Вт 8.15; Пс 90.13; Иер 8.17)-змей, страшилище (в оригинале в Пс 90.13 стоит-дракон).
Василиск
василиск
Василиск
мифический чудовищный змей, способный убивать не только ядом, но и взглядом и дыханием. Василиск мог погибнуть, увидев в зеркале свое собственное отражение, от взгляда и крика петуха. В средние века его изображали с головой петуха, туловищем жабы и хвостом змеи.
Источник: Исторический словарь
ВАСИЛИСК
миф. чудовищный змей. По опис. Плиния Старшего В. наделялся сверхъест. способн. убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от к-рого сохла трава и растрескив. скалы. Можно было спастись от В. показав ему зеркало: змей погибал от собств. отражения; смертел. для В. считался также взгляд или крик петуха. Имел гребень в виде диадемы, откуда его назв. — «царь змей». В ср. века верили, что В. выходил из яйца, снесен. петухом и высижен. жабой.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Василиск
В римской мифологии василиск - чудовищный змей, обладавший сверхъестественной способностью убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохла трава и растрескивались скалы. Он имел гребень в виде диадемы, откуда его название - «царь змей». От василиска можно было спастись, показав ему зеркало: змей погибал от собственного отражения. Смертельным для василиска считался также взгляд или крик петуха.
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
(Кондрашов А.П. Легенды и мифы Древней Греции и Рима: Энциклопедический словарь)
Василиск
одна из самых ядовитых змей, встречающихся на Ближнем Востоке. Василиск ползает, почти не изгибая тела, и прячется в песке. Распознать его можно только по торчащим рожкам, после чего становится видно, что тело змеи несколько отличается от окружающего ее грунта. Яйца василиска тоже ядовиты и того, кто случайно съест такое яйцо, ожидает мучительная смерть. В Библии с василиском сравнивается смерть Ахаза, которая на самом деле была не радостью, а бедой для филистимлян. Пророк Исайя пишет: «Из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Книга пророка Исайи, 14, 29). Пророк же Иеремия сравнивает с василиском халдеев, которых по его словам Господь послал для наказания иудеев за их нечестивые дела (Книга пророка Иеремии, 8, 17). Упоминание о василиске есть также и в Псалтири (псалом 90).
Источник: Православная энциклопедия.
ВАСИЛИСК
Пс 90:13; по Евр петсн, шефафон, цефа, цефбиони) — пресмыкающееся, из вида змей, и при том самых ядовитых. Всякий может узнать его по шипению. Он не изгибает тела, когда ползет, а прямо выступает. Отечество его — верхний Египет, но он водится и в Палестине. Яйца василиска также ядовиты и причиняют смерть тому, кто поест их — Василиск обыкновенно скрывается в песке, от которого немного отличается своим бурым цветом, и только по торчащим рожкам делается заметным. При малейшем прикосновении к василиску, он выскакивает и быстро схватывает свою добычу. В Библии с василиском (аспидом) сравнивается смерть Ахаза для Филистимлян, чтобы они не радовались сему, так как, по слову пророка Исаии, из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис 14:29). Езекия действительно прогнал Филистимлян. Точно также высиживанию змеиных яиц уподобляются нечестивые дела Иудеев, которые принесут им большой вред. “Высиживают (они, т.е. Иудеи) змеиные яйца и ткут паутину, говорит пророк Исаия; кто поест яиц их, умрет, а если раздавит, выползет ехидна” (Ис 59:5). Пророк Иеремия с василисками сравнивает Халдеев, посланных Богом для наказания нераскаянных Иудеев за их нечестие (8:17).
