Василенко Сергей Никифорович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Василенко Сергей Никифорович

Василенко, Сергей Никифорович - русский композитор. Родился в 1872 г. Окончил курс в Московском университете по юридическому факультету; музыкальное образование получил в московской консерватории (1896 - 1901) под руководством С. Танеева и М. Ипполитова-Иванова . Его экзаменационная кантата ""Сказание о Китеже"", в 1902 г. переделанная автором в оперу, шла с успехом на сцене московской частной оперы. Произведения его для оркестра: симфония (ор. 10); ""Hircus nocturnus"" (""Полет ведьм""); ""Эпическая поэма"" (ор. 4); ""Сад смерти"" - симфоническая поэма на сюжет сказки Оскара Уайльда ""Дух Кентервиля""; сюита ""Au Soleil""; романсы; хоры. Василенко принадлежит еще музыка к ""Навуходоносору"" и ""Дафнис"", поставленным обществом искусств и литературы в Москве на исторических спектаклях. Произведения Василенко отличаются изящной фактурой, тонким вкусом и обнаруживают свежий талант, не лишенный национального русского характера. Красота мелодии соединяется у него с гармоническим богатством, доходящим до изысканности, и с очень колоритной оркестровкой. Его программные сочинения отличаются оригинальностью и поэтичностью замысла. Был вторым дирижером частной оперы; в последнее время дирижирует историческими симфоническими концертами в Москве; выступал также и в Петербурге.

Источник: Биографический словарь. 2008

ВАСИЛЕНКО Сергей Никифорович
(30 III 1872, Москва - 11 III 1956, там же)
Композитор, дирижер, педагог, музыкально-общественный деятель С. Василенко сложился как творческая индивидуальность в дореволюционные годы. Главной основой его музыкального стиля явилось прочное усвоение опыта русских классиков, но это не исключало живого интереса к овладению новым кругом выразительных средств. Семья композитора поощряла художественные интересы Василенко. Он занимается основами композиции под руководством талантливого композитора А. Гречанинова, увлекается живописью В. Поленова, В. Васнецова, М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова. «Связь музыки с живописью становилась для меня с каждым годом очевиднее», - писал позднее Василенко. Велик был также интерес молодого музыканта к истории, особенно древнерусской. Многое дали для развития художественной индивидуальности годы учебы в Московском университете (1891-95), изучение гуманитарных наук. Большое значение имело сближение Василенко со знаменитым русским историком В. Ключевским. В 1895-1901 гг. Василенко - студент Московской консерватории. Его наставниками, а затем друзьями становятся виднейшие русские музыканты - С. Танеев, В. Сафонов, М. Ипполитов-Иванов. Через Танеева Василенко познакомился с П. Чайковским. Постепенно его музыкальные связи ширятся: Василенко сближается с петербуржцами - Н. Римским-Корсаковым, А, Глазуновым, А. Лядовым, М. Балакиревым; с музыкальными критиками Н. Кашкиным и С. Кругликовым; со знатоком знаменного распева С. Смоленским. Всегда интересны были встречи с начинавшими свой блистательный путь А. Скрябиным и С. Рахманиновым. Уже в консерваторские годы Василенко был автором многих сочинений, начало которым положила эпическая симфоническая картина «Три побоища» (1895, по одноим. ст. А. К. Толстого). Русское начало главенствует и в опере-кантате «Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре» (1902), и в «Эпической поэме» (1903), и в Первой симфонии (1906), основанной на древнерусских культовых напевах. В дореволюционный период своего творческого пути Василенко отдал дань некоторым характерным течениям современности, особенно импрессионизму (симфоническая поэма «Сад смерти», вокальная сюита «Заклинания» и др.). Более 60 лет длился творческий путь Василенко, он создал более 200 произведений, охватывающих самые различные музыкальные жанры - от романса и свободной обработки песен многих народов, музыки к спектаклям и кинофильмам до симфоний и опер. Всегда неизменным оставался интерес композитора к русской песне и песням народов мира, углубленный многочисленными путешествиями по России, странам Европы, в Египет, Сирию, Турцию («Маорийские песни, Старинные итальянские песни, Песни французских трубадуров, Экзотическая сюита» и т. п.).
С 1906 г. и до конца жизни Василенко преподавал в Московской консерватории. В его классах сочинения и инструментовки обучалось не одно поколение музыкантов (Ан. Александров, А. В. Александров, Н. Голованов, В. Нечаев, Д. Рогаль-Левицкий, Н. Чемберджи, Д. Кабалевский, А. Хачатурян и др.). В течение 10 лет (1907-17) Василенко был организатором и дирижером популярных Исторических концертов. По дешевизне билетов они были доступны рабочим и студентам, а программы строились так, чтобы охватить все богатство музыки начиная с XVI в. и до современности. Почти 40 лет напряженного творческого труда отдал Василенко советской музыкальной культуре, со всем свойственным ему оптимизмом и патриотизмом. Быть может, с особой силой проявились эти качества в его последней, шестой опере «Суворов» (1942).
Охотно обращался Василенко к балетному творчеству. В лучших своих балетах композитор создавал красочные картины народной жизни, широко претворяя ритмы и мелодии различных народов - испанские в «Лоле», итальянские в «Мирандолине», узбекские в «Акбиляке».
Многонациональный фольклор отразился и в колористически красочных программных симфонических произведениях (симфоническая сюита «Туркменские картины, Индусская сюита, Карусель, Советский Восток» и др.). Национальное начало является ведущим и в пяти симфониях Василенко. Так, «Арктическая симфония», посвященная подвигу челюскинцев, основана на поморских напевах. Василенко был одним из инициаторов создания музыки для русских народных инструментов. Широко известен его Концерт для балалайки с оркестром, написанный для виртуоза-балалаечника Н. Осипова.
Много ярких страниц содержит оригинальная по мелодиям и острым ритмам вокальная лирика Василенко (романсы на ст. В. Брюсова, К. Бальмонта, И. Бунина, А. Блока, М. Лермонтова).
В творческое наследие Василенко входят также его теоретические и литературные труды - «Инструментовка для симфонического оркестра, Страницы воспоминаний». Памятны яркие лекторские выступления Василенко перед массовой аудиторией, циклы его лекций о музыке на радио. Художник, верно служивший своим искусством народу, Василенко сам оценил меру своего творчества: «Жить - это значит работать во всю силу своих способностей и возможностей на благо Родины». /О. Томпакова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.

