(по сцене Васильев 3-й) [6(18).1 1.1850—1897, Петербург] — арт. оперы (драм. тенор). Род. в семье дьякона. В юности был церковным певчим в Харькове. Пению обучался в Петербурге у М. Милорадович. В 1875—80 и в сезоне 1892/93 выступал в Киев. опере. Весной 1880 дебютировал в партии Герцога ("Риголетто") в петерб. Мариинском т-ре, где пел до 1892 и в 1893—97. Гастролировал в Тифлисе и Одессе. Обладал сильным красивым голосом широкого диапазона (с легкостью брал предельные ноты верхнего регистра), отличался яркой сцен. внешностью. В качестве актера был маловыразителен.
1-й исп. партий: Андрия ("Тарас Бульба" В. Кюнера), Щегла ("Горюша"), Карла VII ("Орлеанская дева"), Русского пленника ("Кавказский пленник"), Гарольда ("Гарольд"), Княжича Юрия ("Чародейка"), Владимира Игоревича ("Князь Игорь"), Берендея ("Снегурочка"), Князя ("Тамара"); в Петербурге — Андрея ("Мазепа" П. Чайковского); на рус. сцене — Хозе ("Кармен"). Др. партии: Собинин, Баян, Финн, Князь ("Русалка" А. Даргомыжского), Синодал, Руальд, Ахиор; Альмавива ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Фауст ("Фауст"), Рауль ("Гугеноты"), Фентон Каюс ("Фальстаф"), Радамес, Лоэнгрин. Партнеры: Е. Лавровская, И. Мельников, Э. Павловская, О. Палечек, И. Прянишников, М. Славина, Ф. Стравинский, Ф. Шаляпин, Л. Яковлев. Пел п/у И. Альтани, К. Кучера, Э. Направника, П. Чайковского.
Лит.: Яpон С. Г. Воспоминания о театре (1867—1887). — Киев. 1898. С. 125—126; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л.; М., 1940. С. 75— 78; Н. Н. Фигнер: Воспоминания. Письма. Материалы. — Л., 1968. С. 12, 27, 29—30; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С. 235—236, 263.