Васильев, Владимир Иванович

Найдено 1 определение
Васильев, Владимир Иванович

— артист Императорской русской оперы, сын протоиерея Кириллова, родился в 1828 г., в Нарве, получил воспитание в духовном Александро-Невском училище, где и получил, по установившемуся там обычаю, другую фамилию, а именно Васильева. Поступив на службу в синодскую канцелярию в 1845 г., он в то же время пел в почтамтском церковном хоре. В 1852 г. он стал брать уроки у Гаетана Казелла, продолжал свое вокальное образование у Федерико Риччи, профессора при Училище Императорских театров, и затем у его брата Луиджи Риччи, в Триесте, где и выступил в первый раз на сцене. Вернувшись в Петербург, он с 1858 до 1882 г. пел на русской оперной сцене. В. обладал басом редкой полноты, чрезвычайно красивого и приятного тембра; его сочный голос еще более выиграл бы, если бы не был подвержен вибрации. Всех ролей в его репертуаре до 130: из них лучшими следует считать Сусанина в "Жизни за Царя", Лепорелло в "Дон Жуане", Бертрама в "Роберте", Марселя в "Гугенотах", Каспара в "Фрейшютце", Беппо в "Фенелле". В. может считаться одним из первых и главных основателей ссудосберегательной кассы при Императорских театрах, приносящей уже много лет немалую пользу артистам.


Н. С.


{Брокгауз}





Васильев, Владимир Иванович (дополнение к статье)


— артист; умер в 1900 г.


{Брокгауз}





Васильев, Владимир Иванович


(Васильев 1-й) — оперный певец (бас), род. в 1828 в Нарве, ум. 24 августа 1900 в СПб., сын протоиерея. Образование получил в Александр. духовном училище, по окончании которого стал при содействии некоторых лиц серьезно заниматься пением, сперва у Казелло, затем в театральном училище у Фредерико Риччи и наконец у Луиджи Риччи в Триесте, куда был отправлен на средства дирекции Имп. театров. По возвращении в СПб. был принят в 1857 в труппу Мариинск. театра, где дебютировал в партии Жоржа в "Пуританах" и прослужил затем 25 лет до 1881 включительно. За это время им исполнено было множество партий в русских и иностранных операх, причем исполнение его привлекало характерностью сценической передачи, особенно же звучностью и красивым тембром самого голоса. По окончании казенной службы В. несколько раз появлялся на частных сценах.


(В.)


{Риман}





Васильев, Владимир Иванович


(сцен. псевд. Васильев 1-й, наст. фам. Кириллов) [1828, Нарва — 24.8(5.9). 1900, Петербург] — арт. оперы (бас) и камерный певец. Род. в семье протоиерея. В 1845, окончив Александровское уч-ще при Пе-терб. духовной семинарии, поступил на службу в синодальную канцелярию, одновременно пел в почтамтском церковном хоре. С 1852 обучался пению у Г. Казелла, затем в Петерб. театр. уч-ще (кл. Ф. Риччи), по окончании к-рого в 1856 был отправлен на средства дирекции имп. т-ров в Триест, где совершенствовался у проф. Л. Риччи. В 1856 дебютировал в петерб. Итал. опере в "Набукко". В 1857—81 (кроме 1872—73) выступал на сцене петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Георга — "Пуритане"). С 1881 выступал на частных сценах, в т. ч. в Казани. В 1860— 70-х гг. занимал ведущее место среди рус. басов. Обладал феноменальным голосом редкого по красоте тембра, свободно владел вокальной техникой. Однако, по мнению А. Серова, сцен. возможности артиста были ограничены. Репертуар В. включал ок. 130 партий. С особым успехом выступал в характерных партиях.


1-й исп. партий: Ахмеда ("Аммалат-Бек"), Орлика ("Мазепа" Б. Фитингофа-Шеля), Полочая ("Кроатка, или Соперницы"), Добрыни Никитича ("Рогнеда"), Дикого ("Гроза"), Сухорукого ("Нижегородцы"), Мак-Грегора ("Вильям Ратклиф"), Ильи ("Вражья сила"), Пимена ("Борис Годунов", 2-я ред.), Жемчужного ("Опричник"), Кучума ("Ермак"), Асканио ("Анджело", 1-я ред.), Игнатия ("Тарас Бульба" В. Кюнера), Колычева и Бирюка ("Купец Калашников"), Салимена ("Сарданапал"), Элиакима ("Юдифь" А. Серова); в Мариинском т-ре — Ильи ("Наташа, или Волжские разбойники"); в Петербурге — Гастона ("Травиата"), Феррандо ("Трубадур"); на рус. сцене — Кадиба ("Наида"), Спарафучиле и Монтероне ("Риголетто", на итал. яз.), Марселя ("Гугеноты"), Кардинала ("Жидовка"), Захария ("Иоанн Лейденский"), Мистера Педжа ("Виндзорские кумушки"), Битерольфа ("Тангейзер"). Лучшие партии: Лепорелло ("Дон Жуан"), Марсель ("Гугеноты"), Вальтер ("Вильгельм Телль"). С особым мастерством выступал в характерных партиях Бертрана ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Кардинала ("Жидовка"). Др. партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Квазимодо (А. Даргомыжский специально для певца написал вставную арию в сцене на Гревской площади); Каспар ("Вольный стрелок"), Белькоре, Пьетро. Партнеры: М. Каменская, Е. Лавровская, Д. Леонова, Ю. Платонова, О. Петров, И. Сетов. Пел п/у К. Вильбоа, К. Лядова, Э. Направника, А. Рубинштейна.


Часто с успехом выступал в концертах. В 1869 исп. сольную партию в 9-й симфонии Л. Бетховена (в ансамбле с В. Васильевым, Ю. Платоновой, А. Хвостовой). 16 янв. 1879 впервые исп. отрывки из "Князя Игоря" в концерте петерб. Бесплатной муз. школы. А. Бородин посвятил певцу романс "Бегство".


Лит.: Амфитеатров А. В. Собр. соч. в 37 т. — СПб., 1913. Т. 21: Склоненные ивы. Очерки. С. 135—139; Серов А. Н. Критические статьи. — СПб., 1895. Т. 4. С. 2074—2075; В. И. Васильев. (Некролог) // РМГ. 1900. № 37. Стлб. 827—829; Рубец А. И. Биографический лексикон русских композиторов и музыкальных деятелей. — СПб., 1886. С. 120 Соколов В. Из воспоминаний // Историч. вестник. 1889, сент. С. 540—541, 543, 544; Чайковский П. И. Музыкально-критические статьи. — М., 1953. С. 136; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века 1857—1872. — Л., 1971. С. 22—24; Ларош Г. А. Избранные статьи. — Л., 1976. Вып. 3. С. 80, 136; Рыжкин И. Неизвестное произведение Бородина // Муз. жизнь, 1985. № 18. С. 10.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008