 в ун-тах Гер
  • Варсонофий, 1608—12 г

    еврейка, дочь купца; род. 14 нояб. 1889 г. в Одессе; оконч. 6 кл. гимн. В 1905 г. помогала бундовцам в распростр. литерат.; краткосрочно арест. в 1905 г. и в 1906 г. переехала в Харбин, где вошла в гр. Анархо-каммунист
  • Варсонофий, 1707—12 г

    Павлович (17(29) марта 1899, село Мерхеули, близ Сухуми - 23 декабря 1953, Москва) советский государственный деятель, руководитель органов госбезопасности, с именем которого связаны массовые репрессии в ко
  • Варсонофий, 1610—13 г

    1900 (по др. свед., 1898) - 1929) Сотрудник ВЧК/ОГПУ, резидент в странах Бл. и Ср. Востока, Центр. Азии. Род. в Полесье, в бедной евр. семье. Учился в 1-й Одесской талмуд-торе (1908-13). 6 июля 1918, будучи членом ПСР и нач.
  • Варсонофий, 1590 г

    дипломатический представитель, заменяющий посла или посланника.
  • Варсонофий, 1609 г

    передача властных полномочий из центра на места, что не ведет (в отличие от федерализма) к «разделению суверенитета».
  • Варсонофий, 1683—1713 г

    то же что континент, heartland, Суша, Земля, теллурократия. В более ограниченном смысле означает геополитическую Россию.
  • Варсонофий, епископ Тверской с 1315 года

    (родился в конце XVI века, умер в 1657 г.) - принадлежал к казацкой старшине. В 1648 г. Хмельницкий выступил как руководитель национально-освободительной борьбы украинского народа против панской Польши. Т
  • Варсонофий, 1526 г

    (еКПЧ) Europäische Kommission für Menschenrechte (EKMR). European Commission for Human Rights (ECHR) ЕКПЧ была образована в 1953 г. с местоположением в Страсбурге с целью защиты прав человека и устранения нарушений в данной сфере в государст
  • Варсонофий, епископ Тверской с 1565 года

    подписан 8 декабря 1987 г. Вступил в силу 1 июля 1988 г. Предусматривал уничтожение баллистических и крылатых ракет наземного базирования с дальностью от 500 до 5500 км как с ядерным, так и с неядерным оснащ
  • Варсонофий, 1598 г

    Souveräne Demokratie. Sovereign democracy Изначально термин Д.с. использовался гоминьдановским правительством Тайваня для описания существующей у них политической системы, с тем чтобы подчеркнуть, с одной стороны,
  • Варсонофий, 1688 г

    международная неправительственная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Создана в 1945 г.
  • Варсонофий, 1708—20 г

    процесс побуждения политического поведения субъекта.
  • Варсонофий, 1629—49 г

    игумен Покровского м. в Балахне. {Половцов}
  • Варсонофий, 1712—16 г

    разновидность переходного ("гибридного") политического режима. Д. предполагает демократизацию без либерализации. Это означает, что выборы (при условии, что они вообще проводятся), многопартийность
  • Варсонофий, 16-й епископ Смоленский

    monetary system) - включает официальную денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Представляет собой предмет особых забот властей практически вс
  • Варсонофий, 1624 г

    русский, сын батрака, кочегар; род. в 1882 г. в Б. Козляне, Костр. губ.; окончил нач. шк. С 1903 г. сост. в Бакинск. орг. РСДРП в качестве агитат. и распростр. литерат. В дек. 1908 г. арест., сидел в Баку и Временн. во
  • Варсонофий, 1643 г

    ОДНИМ ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ и важнейших целей Плана Путина является обеспечение граждан жильем и повышение качества жилищного строительства и коммунальной инфраструктуры. Реал
  • Варсонофий, 1659 г

    1) Е. к. 1831-33- возник в связи с выступлением египетского паши Мухаммеда Али (см.) против турецкого султана Махмуда П. После того, как войска египетского паши, разбив турецкую армию, заняли Палестину, Си