ВАРВАРСТВО
ВАРВАРСТВО
понятие, употреблявшееся древними греками и римлянами для обозначения соседних народов, находившихся на низшей по сравнению с ними стадии развития и чуждых греко-римской культуре.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
ВАРВАРСТВО
в исторической периодизации XVIII— XIX вв. средняя из трех эпох развития человечества: дикость, В., цивилизация. В. начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности. В переносном значении — грубость, жестокость, вандализм.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Варварство
в культурно-исторической периодизации, установившейся в науке XVIII – XIX вв., средняя из эпох истории человечества: дикость – варварство – цивилизация (схема обоснована Л. Морганом). Варварство начинается с изобретения гончарного производства и завершается появлением письменности.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ВАРВАРСТВО
(от др.-греч. BapPapoq, чужеземец, варвар): 1) состояние общества, мыслящееся как антипод «цивилизации», синоним дикости и неприобщенности к высшей культуре (материальной и духовной). Понятие «варварство» возникло в эпоху античности, было заимствовано у греков и развито в сочинениях Тацита, который противопоставлял римской цивилизации варваров, не имеющих письменности, государства и торговли, однако нередко обладающих моральной чистотой и мужеством, возникающими от жизни в суровых условиях. Таким образом, вопрос о недостатках и достоинствах варваров относительно цивилизованных обществ никогда не решался полностью однозначно. Амбивалентное отношение к варварству было унаследовано средневековой культурой и может быть обнаружено в трудах эпохи гуманизма и Просвещения, напр., в сочинениях М. Монтеня. 2) как исторический термин, возникает в трудах ученых XIX столетия, в т. ч. Л. Моргана и Э. Тэйлора. Л. Морган выделял три стадии развития человечества: дикость, варварство, цивилизацию, причем варварство определял как период истории человечества, начинающийся с освоения гончарного дела и завершающийся появлением письменности и государства. Это деление было заимствовано Ф. Энгельсом и вошло в марксистскую концепцию истории в переработанном виде. В настоящее время термин не имеет однозначного определения, однако нередко возникает в научных трудах в тех случаях, когда идет речь о дихотомии «современного» и «традиционного» общества, где варварство и традиционность - синонимы.
Лит.: Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1935; Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989; Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Уоллес-Хедрил Дж-М. Варварский Запад. Раннее Средневековье 400-1000 гг. СПб., 2002. Н. В. КАРНАЧУК
Лит.: Морган Л. Г. Древнее общество. Л., 1935; Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989; Февр Л. Бои за историю. М., 1991; Уоллес-Хедрил Дж-М. Варварский Запад. Раннее Средневековье 400-1000 гг. СПб., 2002. Н. В. КАРНАЧУК
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.
ВАРВАРСТВО
от слова варвары). Термин, которому специальное значение было придано Л. Г. Морганом, использовавшим установившееся в европ. науке 18 в. разделение человеческой истории на эпохи дикости, варварства и цивилизации. Морган обозначил этим термином 2-й период своей культурно-ист. периодизации, начинающийся с изобретения гончарного произ-ва и завершающийся появлением письменности. Периодизация Моргана была воспроизведена Ф. Энгельсом в его труде "Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва", с той, однако, оговоркой, что она останется в силе "...до тех пор, пока значительное расширение материала не заставит внести изменения..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 28). С накоплением новых данных этнографии и археологии периодизация Моргана потребовала серьезных уточнений, т. к нек-рые ее критерии, в т. ч. и изобретение гончарства, определившее собой, по Моргану, наступление периода В., оказались неуниверсальными, мало- существенными, а в отд. случаях и прямо ошибочными. Кроме того, схема Моргана, отражая лишь ступени развития культуры, не учитывает принципиальных граней, отделяющих расцвет первобытнообщинного строя от этапов его становления и распада. В наст. время сов. наука пользуется новой периодизацией первобытной истории, разработанной на основе трудов Р. Энгельса и В. И. Ленина (см. Первобытнообщинный строй). В периодизации археол. эпох термину "В." в основном соответствуют неолит, бронз. век и период раннего железа. Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, М., 1953; Морган Л. Г., Древнее общество, пер. с англ., 2 изд., Л., 1935; Толстов С. П., К вопросу о периодизации истории первобытного общества, "СЭ", 1946, No 1; Об этнографическом наследстве Ф. Энгельса, там же, 1950, No 3; Ф. Энгельс и проблемы совр. этнографии, там же, 1959, No 6. А. И. Першиц. Москва.