Васильев Василий Павлович (синолог)

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Васильев Василий Павлович (синолог)

Васильев (Василий Павлович) - ученый синолог. Сын мелкого чиновника, Василий Павлович родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное училище он был отдан 6 лет, и окончил здесь курс в первый раз 9 лет, после чего был определен в нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец Василия Павловича снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в 1828 г. Василий Павлович переведен в гимназию. В Казанский университет Василий Павлович поступил в 1834 г. и слушал здесь лекции по отделу восточных языков историко-филологического факультета, где и кончил курс в 1837 г. Вслед за сим Василию Павловичу было предложено отправиться в Пекин вместе с русской духовной миссией, для изучения тибетского, санскритского и китайского языков. Приняв это предложение, Василий Павлович два года посвятил на специальное подготовление себя к предстоящей поездке и в то же время занялся изучением буддизма по монгольским источникам. Результатом этих его занятий была первая, не изданная в печати, ученая работа, озаглавленная ""Дух Алтан-гэрэл´а"" и заключавшая в себе подробный разбор основ буддийской философии. Рассуждение это доставило Василию Павловичу степень магистра восточной словесности. В 1840 г. Василий Павлович отправился в Пекин и прожил там безвыездно больше девяти лет, посвящая все свое время изучению языков китайского, тибетского, санскритского, монгольского и маньчжурского. Научные занятия Василия Павловича при этом должны были раздробляться на изучение литератур самых разнообразных и притом совершенно новых для тогдашней Европы. В своей ученой деятельности Василий Павлович коснулся разных отделов знаний о Востоке. На каждой его работе лежала печать своеобразного и самостоятельного взгляда на предмет, подлежащий его исследованиям, так как источниками для этих исследований служили только сочинения на языках восточных. В 1850 г. Василий Павлович возвратился из Китая, а в 1851 г. был назначен в Казанский университет профессором по кафедре китайской и маньчжурской словесности. С этой же приблизительно поры началась и учено-литературная деятельность Василия Павловича. В качестве пособий для слушателей Васильев составил ""Манчжурско-Русский словарь"" (литограф. издание, 1866); ""Анализ китайских иероглифов"" (1866); ""Китайская хрестоматия"" (3 тт., 1868); ""Графическая система китайских иероглифов"" (1867); ""Элементы китайской письменности"" (1884); ""Очерки истории китайской литературы (1885); ""Материалы по истории китайской литературы"" (1888) и др. Большая часть этих трудов вышла дополненными и исправленными изданиями. В бытность в Пекине Васильев издал большую карту китайских владений на китайском языке и составил исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. Другие труды Васильева: ""Записка о Нингуте"", ""О реках, впадающих в Амур"" и ""О существовании огнедышащей горы в Манчжурии"" (статьи в ""Записках Географического Общества"", 1853 - 57); ""История и древности восточной части Средней Азии с Х по XIII в."" (1861); ""Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Минь"" (1861); ""Русско-китайские трактаты"" (1861); ""О движении магометанства в Китае"" (1867); ""Die auf den Buddismus bezuglichen Werke der Universitats-Bibliothek zu Kazan"" (""Бюллетень Императорской Академии Наук"", 1856; то же на русском языке в ""Русском Вестнике""); ""Графическая система китайских иероглифов"" и ""Об отношении китайского языка к среднеазиатским"" (в ""Журнале Министерства Народного Просвещения""); ""Буддизм, его догматы, история и литература""; ""Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм"". Кроме вышеупомянутых трудов, которые занимают почетное место в литературе по востоковедению, Васильев помещал в периодических изданиях статьи и сообщения о современном положении стран Дальнего Востока. Был членом Императорской Академии Наук.

Источник: Биографический словарь. 2008

Васильев, Василий Павлович (синолог)

