ВАСИЛИЙ II
ВАСИЛИЙ II
Болгаробойца (Basileios o Boylgaroktonos) (957 - 15.XII.1025) - визант. император (с 976) из Македонской династии. В 976-979 с трудом подавил мятеж провинциальной землевладельч. знати во главе с Вардой Склиром, а затем с помощью войск рус. князя Владимира (с к-рым был заключен союз, и визант. принцесса Анна выдана замуж за Владимира) - мятеж (987-989) той же знати во главе с Вардой Фокой. В интересах столичного чиновничества и гор. торг.-ремесл. верхов ограничивал рост крупного светского землевладения (отмена права 40-летней давности (новелла 996) и введение аллиленгия ), пытался помешать разорению налогоплательщиков - свободных крестьян, и поглощению их земель феод. землевладением. Достиг крупных внешнеполитич. успехов: разгромив арабов, вернул Алеппо, Хомс и значит. часть Месопотамии, в 1020 завоевал Васпуракан, а затем Иверию. Наиболее трудной при В. II была война с Болгарией, длившаяся с перерывами более 40 лет (976-1018) и закончившаяся ее завоеванием (за жестокость, проявленную в этой войне, В. II был прозван Болгаробойцей). Лит.: Имп. Василий Болгаробойца. Извлечение из летописи Яхъи Антиохийского, Изд., перевел и объяснил В. Р. Розен, Прилож. к 53 тому Зап. А. Н., 1883, No 1; Златарски В. Н., История на Българската държава, т. 1, ч. 2, С., 1927; т. II, С., 1934; Левченко М. В., Взаимоотношения Византии и Руси при Владимире, "Визант. временник", т. 7, М., 1953; его же, Очерки по истории рус.-визант. отношений, гл. 7, М., 1956; Schlumberger G., L´?pop?e Byzantine а la fin du dixi?me si?cle t. 1-2, P., 1896-1900; Ostrogorsky G. History of the Bizantine State, New Brunswick, 1958. Г. Г. Литаврин. Москва.
ВАСИЛИЙ II
976 – 1025) – император Македонской династии, расширивший владения Византии в Италии и установивший свою власть над частью Армении. Он пытался подорвать растущее могущество провинциальных магнатов, запретил им приобретать крестьянские земли. За жестокое обращение с потерпевшими военное поражение болгарами (император приказал ослепить 14 тысяч пленных, оставив на каждые сто человек по одному поводырю) он получил прозвище Болгароборец. Стремясь к усилению византийского влияния, Василий II выдал свою сестру Анну за великого киевского князя Владимира I и всячески способствовал началу крещения Киевской Руси в 988 г. Его правление освещалось в «Хронографии» Михаила Пселла, в хрониках Льва Диакона, сопровождавшего императора в болгарском походе 986 г., Зонары, Иоанна Скилицы. Михаил Пселл дал описание внешнего облика Василия II («светлоголубые и блестящие глаза», сияющие «мужественным блеском», «изогнутые брови», «крепкая и не чересчур длинная шея», выточенное, «как идеальный, проведенный из центра круг», лицо), его «гордого нрава», его правления «по неписаным законам». Философ восхищался тем, что император наполнил казнохранилище до краев так, что даже пришлось расширять подземные галереи, и запретил вывоз денег за границу. В изображении Михаила Пселла Василий II выступает как храбрый воин и примерный христианин, державший «в одной руке меч, а в другой образ Богоматери, в которой видел оплот против неудержимого натиска врага». Зонара осуждал Василия II за самоуправство и жестокость, Михаил Аталлиат – за «аномалию», ожесточенную борьбу между гражданской знатью и военной аристократией. Предполагают, что при Василии II между 986 и 994 гг. была создана мозаика над дверью южного вестибюля в храме св. Софии, изображавшая императоров Константина и Юстиниана. С именем императора связывают появление Большой псалтыри (хранится в библиотеке св. Марка в Венеции) с двумя миниатюрами: на одной изображены шесть сцен из жизни царя Давида (Помазание Давида, Давид, защищающий свое стадо от медведя, Единоборство со львом, Давид и Голиаф, Давид и Саул, Покаяние Давида); на другой – Василий II в одежде полководца с мечом и булавой в руках. Один из ангелов водружает императорский венец, другой – жезл полководца. У ног императора – поверженные болгары. Василию II приписывают создание наиболее полного сборника повествований о мучениках, пострадавших за веру (мартиролога), – «Менелогий», – украшенного миниатюрами, на одной из которых он изображен в военном плаще (сагионе).
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012