Василенко, Сергей Никифорович

— композитор, род. 1872 в Москве. Окончив университет по юридическому факультету (1896), изучал композицию (1896—1901; Танеев, Ипполитов-Иванов) в московской консерватории, которую окончил с золотой медалью (кантата "Китеж"). В 1902 кантата эта, переделанная в оперу ("Сказание о граде Китеже и пр."), шла на Частной московской оперной. сцене. В. написал еще музыку к "Навуходоносору" и "Дафнис" (исторические спектакли Об-ва искусств и литературы), "Эпическую поэму" для оркестра, романсы и хоры. 1903—04 В. был 2-м дирижером Частной оперы.


{Риман}





Василенко, Сергей Никифорович


род. 18 (30) марта 1872 в Москве, ум. 11 марта 1956 там же. Композитор, дирижер, педагог. Нар. арт. РСФСР (1940) и УзССР (1939). Доктор искусствоведения (1943). В 1895 окончил юридический ф-т Моск. ун-та, в 1901 — Моск. конс., где учился у С. И. Танеева (контрапункт, фуга, муз. формы), М. М. Ипполитова-Иванова (инструментовка и свободное сочинение) и В. И. Сафонова (ф-п.). В 1906 ст. преподаватель, в 1907—1950 проф. конс. по кл. инструментовки (в 1932—1941 и 1943—1956 зав. кафедрой) и композиции. В 1903—1904 дирижер Товарищества частной оперы, в 1907—1917 дирижер и рук. общедоступных исторических концертов. С 1917 организатор концертов, дирижер, лектор. Гос. премия СССР (1947).


