ВАСИЛИЙ КАЛИКА

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ВАСИЛИЙ КАЛИКА
ум. 1352) - новгородский архиепископ, фактич. глава Новгородской феодальной республики в 1331-52 (до этого - поп Григорий церкви Козьмы и Дамиана), философ-богослов. Выражая сепаратистские интересы новгородского боярства, добивался усиления независимости Новгорода от моск. вел. князя, ориентируясь на его противников. В связи с обострением клас. борьбы в Новгороде и выступлениями "черных людей" против этой политики, В. К. был вынужден сохранять политич. единство с Москвой. В ходе политич. борьбы В. К. добился от Москвы церк. автономии. В период деятельности В. К., в связи с агрессией нем., швед. и литов. феодалов, были значительно укреплены Новгород (построены кам. укрепления Кремля и посада) и сев.-зап. пограничные города. В Новгороде были построены гор. мост, церкви, а также были созданы Васильевские врата Софийского собора (ныне в г. Александрове), росписи в церквах. В. К. принадлежит философское сочинение - послание 1347 к тверскому епископу Федору Доброму, в к-ром он выступал против гуманистич. и реформац. идей и защищал догматы официальной церкви. По мнению Б. А. Рыбакова, В. К. был выразителем интересов "черных людей", держался московской ориентации; высказывал полуеретические взгляды.

Лит.: Sed?lnikov A. D., Vasilij Kalika: l´histoire et la l?gende, "Revue des ?tudes slaves", 1927, t. 7; Сперанский М. H., Из старинной новгородской лит-ры XIV в., Л., 1934; Рыбаков Б. A., Ремесло Др. Руси, (М.), 1948, с. 767-76; Монгайт А. Л., Оборонит. сооружения Новгорода Вел., в сб.: МИА, т. 31, М., 1952, с. 26-28; Клибанов А. И., К истории рус. реформац. мысли, в кн.: Вопр. ист. религии и атеизма, т. 5, М., 1958.

Я. Н. Щапов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Василий Калика

(Григорий) — святитель, архиепископ Новгородский и Псковский.


† 1352, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых.


Родился в семье священника Космодамиановской церкви г. Новгорода.


До возведения в архиерейский сан он совершил путешествие на Восток по святым местам и описал его в своей книге "О Рае, уцелевшем на земле".


29 августа 1331 года (по другим источникам — в 1329 году) хиротонисан во епископа Новгородского и Псковского с возведением в сан архиепископа митрополитом Московским Феогностом.


Время его архипастырского служения совпало с тяжелыми для Новгорода обстоятельствами. Новгород, только что успевший оградить себя от тверских князей, начал страдать от Москвы.


Иван Данилович Калита сильно теснил новгородцев, и владыке Василию пришлось быть ходатаем перед ним за свободу своего родного города. Одновременно возникли волнения во Пскове, стремившемся освободиться от власти Новгорода и иметь у себя своего епископа. В самом Новгороде не прекращались несогласия и вражда между отдельными партиями.


Владыка Василий стремился умирить всех.


Святитель много заботился о благоустройстве своей епархии. Богатая казна Софийского собора по распоряжению епископа Василия щедро отпускала средства на дела благотворительности и на украшение города. В 1336 году он воздвиг Входоиерусалимскую церковь в новгородском Кремле, а в 1342 году — Благовещенскую в двух верстах от Новгорода, возобновил и украсил еще несколько храмов. На свои средства построил новый мост через р. Волхов вместо снесенного наводнением; вместе с несколькими именитыми новгородцами заложил новую каменную стену около города.


В 1340 году большой ущерб нанес Новгороду пожар. Святитель Василий взялся за восстановление пострадавших от пожара зданий и церквей. Он возобновил стены Софийского собора, покрыл его свинцовой крышей, устроил новый иконостас, из своей казны помогал возобновить погоревшие церкви и опять устроил Волховский мост. Сам преосвященный Василий занимался живописью и своим мастерством украшал храмы. Сохранилась написанная им икона благоверных князей Российских Бориса и Глеба.


Для воспитания своей паствы в духе почитания святыни им было установлено ежегодное празднование иконы Божией Матери "Умиление" с крестным ходом в Троицкую церковь Ямской слободы, где находилась эта икона. Крестный ход был установлен в память явленного иконой чуда: 8 июля 1337 года икона была видима в церкви поднявшейся на воздух и источающей слезы из очей.