— ученый-синолог. Сын мелкого чиновника, В. П. родился в Нижнем Новгороде, в 1818 году. В уездное училище он был отдан 6-ти лет, и окончил здесь курс в первый раз 9 лет, после чего был определен в Нижегородский уездный суд на должность копииста; но после указа 1827 г., которым дозволялось зачислять на государственную службу молодых людей не ранее 14-летнего возраста, отец В. П. снова определил его в третий класс уездного училища, из которого в 1828 г. В. П. переведен в гимназию. В Казанский университет В. П. поступил в 1834 г. и слушал здесь лекции по отделу восточных языков историко-филологического факультета, где и кончил курс в 1837 г. Вслед за сим В. П. было предложено отправиться в Пекин вместе с русскою духовною миссиею, для изучение тибетского, санскритского и китайского языков. Приняв это предложение, В. П. два года посвятил на специальное подготовление себя к предстоящей поездке и в то же время занялся изучением буддизма по монгольским источникам. Результатом этих его занятий была первая, не изданная в печати, ученая работа, озаглавленная "Дух Алтан-гэрэл´а" и заключавшая в себе подробный разбор основ буддийской философии. Рассуждение это доставило В. П. степень магистра восточной словесности. В 1840 г. В. П. отправился в Пекин и прожил там безвыездно больше девяти лет, посвящая все свое время изучению языков китайского, тибетского, санскритского, монгольского и маньчжурского. Научные занятия В. П. при этом должны были раздробляться на изучение литератур самых разнообразных и притом совершенно новых для тогдашней Европы. В своей ученой деятельности Василий Павлович коснулся разных отделов знаний о Востоке. На каждой его работе лежала печать своеобразного и самостоятельного взгляда на предмет, подлежащий его исследованиям, так как источниками для этих исследований служили только сочинения на языках восточных. В 1850 г. В. П. возвратился из Китая, а в 1851 г. был назначен в Казанский университет профессором по кафедре китайской и маньчжурской словесности. С этой же приблизительно поры началась и учено-литературная деятельность В. П. В видах более удобного изучения преподававшихся В. П. предметов им были изданы: "Маньчжурско-Русский словарь" (литограф. 1866 г.); "Анализ китайских иероглифов" (1866 г.); "Китайская хрестоматия", в трех томах (1868 г.); "Графическая система китайских иероглифов. Опыт первого китайско-русского словаря" (1867 г.); "Примечания на третий выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толкования Шицзина" (1882 г.); "Примечания на второй выпуск китайской хрестоматии. Перевод и толковании Лунь-юй´я" (1884 г.); "Анализ китайских иероглифов. Ч. II. Элементы китайской письменности" (1884 г.); "Очерки истории китайской литературы" (1885 г.); "Материалы по истории китайской литературы. Лекции, читанные студентам С.-Петербургского университета" (1888 г.). Большинство этих трудов вышло уже вторыми изданиями, которые В. П. предпринимал в разное время, видоизменяя указанные учебники разными дополнениями, сокращениями и поправками. Главнейшими из ученых работ В. П. должны быть признаны следующие: а) по части географии восточной Азии: в бытность свою в Пекине В. П. издал большую карту китайских владений на китайском языке и, помимо того, составил особые исторические карты Китая при 12 различных царствовавших в нем династиях. Здесь, рядом с нынешним названием местностей, показано название их в каждую данную эпоху; древние и несуществующие ныне города подписаны красною тушью. В 1852 г. В. П. поместил в "Ж. М. Н. Пр." статью: "Центральная Азия и главные хребты гор в китайских владениях", а в следующие за сим года, до 1857, напечатал в Записках Географ. Общ. "Описание Маньчжурии", "Записку о Нингуте", "О реках, впадающих в Амур", и "О существовании огнедышащей горы в Маньчжурии"; б) по истории В. П. напечатал следующие исследования: "История и древности восточной части Средней Азии с Х по XIII в., с приложением перевода китайских известий о киданях, чжурчженях и монголо-татарах" (1861 г.); "Сведения о маньчжурах во времена династий Юань и Мин" (1861 г.); "Русско-китайские трактаты" (1861 г.); "О движении магометанства в Китае" (1867 г.); в) по литературе В. П. обратил на себя внимание ученого мира своими статьями, напечатанными за 1856 г. в бюллетенях Имп. Акад. Наук: "Die auf den Buddismus bezüglichen Werke der Universitäts-Bibliothek zu Kazan" и "Notice sur les ouvrages en langues de l´Asie orientale, qui se trouvent dans la bibliothéque de l´Université de St. Petersbourg". Статья эта была перепечатана потом в "Institut" и, в переводе на русский язык, в журнале "Русский Вестник". Не менее важны также его статьи в "Журнале М-ва Народн. Просв.": "Графическая система китайских иероглифов" и "Об отношении китайского языка к среднеазиатским"; г) по религии были напечатаны сочинения: "Буддизм, его догматы, история и литература" (ч. I — введение и ч. III — "История буддизма в Индии Даранаты"); "Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм". В последнее время В. П. занят изданием "Буддийского терминологического словаря". Кроме вышеупомянутых трудов, В. П. помещал в разных журналах и газетах не менее интересные статьи, из числа коих можно отметить: "О далай-ламах в Тибете"; "Воспоминания о Пекине"; "Выписки из дневника, веденного в Пекине"; "Открытие Ки тая" (1859 года); "Две китайские записки о падении Кульджи и о занятии ее русскими" (1872); "По поводу путешествии Гюка и Габе в Тибет" ("Изд. Русск. Геогр. Общ." 1872); "Россия и Средняя Азия" ("Бирж. Ведомости", 135, 1872); "Китайские посольства в Россию", "Голод в Китае"; "Современное положение Азии: китайский прогресс" (1883г.); "История японского уголовного судопроизводства"; "О преподавании восточных языков в России" и др. Кроме того, В. П. участвовал в газетах "Северная Пчела", "Голос", "Биржевые Ведомости" и "Новое Время", где время от времени появлялись его сообщения о современном положении Китая и разных политических происшествиях на дальнем Востоке, которые извлекались им из пекинских газет. Наконец, помимо своей специальной области знаний, В. П. выступал в печати и по отделу социальных наук; таковы его статьи: "Три вопроса", "Ассигнации — деньги" и "О поземельном устройстве".


А. Позднеев.


{Брокгауз}





Васильев, Василий Павлович (синолог) (дополнение к статье)


— ученый синолог; умер в 1900 г.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008