Соч.: оперы — опера-кантата Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре (исп. 1903, Москва), Сын солнца (Москва, 1929), Христофор Колумб (1933), Буран (совм. с М. Ашрафи, Ташкент, 1939), Великий канал (совм. с М. Ашрафи, Ташкент, 1941), Суворов (Москва, 1942); балеты — Нойя (балет-пантомима, 1923), Иосиф Прекрасный (Москва, 1925), В солнечных лучах (Одесса, 1926), Карусель (Москва, 1933), Лола (1926, 2 ред. Москва, 1943), Треуголка (по музыке М. де Фальи, И. Альбениса и испан. нар. песням, Ленинград, 1935), Цыганы (по А. Пушкину, Ленинград, 1937), Акбиляк (Ташкент, 1943), Мирандолина (по комедии К. Гольдони "Хозяйка гостиницы", Москва, 1949); муз. комедия — Поп и поручик (1935), опepетта — Девушка из кофейни (Свердловск, 1938); кантата — для солистов, хора и орк. — к 20-летию Октября (исп. 1937, Москва); для голоса и орк. — 2 поэмы (1903): Вихрь (сл. И. Бунина), Вдова (сл. Я. Полонского); для орк. — симфонии (1906, 1913, 1934 — Итальянская, для балалаечно-домрового орк. с дух. инстр., 1934 — Арктическая), симф. поэма Сад смерти (по О. Уайльду, 1908), симф. картина Полет ведьмы (1909), сюиты — Индусская (из балета-пантомимы Нойя, 1927), Туркменские картины (1931), 2 Китайские (1928, 1931), Советский Восток (1932), Узбекская (1943), Украина (1945), Балетная (Мирандолина, 1946); рапсодии — Красноармейская (1932), Славянская (1945), 6 славянских плясок (1944); для мал. орк. — симф. сюита Сафо (инсценированная декламация в двух картинах, 1909), Фантастический вальс (1911), Симф. сюита на тему лютневой музыки XVI — XVII вв. (1914), Зодиак (на темы франц. композиторов 18 в., 1914); концерты с орк. — для скр. (1913, 1952), влч. (1944). арфы (1949), трубы (Концерт-поэма, 1945), кларнета (1953), валторны (1953), балалайки (1931); для орк. рус. нар. инстр. — сюита В деревне (1943), Колхозная сюита (1953); для голоса и инстр. ансамбля — Экзотическая сюита (1916); 2 струн. квартета (1899, 1927); ф-п. трио (1932); для дерев, инстр. и мал. барабана — Квартет на туркм. нар. темы (1930), Японская сюита (с ксилофоном, 1930), для альта и ф-п. — соната (1923); для балалайки и баяна — сюиты (1945); камерно-инстр. произв.; романсы (свыше 200), в т. ч. циклы Заклинания, 1909; Марийские песни, сл. К. Бальмонта, 1913; 6 индусских мелодий, сл. Р. Тагора и С. Василенко; 8 негритянских и индийских мелодий (1934), обр. нар. песен; музыка к драм. спектаклям и фильмам.


Лит. соч.: Инструментовка для симфонического оркестра, т. 1. М., 1952, т. 2 (под ред. и с доп. Ю. А. Фортунатова). М., 1959; Страницы воспоминаний. М. — Л., 1948.





Василенко, Сергей Никифорович


(род. 30.III.1872 в Москве, ум. 11.III.1956 там же) — сов. композитор, педагог, дирижер. Музыкой начал заниматься в детстве (уроки фп. в 8—10 лет), возобновил занятия в гимназические годы (педагоги Р. Нох, А. Гречанинов) и продолжил в период пребывания в университете (фп. — Д. Шор, теория музыки — И. Протопопов, Г. Конюс). Дальнейшее муз. образование получил в Московской консерватории (1896—1901) у С. Танеева, М. Ипполитова-Иванова (композиция), В. Сафонова (дирижирование). С 1901 начал дирижировать (в 1903—04 в Московской частной опере, бывш. С. Мамонтова). В 1906 приступил к педагогической деятельности в Московской консерватории, профессором которой (кл. композиции, инструментовки) состоял до 1956. В 1943 утвержден в ученой степени доктора искусствоведения. С 1907 по 1917 рук. и дирижер основанных им общедоступных "Исторических концертов", для которых обработал ряд рукописей старинной музыки, разысканных им в архивах Вены, Болоньи, Парижа. С первых дней Октябрьской революции деятельно участвовал в строительстве сов. муз. культуры как композитор, педагог (кроме консерватории, также в университете), лектор, дирижер, организатор муз. самодеятельности. С 1948 чл. правления СК СССР. Заслуги В. отмечены присвоением ему почетных званий нар. арт. УзССР (1939), нар. арт. РСФСР (1940) и награждением орденами Ленина (1953), Трудового Красного Знамени (1943, 1946). В 1947 удостоен Гос. премии СССР. Творчество В., весьма разнообразное по жанрам и формам, развивалось в основном в русле реалистических традиций и творческих принципов рус. муз. классики, однако испытало влияние франц. импрессионизма и отразило полосу увлечения экзотикой. После Октября он уделял большое внимание музыке народов СССР. Серьезной заслугой в этом плане явилось участие в создании первых национальных муз.-сценич. произв. — узбекских оперы ("Буран") и балета ("Акбиляк"). Существенную роль в развитии сов. музыки сыграла педагогическая деятельность В., воспитавшего св. 200 учеников, в их числе Ал. Александров, Ан. Александров, М. Ашрафи, А. Козловский, В. Мухтаров, В. Нечаев, Л. Половинкин, Д. Рогаль-Левицкий, П. Чесноков и др.