Своей богоугодной жизнью, патриотической и благотворительной деятельностью святитель Василий заслужил великое почтение и любовь новгородцев. В отличие от других русских архиереев Константинопольский патриарх в 1341 году прислал ему крестчатые ризы и белый клобук.


Сама смерть святителя Василия свидетельствовала о его любви к пастве. В 1352 году во Пскове появилась страшная моровая язва, которую называли "черная смерть". Она в короткое время произвела в городе великое опустошение. Псковичи, подавленные горем и страхом, просили архиепископа, которому прежде много досаждали непослушанием, прибыть к ним и помолиться за них вместе с ними. Забыв все обиды, владыка прибыл немедленно, совершил богослужения в трех церквах, обошел город с крестным ходом и утешил псковичей. Здесь он заболел и на обратном пути 3 июля 1352 года скончался в обители Архангела Михаила на р. Шелони. Погребен под Корсунской папертью Софийского собора.


Труды:


Послание к Феодору, епископу Тверскому. О Рае, уцелевшем на земле. Степенная книга // Полное собрание русских летописей: в 24 т. // Изд. Археографическою комиссиею. — СПб., 1841—1921, т. 21: Книга степенная царского родословия. — СПб., 1908, т. 1, с. 480; Собрание летописей, т. 6, с. 46—80; т. 7, с. 212—214.


Литература:


Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. — Новгород, 1891, т. 1, с. 165—190. Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. — 3-е изд. — Новгород, 1902, с. 92.


Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. — М., 1901, с. 138, прим. 9. Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. — М., 1862, с. 36, 94. Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. — Каменец-Подольск, Тверь, 1892—1902, вып. 11, июль, с. 29—34. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. — 3-е изд. — СПб., 1882, т. 1, с. 193—200.


Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. — М., 1807—1815, ч. 1, с. 73.


Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. — 5-е изд. — СПб., 1842—1843, т. 4, с. 206, 207, 253, 256; примеч., с. 360, 373.


Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. — СПб., 1877, с. 34.


Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. — СПб., 1889, с. 138.


Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем: в 3 т. — СПб., 1890— 1897, т. 2, № 1161, с. 327. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. — Киев, 1913, ср. 1406. Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. — СПб., 1882, с. 93. Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. — 2-е изд. — М., 1903, с. 157.


Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. — СПб., 1864—1886, т. 4, с. 206, 247.


Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. — М., 1852, с. 39, 382, 410. Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. — 2-е изд., испр. и доп. — СПб., 1862, с. 47—48. Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т., 2 т. доп. — М., 1903—1911,1908,1916; доп. т. 2,1916, с. 433 434, пр. 1, с. 484. Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. — М., 1914, с. 133. Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. — СПб., 1891, № 190.


Прибавления к "Церковным ведомостям". — 1896, № 33, с. 1188—1189. Журнал Московской Патриархии. — 1945, № 7, — с. 49.


Православный собеседник. — Казань, 1867, март, с. 182.


Исторический вестник. — 1898, май, с. 465, 467.


Русская старина. — 1876, июнь, с. 280. Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. // Изд. П. П. Сойкина. — СПб., б. г. т. 1, с. 454. Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. // Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. — СПб., 1900—1911, т. 3, с. 212. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. // Под редакцией С. Н. Южакова. — СПб., 1900— 1905, т. 4, с. 428.


Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. — СПб., 1890—1907, т. 5-а, с. 582.


Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988—1888. Епархии и архиереи. — М., 1888, с. 18.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ВАСИЛИЙ КАЛИКА
1330-3.VII. 1352) — архиепископ Новгородский, крупный церковно-политический деятель автор “Послания... ко к владыце тферьскому Феодору о рае”, помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях. Из “Послания” очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину. Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас “хождение”, к которому, быть может, восходят два памятника XIV в.— “Сказание о Царьграде” и “Беседа о святынях Царьграда”. Свое путешествие он предпринял еще до архиепископства — в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают о деятельности своего владыки. Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви “в Холопьей улице” и постриженный в “ангельский образ” (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город “от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба”. В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который тогда был во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому “в таковой тяготе” пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими “пригородами”. Обратный путь превратился в бегство “меж Литвы и Киева”, причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать “разбойное” нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодьякона В. К. Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе: обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333 г.), что пришлось делать заново после пожара 1341 г.; возводит вокруг Софии “тын новый”, устраивает “двери медяны золочены” у церковного притвора (1336 г.); в 1342 г. приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. строит и украшает множество церквей: Входоиерусалимскую, “где терем был” (заложена в 1336 г., освящена в 1337 г., расписана по приказу В. К. артелью Исайи Гречина в 1338—1340 гг.), Благовещенскую на Городище (заложена в 1342 г.), Пятницкую (заложена в 1345 г.), Косьмодемьянскую (заложена в 1345 г.), Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и др. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333—1334 гг. его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году заложен каменный острог “по оной стороне, от Илии святаго к Павлу святому”. В 1338 г. В. К. “своими людьми” и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит “терем великий”. Видимо, репутация В. К. как градостроителя была очень хорошей: в 1352 г. бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там “костры” (т. е. раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил. Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. успокоить “черных людей”, поднявших бунт против посадника Федора). В. К. умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. он “много чести видел” от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше); там в 1340 г. он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир “по старым грамотам”. В. К. проявилсебя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 г. король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив “вечный мир” (кстати, заключенный за девять лет до того “сестричем” В. К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окато-личения Руси, окончился крахом. Хотя В. К. не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. псковитяне “суда не дали” приехавшему “на подъезд” владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный “пригород” признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. там вспыхнула моровая язва. В. К. в сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони. Тело святителя было погребено у св. Софии. Пробыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 г. “от царя Константина и папы Силвестра” в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная “Повесть о белом клобуке”), что в 1346 г. митрополит Феогност в Москве благословил В. К. “крещатыми ризами” (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и “Послание о рае”, которое, видимо, в 1347 г. В. К. направил тверскому епископу Феодору Доброму. Впрочем, с Тверью у В. К. были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове. Сюда после неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. приехал В. К. и крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа. Импульс для написания “Послания” дала тверская “распря... о оном честном раю”, т. е. богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который, по Библии, был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай “мысленный”, идеальный, неземной. В. К. уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несто-риане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви “странно читать” это “Послание” (М а к а р и и. История русской церкви.—СПб., 1866.— Т. 5.—С. 153—155). В. К. ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию (“Книга Еноха”, “Хождение Агапия в рай”, “Слово о Макарии Римском”). Он ссылается и на “видоков” новгородцев, которые якобы , добирались до ада “на Дышучем мори” и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (например, у поэта XIII в. Генриха фон дер Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке “Новгородский ран нашел”; см.: Буслаев Ф. И. Русская хрестоматия.—М., 1888.—С. 167). Наивно-реалистическая “народная вера”, для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире. Представления В. К. о земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится “ирий” (“вырий”), который “обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной” (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей.— М., 1982.—С. 144—145). “Послание” В. К. наглядно свидетельствует о том, что “единого православия” на Руси в XIV в. не существовало, что были его местные и “народные” варианты. Изд.: Послание архиепископа новгородьского Василия ко владыце тферьскому Феодору // ПСРЛ.— 1853.— Т. 6.— Прибавления.— С. 87—89; Лончакова Г. А. Послание Василия Калики Феодору Доброму // Вопросы истории книжной культуры / Сб. научных трудов.— Новосибирск, 1975.—Вып. 19.—С. 83—104; Послание Василия Новгородского Феодору Тверскому о рае / Подг. текста, перевод и комм. Н. С. Демковой // ПЛДР: XIV—середина XV века.—М., 1981.— С. 42-49, 531—534. Лит.: Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха. XIX. Эпизод о рае и аде в Послании новгородского архиепископа Василия//СОРЯС.—1891.—Т. 53, № 6.— С. 91—104; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIII—XIV вв. // История русской литературы.— М., 1946.— Т. 2, ч. 1.— С. 125—127; П а н ч е н к о А. М. Василий Калика // Словарь книжников.—Вып. I.—С. 92—95. А. М. Панченко

