Варвары
ВАРВАРЫ
название всех чужеземцев у древних греков и римлян. В переносном смысле — грубые, невоспитанные, жестокие люди.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Варвары
принятое у древних греков и римлян название чужеземцев, не владеющих греческим (латинским) языком и не знакомых с эллинской и римской культурой.
Источник: История мировых цивилизаций: Словарь обязательных терминов и понятий. 2009
Варвары
греч. barbaroi) – у древних греков и римлян называли всех чужеземцев, говоривших на непонятных им языках и чуждых их культуре. Перен. – грубые, некультурные люди.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Варвары
(от греч. barbaros — чужеземец) — у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В первые века нашей эры данное понятие чаще всего применялось к германцам.
Варвары
греческое понятие, обозначавшее представителей всех других племен и народов, язык которых для греков был непонятен (в переводе с греческого языка — «непонятно болтающий»). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека.
ВАРВАРЫ
в древности этим словом называли людей, говорящих на чужеземном языке, и с этим названием соединялось некоторое презрение к иноязычным народам. Греки считали себя выше варваров, и со временем слово «варвар» стало обозначать меньшее развитие и более низкую степень культуры. Во времена римского господства варварами назывались все непричастные к грекоримской цивилизации.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
ВАРВАРЫ
Рим 1:14, Кол 3:11) — означенное слово первоначально означало все земные народы, кроме Греков. Вследствие сего народонаселение всего шара разделялось на Греков и варваров. Посему слово: варвар означает чужестранца, не говорящего языком туземной страны. В книге Деяний (282), в послании к Римлянам (1:14) и к Колоссяням (3:11), словом варвар означается лицо, которое не принадлежало ни к Иудеям, ни к Грекам.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Варвары
звукоподражательное слово; так древние греки, затем римляне называли всех чужеземцев, говоривших на непонятном языке. В нач. 1-го тыс. в. называли германцев. Позднее, в Новое время, этот термин стал применяться в ист. науке для названия народов, вторгавшихся на территорию Рим. империи и основавших на ней ряд варварских королевств. В. называли племена бургундцев, вестготов, остготов, вандалов, лангобардов, франков и некоторые др.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
ВАРВАРЫ
изнач. В. греки именов. представит. всех др. племен и народов, язык к-рых был для них непонятен и казался неблагозвуч. (непонятно болтающий). Отсюда возникло презрит. обознач. грубого и некультур. человека. Даже сами римляне назыв. себя иногда В. (напр., Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в итал. среде. В эллин. времена В. именов. народы, к-рые находились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились на более низкой ступени культурн. развития (напр., германцы). Антич. понятие В. заимств. в христ. Византии и Зап. Европе, где оно приобрело знач. «безбожник». В Византии В. назыв., кроме того, зап.-европ., а также др. христ. народы.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Варвары
Изначально В. греки именовали представителей всех других племен и народов, язык которых был для них непонятен и казался неблагозвучным (barbaros — непонятно болтающий). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Даже сами римляне называли себя иногда В. (например, Плавт), пока греч. яз. и культура глубоко не укоренились в италийской среде. В эллинистич. времена В. именовались народы, которые на ходились вне среды влияния греко-рим. культуры или же находились «а более низкой ступени культурного развития (например, германцы). Античное понятие В. заимствовано в христианской Византии и Западной Европе, где оно приобрело значение «безбожник». В Византии В. назывались, кроме того, зап.-европ., а также другие христианские народы.
Источник: Словарь античности. 1989
Варвары
греч. barbaros - иностранец)
у греков и римлян название чужеземцев, как звукоподражание непонятному чужому языку (barbar). Философ Платон употреблял этот термин применительно к грекам в значении «некультурный, необразованный человек». Однако на протяжении всей античности основное содержание термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей -«культурным» грекам (а позднее и римлянам).
