Василий Емельянович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Василий Емельянович

— поморский сектант XVIII века (1728—1796). По происхождению своему государственный крестьянин, он сделался основателем особого согласия поморских раскольников, известного под именем новопоморского, или монинского, и в отличие от прочих федосеевцев признававшего брак и семейные узы. Сам Емельянов на раскольничьем соборе в Выгу, в 1792 г., преимущественно под давлением Ковылина, главы Преображенского кладбища, путем насилия и даже побоев, был принужден подписать отречение от своего учение о браке. Вслед за тем, однако, он в Москве вновь отступился от своего отречения и опять сделался наставником особого согласия, несмотря на угрозы и побои Ковылина. Преемником его был Гаврило Иларионович Скачков.


В. М — н.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Василий Емельянович

Василий Емельянович (1729 - 1797) - старообрядец поморского согласия, основатель покровской часовни в Москве. Беспоповцы, отправляясь от мысли о пришествии антихриста, отрицательно относились к браку. На практике вопрос об отношении полов улаживался компромиссным путем. Иногда, однако, он обострялся, и поднимались нескончаемые споры. Современник Василия, организатор Федосеевского Преображенского кладбища в Москве, Ковылин, запрещение брака предъявлял в решительной форме. Преображенцы закрывали глаза на действительность: ""Хоша семерых роди, только замуж не ходи"". Такое грубое расхождение жизни с учением для многих было невыносимо. Отсюда появление книги стародубского беспоповца Ивана Алексеева ""О тайне брака"", в которой он говорит, что брак есть тайна хотя и не в смысле таинства, как понимает его православная церковь. Наставления Алексеева возымели действие: беспоповцы стали венчаться у ""никониан"". Тогда выступил Василий Емельянович. Он первый, по словам Павла Любопытного , ""открыл в Москве начало брачного чина и первый из пастырей стал торжественно избавлять женящихся христиан от явной пропасти никониазма"". Он заявил: ""Не в том де замыкается сила таинства брака, чтоб в церкви, или через попа оную отправить; но по согласию сочетавающихся и благословению с обеих сторон родителей. Бог венчает и нам в том недостаток дополнит"". Всех обращавшихся к нему беспоповцев Василий стал благословлять на брак: ""Женившийся не согрешает, брак чист и ложе нескверно"". Вокруг Василия составилась группа горячих приверженцев до 50 человек. Купец Монин предложил уступить для постройки молитвенного дома землю, на которой, благодаря влиянию Василия и пожертвованиям богачей, скоро появилась деревянная часовня в нынешнем 2-м квартале Лефортовской части, а при ней просторное здание для призреваемых. В 1765 г. Василий был назначен настоятелем часовни. Новая община организовалась по правилам Денисова, приняла Выгорецкий устав и стала под преобладающее влияние Выговского монастыря. Началась упорная борьба с Преображенским кладбищем. Ковылин вынужден был созвать собор на кладбище. Покровцы пошли туда уверенно и смело, но собор не оправдал их ожиданий. Ковылин вместо рассуждений о браке поставил вопрос об антихристе. Это был удачный маневр. Отвергнуть мысль об антихристе - значило пошатнуть все здание беспоповщины в самом его основании. Василий только отчасти помог делу заявлением, что ""относительно бытия антихристова в мире, чувственно или духовно он царствует"", спорить дело излишнее, так как предмет этот ""не до веры принадлежит"". С этих пор дело Василия Емельяновича развивалось все с меньшим успехом. Ковылин вполне ценил силу противника. По одному известию, однажды он пригласил к себе Василия, и ""сей раб Божий сего Ковылина уста словом Божиим связа и молчати того устрои и его учение сокруши. Вторый Ирод ударил истину глаголющаго по лицу своею рукою"". Василий 30 лет управлял Покровской часовней. Он написал немало сочинений, список которых дает Павел Любопытный в своем каталоге. - См.: П.Н. Милюков ""Очерки по истории русской культуры"" (в. 2, изд. 4-е, СПб., 1905); Ливанов ""Раскольники и острожники"", т. III; профессор И. Нильский ""Семейная жизнь в русском расколе"". Исторический очерк раскольнического учения о браке (в. I, СПб., 1869).

Источник: Биографический словарь. 2008

Похожие термины:

  • Зимин, Василий Емельянович

    архитектор Канцел. строений, потом придв.; р. 1742 г., † 1798 г. янв. 19. {Половцов}
  • МАКАРОВ Василий Емельянович

    (1903—75), генерал-лейтенант (1944). Член КПСС с 1928. В Сов. Армии с 1941. Окончил Московский промышленно-экономический институт (1930). В 1938 первый секретарь райкома партии, с 1939 секретарь МГК ВКП(б), в 1940—41 зам.
  • САМУТИН Василий Емельянович

    (15.6.1906–13.8.1981), один из организаторов и рук. партизан. движения в БССР. Сын рабочего. С 1926 чл. ВКП(б). С 1927 на руководящей комсомольской и журналистской работе в БССР. В 1934 на подпольной работе в Зап. Бел
  • ГридяеВ Василий емельянович

    (26.2.1889, село Глушицы Задонского уезда – 22.8.1965, там же, Семилукского района), полный Георгиевский кавалер. Из крестьян. Участник 1-й мировой войны. Служил в 10-м Туркестанском полку. Был дважды ранен. На
  • Мельников, Василий Емельянович

    (род. 07.03.1917) — летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1955), гвардии майор. Участник Великой Отечественной войны с апреля 1944 г. После войны продолжал служить в ВВС. Звание Героя присвоено 29.08.1955 за
  • Миронович, Василий Емельянович

    — врач, ученик спб. генерального госпиталя, где получил звание лекаря в 1794 г. Назначенный в 1795 г. адъюнкт-профессором хирургии в московской медико-хирургической школе, перешел затем в московскую ме