ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ
(Покровский собор, что на рву) в Москве на Красной площади — выдающийся памятник русского шатрового зодчества. Построен в 1555—1561 гг. Бармой и Постником (по другой версии — одно и то же лицо) в ознаменование присоединения Казанского ханства. В плане представляет собой девять шатров, связанных переходами на общем основании. Десятый шатер возведен над захоронением Василия Блаженного. Свое первое название получил в честь дня Покрова — 1 (14) октября, когда была покорена Казань, второе — в честь московского юродивого Василия Блаженного.
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
ХРАМ ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
на Красной площади – более позднее и распространенное название Покровского собора. Построен в 1555–1561 зодчими Постником и Бармой (по некоторым источникам, это одно и то же лицо). Возведен в память взятия Иваном Грозным Казани. Удивительно нарядное, праздничное сооружение на южной стороне Красной площади, перед Кремлем.
В середине 30‑х годов, когда создавался Генеральный план реконструкции и перепланировки Москвы и архитектурного оформления столицы, руководители Московской большевистской организации Л.М. Каганович и Н.С. Хрущев требовали снесения Храма Василия Блаженного. Они обосновывали это необходимостью решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. И.В. Сталин отверг это предложение и предложил записать в июньском 1935 постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, что «при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города». Тем самым И.В. Сталин отвел угрозу сноса достопримечательного памятника прошлого.
В середине 30‑х годов, когда создавался Генеральный план реконструкции и перепланировки Москвы и архитектурного оформления столицы, руководители Московской большевистской организации Л.М. Каганович и Н.С. Хрущев требовали снесения Храма Василия Блаженного. Они обосновывали это необходимостью решительного упорядочения сети городских улиц и площадей. И.В. Сталин отверг это предложение и предложил записать в июньском 1935 постановлении ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР, что «при определении плана Москвы необходимо исходить из сохранения основ исторически сложившегося города». Тем самым И.В. Сталин отвел угрозу сноса достопримечательного памятника прошлого.
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ
храм Покрова Богородицы что на Рву), выдающийся памятник древнерусской архитектуры. Построен в 1555–61 гг. архитекторами Бармой и Постником. Принятое в народе название возникло после погребения под одним из приделов храма чтимого московского святого (1588). Возведен на месте деревянного Троицкого собора вблизи стен Московского Кремля. Создавался как обетный (обещанный Богу) в память о победе русских войск во главе с царем Иваном Грозным над Казанью (1552). Представляет собой девять башнеобразных отдельных храмов (каждый со своим престолом), возведенных на едином подклете (основании) с открытым гульбищем (галереей) и соединенных между собой переходами. Центральный Покровский храм, увенчанный шатровым куполом, и окружающие его восемь разновеликих церквей-приделов были посвящены девяти дням, на которые пришлись важнейшие события Казанского похода, соответствующим святым и церковным праздникам.
Центральный шатер «собирает» церковки с узорными луковичными главами в единый пирамидальный объем; собор производит впечатление цельного и гармоничного сооружения. Сложная архитектура храма с его четкой соподчиненностью повторяющихся форм продиктовала и принцип декоративного оформления, в котором важную роль играют яркое узорочье и сквозные мотивы. Полукружия нижних арок – пролетов повторяются в многочисленных ярусах кокошников, словно «перебегающих» с одного столпа на другой. Пилястры, карнизы, колонки, круглые окна, «стрелы» и др. декоративные детали создают ощущение подвижности, восхождения ввысь. Собор уподоблен городу с башнями, стенами и церквями. В его архитектурных формах реализована идея райского храма-города, Небесного Иерусалима. В то же время это храм-памятник погибшим под Казанью.
Ныне в здании храма располагается филиал Государственного исторического музея.
Центральный шатер «собирает» церковки с узорными луковичными главами в единый пирамидальный объем; собор производит впечатление цельного и гармоничного сооружения. Сложная архитектура храма с его четкой соподчиненностью повторяющихся форм продиктовала и принцип декоративного оформления, в котором важную роль играют яркое узорочье и сквозные мотивы. Полукружия нижних арок – пролетов повторяются в многочисленных ярусах кокошников, словно «перебегающих» с одного столпа на другой. Пилястры, карнизы, колонки, круглые окна, «стрелы» и др. декоративные детали создают ощущение подвижности, восхождения ввысь. Собор уподоблен городу с башнями, стенами и церквями. В его архитектурных формах реализована идея райского храма-города, Небесного Иерусалима. В то же время это храм-памятник погибшим под Казанью.
Ныне в здании храма располагается филиал Государственного исторического музея.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО ХРАМ
Покровский собор, - построен в Москве в 1555-60 в ознаменование присоединения Казани к Рус гос-ву рус. мастерами Бармой и Постником (в наст время Н. P. Калининым выдвинута гипотеза, что это одно лицо). В. Б. х. представляет композицию из 9 самостоят башен-церквей, поставленных на общем основании - высоком цокольном этаже (подклете), окруженном открытой аркадой. В центре возвышается увенчанная шатром гл. церковь-храм Покрова (отсюда общее название памятника), вокруг которого в виде равносторонней восьмиконечной звезды расположены остальные церкви. Каждая из 9 церквей посвящена определенному событию Казанского похода (см Казанские походы 1545-52). Они отличаются друг от друга разно- образием форм и декоративных деталей. Внеш. окраска стен в соответствии со строит. материалом была красной и белой. В 1588 к сев.-вост. углу собора была пристроена небольшая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, нарушившая композиц. единство осн. постройки (отсюда второе назв храма). Во 2-й пол. 17 в. появилась пестрая окраска наружных стен В. Б. х. занимает особое место в истории рус. иск-ва, он воплощает и объединяет лучшие черты древнего зодчества, является вершиной развития рус. архитектуры 16 в. В 1923 храм был превращен в ист.-архитектурный музей, с 1930 - филиал Ист. музея. Реставраторами восстановлены в первонач. виде значит. часть внутр. помещений и наружных стен подклета, архитектурные формы и декоративное убранство 16-17 вв., выявлен характер наружной окраски собора и декора- тивной росписи интерьера центр. башни в 17 в. Лит.: Белянкин Л. Е., Ист. записки и сведения о Покровском и св. Василия Блаженного соборе..., 2 изд., М., 1867; Кузнецов И. И., О построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, "ЧОИДР", 1896, кн. 1, с. 19-24; его же, Еще новые летописные данные о построении Моск. Покровского (Василия Блаженного) собора, там же, 1896, кн. 2, с. 23-26; Калинин Н. P., Постник Барма - строитель собора Василия Блаженного в Москве и Казанского Кремля, "CA", 1957, No 3; Суслов В. В., Церковь Василия Блаженного в Москве (Покровский собор), М., 1912; Покровский собор (храм Василия Блаженного). Путеводитель по музею, М., 1957. И. Яковлев. Москва.