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Василий Калика
Василий Калика (1330 – 3 VII 1352 г.) – архиепископ новгородский, автор «Послания... к владыце тферьскому Феодору о рае», помещенного под 1347 г. в Софийской первой, Воскресенской и других летописях; текст цит. по публикации Н. С. Демковой в кн.: ПЛДР. XIV – середина XV в. М., 1981, с. 42–48; публикация выполнена по Софийской первой летописи – ГПБ, Q.IV.298, лл. 437–442 об., с дополнением окончания по Новгородской третьей летописи (Новгородские летописи. СПб., 1879, с. 230). Из «Послания» очевидно, что В. К. совершил путешествие в Палестину («...Вся дела божиа нетленна суть, самовидець есмь сему, брате. Егда Христос иды на страсть волную, и затвори своима рукама врата градная, и до сего дни не отворени суть. А егда постився Христос над Ерданом, своима очима видел есмь постницу его...»). Существует предположение, что он написал и не дошедшее до нас «хождение», к которому, быть может, восходят два памятника XIV в. – «Сказание о Царьграде» и «Беседа о святынях Царьграда». Свое путешествие В. К. предпринял еще до архиепископства – в противном случае это нашло бы отражение в новгородских летописях, которые буквально каждый год сообщают нечто о деятельности своего владыки.
Избранный архиепископом из священников Косьмодемьянской церкви «в Холопьей улице» и постриженный в «ангельский образ» (в миру его звали Григорием), В. К. в 1331 г. закладывает каменный город «от св. Владимира до св. Богородица, а от Богородица до Бориса и Глеба». В том же году В. К. с большой свитой и вооруженной охраной едет на поставление к митрополиту Феогносту, который был тогда во Владимире Волынском. Это была нелегкая поездка: по пути на Волынь В. К. задержал Гедимин (Литва тогда и позже претендовала на контроль над Новгородом), которому «в таковой тяготе» пришлось дать слово вознаградить его сына Нариманта новгородскими «пригородами». Обратный путь превратился в бегство «меж Литвы и Киева», причем у Чернигова новгородцам пришлось отражать «разбойное» нападение князя Федора Киевского, которому удалось захватить в плен лишь протодиякона В. К.
Летописи сообщают о чрезвычайно активной культурной и градостроительной деятельности В. К. Он заботится о Софийском соборе: обновляет крест на его главе, покрывает собор свинцом (1333), что пришлось делать заново после пожара 1341 г.; возводит вокруг Софии «тын новый», устраивает «двери медяны золочены» у церковного притвора (1336 г.); в 1342 г. приказывает отлить для собора колокола, для чего выписывает мастера из Москвы. В. К. строит и украшает множество церквей: Входоиерусалимскую, «где теремец был» (заложена в 1336 г., освящена в 1337 г., расписана по приказу В. К. артелью Исайи Гречина в 1338–1340 гг.); Благовещенскую на Городище (заложена в 1342, освящена в 1334 г.); Пятницкую (заложена в 1345 г.); Космодемьянскую (заложена в 1345 г.); Спасскую в Ковалеве монастыре (построена в 1345 г.) и др. Не только храмы возводит новгородский архиепископ. В 1333–1334 гг. его иждивением завершен и покрыт каменный город, в следующем году – заложен каменный острог «по оной стороне, от Илии святаго к Павлу святому». В 1338 г. В. К. «своими людьми» и на деньги Софийского дома строит новый мост через Волхов, а три года спустя ставит «терем великий». Видимо, репутация В. К. как градостроителя была очень хорошей: в 1352 г. бояре и посад били ему челом, чтобы он поехал в Орешек устроить там «костры» (т. е. раскаты и башни), что архиепископ успешно и быстро выполнил.
Вообще влияние его в Новгороде было очень велико (об этом свидетельствует хотя бы то, что ему удалось в 1342 г. успокоить «черных людей», поднявших бунт против посадника Федора). В. К. умел ладить с Москвой. Там в 1335 г. он «много чести видел» от Ивана Калиты (с которым, впрочем, не сумел договориться двумя годами раньше); там в 1340 г. он от имени Новгорода заключил с Симеоном Гордым мир «по старым грамотам». В. К. проявил себя стойким борцом за православие и за независимость Руси, когда в 1348 г. король Швеции и Норвегии Магнус Эриксон, нарушив «вечный мир» (кстати, заключенный за девять лет до того «сестричем» В. К. Матвеем), предпринял поход на новгородские земли. Поход, как и планы окатоличения Руси, окончился крахом.