Поплинский Ю.К. О понятии «варвар» в античности // Африканский этнографический сб. Л., 1982. Вып. 13. С. 161-185.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - "непонятно болтающий"). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Похожий эквивалент в русском языке - немцы (от "немой").
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
у греков и римлян название чужеземцев, как звукоподражание непонятному чужому языку (barbar). Философ Платон употреблял этот термин применительно к грекам в значении «некультурный, необразованный человек». Однако на протяжении всей античности основное содержание термина заключалось в противопоставлении отсталых племен и народностей -«культурным» грекам (а позднее и римлянам).
Поплинский Ю.К. О понятии «варвар» в античности // Африканский этнографический сб. Л., 1982. Вып. 13. С. 161-185.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Так греки называли всех тех, кто не говорил на греческом языке (barbaros - "непонятно болтающий"). Отсюда возникло презрительное обозначение грубого и некультурного человека. Похожий эквивалент в русском языке - немцы (от "немой").
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ВАРВАРЫ
греч. Bapbaroi - не греки, чужеземцы; лат. barbari) - звукоподражат. слово, к-рым древние греки, а затем и римляне называли всех чужеземцев как людей, говорящих на непонятном яз. и чуждых "настоящей" эллинской культуре. В начале нашей эры название "В." особенно часто применяли к германцам. От римлян это слово перешло и к другим народам Европы. В новое время термин "В." был перенесен и в ист. науку для обозначения совокупности народов, вторгавшихся в пределы Рим. империи (варварские завоевания) и основавших на ее терр. ряд самостоят. королевств (варварские королевства); записи обычного права этих народов известны под назв. варварских правд. Варварские завоевания сыграли большую роль в уничтожении рабовладельч. строя и в формировании новых, феод. отношений на терр. Рим. империи (см. статьи Феодализм, Великое переселение народов, а также статьи об отд. варварских племенах и гос-вах (бургунды, вестготы, остготы, вандалы, лангобарды, франки, Франкское государство и др.)). В обиходе термины "В." и "варварство" употребляются как синонимы отсталости, некультурности и пренебрежения к культурным ценностям (варварские завоевания сопровождались разрушением антич. культуры).
Варвары
по-гречески и по-латински чужеземцы) - у древних греков и римлян общее название всех чужеземцев, говорящих на непонятном им языке. В начале н.э. оно чаще применялось к германцам. В новое время слово варвары стало обозначать совокупность народов, вторгавшихся в пределы Римской империи (варварские завоевания) и основывавших на ее территории самостоятельные государства (королевства). Правовые документы этих народов известны под названием варварские правды. Варвары угрожали границам Римской империи на протяжении нескольких веков. Готы, вандалы и др. племена в поисках новых земель для грабежа и заселения проникали в Римскую империю сквозь ее протяженную восточную границу. В эпоху Великого переселения народов (4- 7 вв.) по Европе передвигались целые народы, нередко преодолевавшие тысячи километров. В 410 г. войско вестготов под предводительством Алариха захватило и разграбило Рим. Гунны, кочевой народ из Центральной Азии, в конце 4 в. вторглись в Европу. В середине 5 в. под предводительством Аттилы они совершали опустошительные походы в Восточной Римской империи, Галлии, Северной Италии. Современники Аттилы называли его бичом Божьим. В 455 г. Рим был разграблен вандалами, возглавляемыми королем Гейзерихом, а в 476 г. предводитель германских наемников Одоакр низложил последнего римского императора Ромула Августула. Это событие считается концом Западной Римской империи. До недавнего времени считалось, что после этого в расколотой Европе наступил темный период варварства. Хотя некоторые достижения античной культуры были преданы забвению, в целом культура и образование сохранялись. В Европе объединяющей силой оставалось христианство, основывались школы, монастыри, церкви, ставшие центрами учености и ремесла.
