ВАРСОНОФИЙ
В 1740 г. возведен в сан епископа, и с 1741 г. до конца жизни был архиепископом Архангелогородским и Холмогорским.Он был одним из просвещенных иерарховрусской православной церкви того времени. Судя по письму Л. от 19 ноября 1746 г., В. оказывал благодеяния его отцу, за что Л. послал ему "нижайший поклон" и обещание прислать только что вышедшую ―Вольфианскую экспериментальную физику. Выполнил ли он свое обещаниеи неизвестно, однако в Российском государственном историческом архиве хранится экземпляр из библиотеки В. с надписью: «1959 г[o] года в ноябре мце преосщеннеший Варсонофий архиепиоп.Архангелогородский и Холмогорский положил сию книгу в поминание д,у>ши своея в Холмогорскую епископскую библиотеку». По некоторым сведениям Варсонофий в 1759 г. прислал Л. «переднюю часть говядины и одну копченую семгу», что, может быть свидетелством «взаимного интереса» Л. и В.
— епископ смоленский с 1509 года. Великий князь Василий Иванович 29 июля 1514 года лично осадил Смоленск; наша артиллерия действовала успешно, и Смоленск подвергся великой опасности. Ходатаем за город и жителей перед Василием Ивановичем явился смоленский епископ В.: он просил его прекратить осаду до следующего дня, обещая сдачу города. Когда великий князь не внял этой просьбе и продолжал осаду, епископ, вместе с боярами, знатными гражданами и королевским наместником предложил немедленную сдачу города. На следующий день В., осеняя великого князя крестом, приветствовал его словами: "Божиею милостию радуйся и здравствуй, православный Царь всея Русии, на своей отчине и дедине града Смоленска". Василий Иванович подтвердил права и привилегии города и, в частности, церкви Смоленской и епископской кафедры. Таким образом, казалось, все было кончено для Москвы наилучшим образом. Но как только узнали в Смоленске о жестоком поражении русских кн. К. Острожским, при Орше, 8 сентября 1514 г., настроение смольнян переменилось: думая, что русские окончательно побиты, они, боясь гнева королевского, а, может быть, и по привычке к польскому владычеству, которое продолжалось уже 110 лет, замыслили изменить вел. кн. Василию Ивановичу. Во главе изменников стал еп. В. Он послал к королю своего племянника с просьбою идти немедленно к Смоленску, обнадеживая легкою победою. Действительно, кн. Острожский немедленно подступил к городу. Но наместник вел. кн., князь Шуйский, принял меры к обороне. Изменники были повешены на городской стене в глазах поляков, а еп. В. препровожден Шуйским к Василию Ивановичу в Дорогобуж, был лишен сана и сослан в заточение в монастырь на Кубенском озере.
П. В.
{Брокгауз}
10 февраля 1892 Павел Андреевич был зачислен в число братства Иоанно-Предтеченского скита. Каждый вечер в течение трех лет ходил он для бесед к старцам: сначала к прп. Анатолию, а затем к прп. Иосифу.
В 1903 прп. Варсонофий был назначен помощником старца и одновременно духовником Шамординской женской пустыни.
Вскоре начинается Русско-японская война, и прп. Варсонофий, за послушание, отправляется на фронт: исповедует, соборует и причащает раненых и умирающих, сам неоднократно подвергается смертельной опасности. По окончании войны прп. Варсонофий возвращается к духовничеству. В 1907 он возводится в сан игумена и назначается скитоначальником.
К этому времени слава о нем разносится уже по всей России. Ушли в вечные обители св. прав. о. Иоанн Кронштадтский, прп. старец Варнава Гефсиманский. Страна приближалась к страшной войне и еще более страшной революции, житейское море, волнуемое вихрями безумных идей, уже "воздвизалось напастей бурею", люди утопали в его волнах.
Как в спасительную гавань, стремились они в благословенный Оптинский скит к прп. Варсонофию за исцелением не только телес, по и истерзанных, истомленных грехом душ, стремились за ответом на вопрос: как жить, чтобы спастись? Он видел человеческую душу, и по молитвам ему открывалось в человеке самое сокровенное, а это давало ему возможность воздвигать падших, направлять с ложного пути на истинный, исцелять болезни, душевные и телесные, изгонять бесов. Его дар прозорливости особенно проявлялся при совершении им таинства исповеди.
Оптину пустынь за все время своей монашеской жизни преп. Варсонофий покидал лишь несколько раз - только по послушанию. В 1910, также "за послушание", ездил на станцию Астапово для напутствия умиравшего Л.Н. Толстого. Впоследствии он с глубокой грустью вспоминал: "Не допустили меня к Толстому... Молил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которой сковал его сатана".
Старец Варсонофий был духовником великого русского духовного писателя С.А. Нилуса и благословил его обнародовать Сионские протоколы, содержащие программу иудеев и масонов по борьбе с христианской цивилизацией. Впоследствии, незадолго перед кончиной, старец просил передать Нилусу, что он "вместе с ним пострадал за одно и то же" (т.е. противостояние иудаизму и масонству).
Несмотря на великие духовные дарования старца, нашлись недовольные его деятельностью: путем жалоб и доносов он был удален из Оптиной. Смиренно просил он оставить его в скиту для жительства на покое, просил позволить ему остаться хотя бы и в качестве простого послушника, но к его словам не прислушались.
Меньше года прожил старец после удаления из Оптиной. Страдания его во время предсмертной болезни были поистине мученическими. Отказавшийся от помощи врача и какой бы то ни было пищи, он лишь повторял: "Оставьте меня, я уже на кресте". Причащался старец ежедневно.
Похоронен был прп. отец наш Варсонофий в Оптиной, рядом со своим духовным отцом и учителем прп. Анатолием "Старшим".