ВАСИЛЬЕВ-БУГЛАЙ Дмитрий Степанович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Васильев-Буглай, Дмитрий Степанович

род. 28 июля (9 авг.) 1888 в Москве, ум. 15 окт. 1956 там же. Композитор. Засл. деят. иск. РСФСР (1947). В 1898—1906 учился в Моск. Синодальном училище у Викт. С. Калинникова (гармония), К. Н. Шведова (контрапункт) и А. Д. Кастальского (свободное сочинение). С 1906 руководил хорами в разных городах России. В 1918 организатор в Тамбове муз. отдела Пролеткульта. Организовал хор, который выступал на фронтах гражданской войны, руководил муз. самодеятельностью в Москве. В 1923—1925 член Российской ассоциации пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925—1930 — Объединения революционных композиторов и музыкальных деятелей (ОРКИМД). Гос. премия СССР (1951).


Соч.: оперы — Родина зовет (совм. с Г. Бруком, для колхозной самодеятельности, 1937), Колобок (дет. опера, 1941); муз. драма — инсценировка рассказов А. П. Чехова: Унтер Пришибеев, Полинька, Канитель, Свадьба (все в 1945); оратории — Полтава (по А. Пушкину и киносценарию А. Н. Толстого, 1944), Девушка и Смерть (по М. Горькому, 1949); кантаты — Бородино (сл. М. Лермонтова, 1942), Москва (сл. разных авторов, 1947); для солистов, хора и орк. нар. инстр. — Украинская сюита на мелодии Н. Лысенко (сл. народные, 1945), поэма Трудовая слава (сл. Н. Флерова, 1951); для хора — Степан Разин (сл. А. Пушкина, 1937), Дума про Опанаса (по Э. Багрицкому, с чтецом, 1937), сюита Триста лет (к 300-летию воссоединения Украины с Россией (сл. М. Рыльского и нар. поэтов Украины, 1953), Нераспаханная полоса (сл. народные), К сборным пунктам (сл. И. Доронина), Микулин ход (сл. П. Орешина, 1924), цикл песен Безумству храбрых поем мы славу (по М. Горькому), Монолог Васьки Буслаева, лирич. песня Буревестник (1949—1950); песни — Конь и хозяин, Урожай, Христос воскрес, романс Красный цветок (сл. Д. Бедного, изд. 1918), Баллада об убитом красноармейце, Проводы (Как родная меня мать провожала, сл. Д. Бедного, 1921), Красная молодежь (сл. Г. Фейгина, 1924), Гибель Чапаева (сл. М. Долинова) и др.; романсы — Вечер, Клен (сл. С. Есенина, 1925—1926), 9 романсов (сл. В. Маяковского, 1947—1948) и др.






Васильев-Буглай, Дмитрий Степанович


Род. 1888, ум. 1956. Композитор, автор популярных песен. Хоровой дирижер, мастер хоровой музыки, собиратель народных песен. Заслуженный деятель искусств России (1947), лауреат Государственной премии СССР (1951).

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВАСИЛЬЕВ-БУГЛАЙ Дмитрий Степанович
1888–1956) — композитор, хоровой дирижер, организатор и руководитель самодеятельных хоров. Родился в Москве в многодетной семье железнодорожного рабочего. В детстве пел в церковных хорах. С восьмилетнего возраста обучался в Московском Синодальном училище, где в период директорства А.Д. Кастальского наряду с другими предметами давали уроки композиции. По окончании училища с 1906 г. странствовал по России, работая с хоровыми коллективами в Тамбове, городах Закавказья, Средней Азии, Сибири. В.-Б. с энтузиазмом воспринял революцию. С 1918 г. возглавил работу музыкального отдела Тамбовского Пролеткульта. Участвовал в издававшихся в Тамбове «Сборниках революционных хоров», где опубликовал свои хоровые обработки революционных песен и гимнов, в т. ч. «Интернационала», «Варшавянки»,«Марсельезы». Работал в концертном любительском хоре, созданном учителем пения П. Поздняковым. Организовал также собственный любительский хор из 150 человек, с которым до 1921 г. разъезжал по фронтам Красной армии с агитационным репертуаром. По окончании Гражданской войны переехал в Москву. В 1923–1925 гг. входил в РАПМ, в 1925–1930 гг. — в ОРКиМД. С 1932 г. — член Союза композиторов. С 1931 по 1933 г. работал в Удмуртии в фольклорных экспедициях. Им было собрано более 500 песен, из них 30 обработано для фортепиано. Как композитор В.-Б. обладал самобытным складом музыкального мышления. Свою главную творческую задачу он формулировал как «создание музыки распевного слова». Склонность к народно-песенному мелосу проявлялась как в его собственных сочинениях, так и в удивительно органичных обработках народных песен. Даже в его агитационных произведениях чувствовалась мелодико-поэтическая, лирическая струя. Он любил поэзию с яркими, сочными простонародными образами. Его натура, прямая и искренняя, проявлялась в непосредственности творческого высказывания. Именно это во многом обеспечило популярность его песням. Одним из первых произведений, создавших известность В.-Б., стала песня «Проводы» («Как родная меня мать провожала»). Ее мелодия является вариантом шуточной украинской народной песни. В.-Б. соединил ее со стихами Демьяна Бедного. Эта песня стала поистине массовой в 1920–1930-е гг., ее пели на праздниках, демонстрациях, в быту. Работа в клубах с самодеятельными хорами была неотъемлемой частью деятельности композитора. Свои песни он обязательно проверял на клубном хоре, учитывая те поправки, которые вносят кружковцы. Некоторые песни, подвергшиеся «народной» критике, уничтожал. Помимо песен В.-Б. писал для самодеятельности крупные хоровые сочинения и оперы. Так, например, его опера «Про землю, про волю, про рабочую долю» была одним из первых образцов специфически клубной агитационной оперы. Она была поставлена в 1923 г. в клубе ВЦИК им. Свердлова. Композитор также сочинил оперу «Родина зовет» (1937) для колхозной самодеятельности и оперу «Колобок» (1941) для детской самодеятельности. (М. К.) Лит.: Брюсова Н.Я. Д.С. Васильев-Буглай // СМ. 1948. № 2. С. 97–99; Локшин Д. Д.С. Васильев-Буглай. М., 1958.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010