Источник: Исторический словарь
ВАРВАРЫ
• Barb?ri,
????????. Это название относилось первоначально только к языку и обозначало человека иноязычного; так, карийцы, Il. 2, 867, называются ????????????. Египтяне также всех говорящих по-чужеземному называли В. (Hdt. 2, 158). Понятно, что с этим названием легко соединялось выражение некоторого презрения. Это противоположение неварвара В. особенно обнаружилось при более самобытном развитии народного духа и более высоком самосознании эллинов сравнительно с другими народами и особенно жителями Востока. Самой природой грек назначен был господствовать над В. Arist. Polib. 1, 2. ??? ????? ?? ??????? ???????? ???????? ???????? ?????? (Eur. Iph. Aul. 1379), ??? ?????? ????? ???????? ???? ?????? ????. ср. также 7, 6, где он приписывает европейским В. мужество (?????), но отрицает в них ум, проницательность (???????), В. азиатских наделяет умом, но не признает за ними мужества, тогда как, утверждает он, в греках соединяется и то и другое, так что если бы они образовали одно государство, то могли бы господствовать над всеми. От обозначения чужеземного характера слово перешло мало-помалу к обозначению недостаточного развития, меньшей степени образованности. Таким образом, для греков все негреки — В., до завоевания Греции римлянами, которые после этого также выделились из В.: все, что не было образовано по-гречески и по-римски, обозначалось общим именем barbari; immanitas и barbaria противополагались римской humanitas, причем не совсем утратилось и противоположение относительно языков, как показывает одно место у Цицерона. Verr. 2, 4, 50. Позднее еще галлы и испанцы были причислены к неварварам, и имя В. осталось особенно за германцами и народами по ту сторону Евфрата, т. к. они упорно сопротивлялись римлянам и не поддавались их влиянию. Производство слова от санскритского barbara-s наводит на сомнение даже касательно существования такой формы слова; а слово varvara-s «косматый» обозначает только негра с его шерстевидными волосами, производное varvara-tв — лишь суровость произношения буквы r. ср. также ??????????? — ворчать и персидское barbar — болтливый, чудак.
????????. Это название относилось первоначально только к языку и обозначало человека иноязычного; так, карийцы, Il. 2, 867, называются ????????????. Египтяне также всех говорящих по-чужеземному называли В. (Hdt. 2, 158). Понятно, что с этим названием легко соединялось выражение некоторого презрения. Это противоположение неварвара В. особенно обнаружилось при более самобытном развитии народного духа и более высоком самосознании эллинов сравнительно с другими народами и особенно жителями Востока. Самой природой грек назначен был господствовать над В. Arist. Polib. 1, 2. ??? ????? ?? ??????? ???????? ???????? ???????? ?????? (Eur. Iph. Aul. 1379), ??? ?????? ????? ???????? ???? ?????? ????. ср. также 7, 6, где он приписывает европейским В. мужество (?????), но отрицает в них ум, проницательность (???????), В. азиатских наделяет умом, но не признает за ними мужества, тогда как, утверждает он, в греках соединяется и то и другое, так что если бы они образовали одно государство, то могли бы господствовать над всеми. От обозначения чужеземного характера слово перешло мало-помалу к обозначению недостаточного развития, меньшей степени образованности. Таким образом, для греков все негреки — В., до завоевания Греции римлянами, которые после этого также выделились из В.: все, что не было образовано по-гречески и по-римски, обозначалось общим именем barbari; immanitas и barbaria противополагались римской humanitas, причем не совсем утратилось и противоположение относительно языков, как показывает одно место у Цицерона. Verr. 2, 4, 50. Позднее еще галлы и испанцы были причислены к неварварам, и имя В. осталось особенно за германцами и народами по ту сторону Евфрата, т. к. они упорно сопротивлялись римлянам и не поддавались их влиянию. Производство слова от санскритского barbara-s наводит на сомнение даже касательно существования такой формы слова; а слово varvara-s «косматый» обозначает только негра с его шерстевидными волосами, производное varvara-tв — лишь суровость произношения буквы r. ср. также ??????????? — ворчать и персидское barbar — болтливый, чудак.