Васильевский, Василий Григорьевич
— известный византинист; родился в 1838 г. в семье священника; учился в Ярославской семинарии и Главном педагогическом институте; до окончания курса в последнем перешел на историко-филологический факультет СПб. университета, где занимался преимущественно у профессоров Срезневского, Благовещенского и Стасюлевича. Командированный университетом за границу в 1862 году, он слушал в Берлине Моммзена и Дройзена, и в Йене — Адольфа Шмидта. По возвращении в Россию, В. защитил магистерскую диссертацию под заглавием: "Политическая реформа и социальное движение в древней Греции в период ее упадка" (1869). Кроме того, одновременно с работой над диссертацией, В. собирал и изучал архивный материал для истории города Вильны, где он несколько лет пробыл учителем местной гимназии. Результатом занятий Васильевского в этом направлении был его "Очерк истории города Вильны" (2 вып., 1872—1874). Сделавшись после защиты диссертации преподавателем СПб. университета (1870 г.) по кафедре средней истории, В. сосредоточил свои занятия на изучении памятников византийской истории. Это изучение дало ему возможность написать целый ряд отдельных исследований по темным и запутанным вопросам как внутренне-византийской истории, так и международных отношений Византии, преимущественно ее отношений к Руси. Из этих трудов, в качестве важнейших, следует отметить: "Законодательство иконоборцев" ("Ж. M. H. П.", 1878), "Материалы для внутренней истории Византийского государства" ("Ж. М. H. П.", 1879—1880), "Советы и рассказы византийского боярина ХI века"("Ж. М. H. Пр.", 1881); "Византия и печенеги" ("Ж. M. H. П.", 1872); "Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII вв.". ("Ж. М. H. П.", 1874—1875);"Русско-византийские отрывки" ("Ж. М. H. П.", 1875—1876), "Житие Григория Амастридского" ("Ж. М. H. П.", 1878); "Житие св. Стефана Сурожского" ("Ж. М. H. П.", 1889). Кроме того, В. издал несколько неизвестных до него памятников византийской письменности, разъяснил темный вопрос о трудах Симеона Метафраста и, наконец, выпустил в свет первую часть труда под заглавием: "Обозрение трудов по Византийской истории" (1890). В январе 1890 г. В. был выбран ординарным академиком Академии Наук по русской и византийской истории. В том же году он назначен редактором "Журнала Министерства Народного Просвещения".
С. С.
{Брокгауз}
Васильевский, Василий Григорьевич (дополнение к статье)
— византинист; умер в 1899 г.
{Брокгауз}
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
Васильевский Василий Григорьевич
Васильевский Василий Григорьевич - известный византинист. Родился 21 января 1838 г., умер во Флоренции 13 мая 1899 г. Сын сельского священника; окончил курс в С.-Петербургском университете, где с 1870 г. состоял профессором всеобщей истории. Читал лекции на Высших женских курсах и в Александровском лицее; состоял членом Ученого Комитета министерства народного просвещения и редактором ""Журнала Министерства Народного Просвещения""; в 1890 г. избран был в ординарные академики Императорской Академии Наук. В качестве профессора Васильевский сумел заинтересовать слушателей византийской историей и стал главой целой школы; почти все современные византинисты - его ученики. Его специальные работы по византийской истории можно назвать мастерскими. Даже при изложении фактов он находил в источниках то, чего не видели другие, и так талантливо исчерпывал предмет, что к избранным им темам не приходится возвращаться. В 1872 г. появилось исследование Васильевского ""Византия и Печенеги"". Печенежские набеги, представлявшиеся раньше маловажными и неинтересными, получили здесь совсем иную окраску и послужили к объяснению первого крестового похода. Чрезвычайно важны и содержательны статьи Васильевского, посвященные отношениям Византии к Руси (""Русско-византийские отрывки"" и ""Варяго-русская дружина"", в ""Журнале Министерства Народного Просвещения"", 1874 - 78 г.). Первоначальная русская история предстала здесь перед ученым миром в новом свете. Относительно происхождения Руси выводы Васильевского отличались оригинальностью, не согласовались ни с теориями норманистов, ни с их малонаучными противниками в роде Иловайского. В новом освещении явились отношения к Византии Святослава и Владимира , образование и состав варяго-русской дружины. Васильевский много сделал для объяснения социального строя Византии; громадное значение имеют его исследования ""Законодательство иконоборцев"" и ""Материалы для внутренней истории византийского государства"". Он первый разъяснил новеллы византийских императоров и монастырские акты, понимание которых затруднено множеством неизвестных юридических и экономических терминов; первый разработал историю крестьян и византийской податной системы, представлявшейся знаменитому Цахариэ фон Лингенталю настолько темной, что он отказывался объяснить, о каких податях и повинностях говорится в византийских грамотах. Васильевский определил время издания Эклоги и Земледельческого закона, разъяснил, чем была крестьянская община, какие меры принимались в защиту крестьянского землевладения, и как разложилась свободная община, познакомил ученых с такими сторонами византийской жизни, о которых раньше почти ничего не знали. Им издан ряд текстов с переводами и комментариями. Найденные им ""Советы боярина XI в."" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1881) и житие Мелетия Нового (""Прав. Палест. Сборн."", т. VI) ярко рисуют византийский быт, домашнюю жизнь, нравы и обычаи. Хождение в Святую Землю Епифания (""Прав. Палест. Сборн."", т. VI), переизданное Васильевским, снабжено им такими обширными примечаниями, что это настоящая хрестоматия по палестиноведению. Академия Наук издает собрание сочинений Васильевского. Список его трудов помещен в ""Визант. Временн."" за 1899 г. П. Безобразов.
Источник: Биографический словарь. 2008