Соч.: опера-кантата ."Сказание о граде великом Китеже и тихом озере Светояре" (1903); оперы "Сын солнца" (1929), "Христофор Колумб" (соч. 1933), "Буран" (соавт. М. Ашрафи, 1939), "Великий канал" (соавт. М. Ашрафи, 1941), "Суворов" (1942); балеты "Нойя" (соч. 1923), "Иосиф Прекрасный" (1925), "В солнечных лучах" (1926), "Лола" (соч. 1926, 2 ред. пост. 1943), "Цыганы" (1937), "Акбиляк" (1943), "Мирандолина" (1949); оперетты "Поп и поручик" (соч. 1935), "Девушка из кофейни" (1938); Кантата к 20-летию Октября для сол., хора и орк. (1937), "Памяти Ленина" (муз. к монтажу) для хора и орк. (1930), 2 поэмы ("Вихрь", "Вдова") для баса с орк. (1903), "Жалобы Музы", симф. поэма для м.-с. с орк. (1916); 5 симфоний (1906, 1913, "Арктическая" — 1934), поэмы "Сад- смерти" (1908), "Эпическая" (1903), картина "Полет ведьм" (1909), сюиты "Индусская" (1927), "Туркменские картины" (1931), "Советский Восток" (1932), "Узбекская" (1943), "Украина" (1945) и др., рапсодии "Красноармейская" (1932), "Славянская" (1945), "6 славянских плясок" (1944) и др. произв. для орк.; концерты для скр. (1913, 1952), для влч. (1944), для трубы (Концерт-поэма, 1945), для фп. (1949), для балалайки (1931) с орк.; Симфония ("Итальянская") для домро-балалаеч. орк. с дух. инструм. (1934), сюита "В деревне" для орк. рус. нар. инструм. (1943); 2 квартета (1899, 1927), Фп. трио (1932), Квартет на туркм. нар. темы для дерев, дух. инструм. и мал. барабана (1930), 4 тат. нар. мелодии для гоб., кларн., фаг. и фп. (1926), Соната для альта и фп. (1923) и др. произв. для камер.-инструм. анс.; романсы (св. 200), в т. ч. "Болотный попик", "Тар", "В склепе", "Девушка пела", "Лионель", "Песня" ("Я простая девка на баштане"), "Свидание", "Пять заклинаний", Армянская серенада, "Пастораль", "Ее монолог", "Предчувствие", "Песня Офелии", "Маорийские песни", 8 япон. мелодий, "Песни трубадуров", 10 рус. Нар. песен, в т. ч. "Отставала лебедушка" (1929) и др.; хоры, в т. ч. 6 хоров (а капелла) на темы рус. нар. песен (1938), 5 хоров а капелла для смеш. хора (1944), 6 хоров а капелла на сл. рус. поэтов-классиков (1945); музыка к спектаклям, к/ф; обр. и оркестровка старин. итал. и франц. музыки, романсов Шумана, Грига, Мусоргского и др.; кн. "Страницы воспоминаний" (изд. 1948), статьи, лекции.






Василенко, Сергей Никифорович


Род. 1872, ум. 1956. Композитор, в 1907—1917 гг. организатор цикла общедоступных концертов из истории симфонической музыки в Москве. Создатель опер, балетов ("Иосиф Прекрасный", 1925; "Лола", 1943; "Мирандолина", 1949), симфонической сюиты "Балетная" (1946). Внес большой вклад в развитие профессиональной узбекской музыкальной культуры. Лауреат Государственной премии СССР (1947). Народный артист Узбекистана (1939) и России (1940).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008