Хотя В. К. не сразу удалось наладить приязненные отношения с Псковом (в 1337 г. псковитяне «суда не дали» приехавшему «на подъезд» владыке, за что и были им прокляты), но в конце концов и этот непокорный «пригород» признал В. К. К нему за помощью послал Псков, когда в 1352 г. там вспыхнула моровая язва. В. К. в сопровождении архимандритов, игуменов, священников тотчас отправляется в Псков, совершает там крестный ход, служит молебны в Троицком соборе и других церквах. Моровая язва не пощадила и В. К. Выехав из Пскова наружно здоровым, он в пути заболел и скончался в Михайловском монастыре на устье реки Узы, притока Шелони. Тело святителя было погребено у св. Софии.
Пребыв новгородским владыкой 21 год, 4 месяца и 2 дня, В. К. снискал на Руси высокий нравственный авторитет. Летописи сообщают, что в 1335 г. «от царя Константина и папы Силвестра» в Новгород был принесен белый клобук (об этом говорит и легендарная «Повесть о белом клобуке»), что в 1346 г. митрополит Феогност в Москве благословил В. К. «крещатыми ризами» (это знаки достоинства, выделяющие новгородских архиепископов среди остальных русских архиереев). Уверенностью в собственном авторитете проникнуто и «Послание о рае», которое, видимо, в 1347 г. В. К. направил тверскому епископу Феодору Доброму.
Впрочем, с Тверью у В. К. были особые и близкие отношения. После тверского погрома (Тверь была наказана за восстание против Шевкала в 1327 г.) великий князь тверской Александр Михайлович нашел убежище в Пскове. Сюда после возвращения из Москвы из неудавшегося посольства о мире к Ивану Калите в 1333 г. приехал В. К. и крестил здесь сына изгнанника Михаила. Восемь лет спустя крестника привезли из Твери в Новгород, чтобы здесь В. К. наставил его в книжном учении. Естественно, что в Твери почитали новгородского архиепископа.
Импульс для написания «Послания» дала тверская «распря... о оном честном раю», т. е. богословский спор о том, существует ли на земле тот материальный рай, который по Библии был создан для Адама и Евы, или же он погиб и есть только рай: «мысленный», идеальный, неземной. В. К. уверен в существовании земного рая и старается убедить в этом (без тени резкости и даже благодушно) тверского собрата. С ортодоксально-православной точки зрения это ересь (так же рассуждают и заведомые еретики, несториане и яковиты), и не случайно официальным историкам церкви «странно читать» это «Послание» (Макарий. История русской церкви. СПб., 1866, т. 5, с. 153–155). В. К. ссылается не только на каноническую, но и на апокрифическую традицию («Книгу Еноха», «Хождение Агапия в рай», «Слово о Макарии Римском»). Он ссылается и на «видоков» новгородцев, которые якобы добирались до ада «на Дышучемь мори» и до рая на востоке. Сходные представления были распространены и на Европейском Севере (напр., у поэта XIII в. Генриха фон дер Нойенштадта). Однако очевидно, что В. К. отражал именно новгородскую, притом народную точку зрения (память об этом сохранилась в насмешливой поговорке «Новгородский рай нашел»; см.: Буслаев Ф. И. Русская христоматия. М., 1888, с. 167). Наивно-реалистическая «народная вера», для которой характерно пристрастие к земной жизни, адаптировала многие языческие представления, в частности о потустороннем мире. Представления В. К. о земном рае и земном же аде сложились под очевидным влиянием языческих представлений, согласно которым на краю света находится «ирий» («вырий»), который «обычно понимается как место, куда змеи и птицы скрываются осенью и откуда они являются весной» (Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей. М., 1982, с. 144–145). «Послание» В. К. наглядно свидетельствует о том, что «единого православия» на Руси в XIV в. не существовало, что были его местные, официальные и «народные» варианты.
Изд.: ПСРЛ, т. 6. СПб., 1853, Прибавл., с. 87–89; ПСРЛ, СПб., 1856, т. 7, с. 212-214.
Лит.: Петров Н. О влиянии западноевропейской литературы на древнерусскую. – Тр. Киев. духовн. акад., 1872, № 4, с. 43–56; Веселовский А. Н. 1) Историко-литературные заметки. – Филол. зап., 1875, № 3, с. 1–7; 2) Разыскания в области русского духовного стиха. XIX. Эпизод о рае и аде в послании новгородского архиепископа Василия. – СОРЯС, 1891, т. 53, № 6, с. 91–104; Артоболевский С. Св. Василий, архиепископ новгородский. – Моск. церк. ведом., 1904, № 46, с. 531–534; № 47, с. 544–546; 1905, № 3, с. 27–30; № 10, с. 111–113, № 15, с. 176–179; № 17–18, с. 201–207; Соколов М. Материалы и заметки по старинной славянской литературе. Вып. 3. УП. Славянская книга Еноха Праведного. – ЧОИДР, 1910, кн. 4, отд. II, с. 121 и след.
А. М. Панченко

Источник: Словарь книжников и книжности Древней Руси. 1987