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ВАСИЛИСК
4 7 5 - 4 7 6 гг. Василиск (соперничающий император на Востоке, январь 475 —август 476 гг.) был братом Элии Верины, жены императора Льва I. Примерно с 464 г. он стал главнокомандующим (magister militum) во Фракии, где, как говорили, одерживал победы над захватчиками, хотя Верина могла и преувеличивать их важность. Потом, в 468 г., она обеспечила ему пост главнокомандующего штабом и командование крупной экспедицией, организованной совместно Восточной и Западной империями против вандалов. Могущественный германский военачальник Аспар одобрил это назначение, по слухам, потому, что Василиск был слишком глупым, чтобы одержать победу, а Аспар не хотел, чтобы какой-нибудь из проектов Льва I удавался слишком хорошо. Не менее тысячи ста тринадцати судов, как сообщают, отправилось из Константинополя с более чем сотней тысяч человек на борту. Совместная операция началась вполне благополучно, но близ Карфагена Василиск попал в ловушку, устроенную морскими силами вандалов, среди которых были брандеры, разрушившие половину его флота. Добившись временного перевеса на Сицилии, он вернулся в Константинополь, где под покровительством Элии Верины укрылся в храме святой Софии. Потом он ушел в отставку в Геракл ее во Фракии, доведя своим поражением Восточную империю до почти полного уничтожения (см. также Лев I, Антемий). Однако после смерти Льва I в 474 г. непопулярность его исаврийского зятя Зинона дала Василиску еще один большой шанс, когда заговор, устроенный его сестрой, Вериной, помог ему временно занять восточный трон и место Зинона в 475— 476 гг., на которое она прочила собственного кандидата (и любовника) Патрикия; его туг же приговорили к смерти. Монеты, отчеканенные в правление Василиска, доказывают, что он унаследовал необычайно сложную династическую политику. Его жена, Элия Зинония, возвысилась до положения августы, и ее портрет был отчеканен на монетах. Их сын Марк был провозглашен цезарем, и затем августом, в качестве которого его имя появилось на мелких монетах, отчеканенных в Константинополе вместе с портретом его отца (Dominorum Nostrorum BASILISCI ET MARC/ Perpetuorum AVGustorum). Ha другом аурее видны имена двух новых цезарей, Зинона и Льва. Попытки отождествить их с императорами Львом II и Зиноном обречены на неудачу, потому что они названы просто «цезарями»; более того, эти выпуски были надчеканены на монетах Василиска и Марка (которые не притязали на пурпур до самой смерти Льва И). Следовательно, надо предположить, что цезари Зинон и Лев были младшими сыновьями Василиска, получившими этот титул, когда Марк возвысился до положения августа. Тем не менее дела в Константинополе шли не слишком хорошо. Выдающимся событием этого правления был катастрофический пожар, уничтоживший большую часть города. Среди разрушенных зданий оказалась базилика, где император Юлиан основал свою библиотеку, содержавшую сто двадцать тысяч томов. В пламени погибла и уникальная коллекция древней и классической скульптуры, находившаяся во дворце Лавза (названного так по имени дворцового казначея Феодосия II). Василиск был также вовлечен в серьезные религиозные споры. Это случилось потому, что он открыто благоволил к монофиситам, обвиненным в еретичестве. Его Э нц ик ли че ск ое п ис ьм о, в котором он соглашался с их точкой зрения о том, что Христос имеет единственную сущность, расценивалось в ортодоксальных католических кругах как возмутительное. В частности, влияние, оказываемое на императора Тимофеем Элуром, монофиситом-епископом Александрии, глубоко огорчало Акакия, патриарха Константинопольского, который, хоть и сам был человеком умеренных взглядов, чувствовал, что должен протестовать против Э нц ик ли ки Василиск огорчил патриарха еще больше, выведя епархии Азии из-под контроля метрополии. Когда Акакий узнал об этом решении, он появился в храме святой Софии в траурных одеждах. Что касается папы римского, Симплиция, он считал, что императору недопустимо думать, будто он имеет право решать религиозные вопросы. Василиск также приобрел себе врага в лице человека прежде всего поддерживающего, Теодориха Страбона, занимавшего в то время пост главнокомандующего. Это случилось из-за того, что он даровал похожее и равное по значению звание безответственному гуляке по имени Армат, любовнику императрицы Элии Зинонии, известному в народе под прозвищем Пирр («Краснощекий»). Более того, исавр Илл, помогавший Василиску занять трон, решил выступить против него, на что его подвигли многочисленные жалобы на жадность министров императора. Зинон почувствовал, что должен оставить убежище в Исаврии, и вместе с Иллом двинулся к столице. Василиск поспешно отменил свои богословские эдикты, отрекаясь от них в А нт и-Э нц ик ли ке которая должна была примирить патриарха и простонародье. Но подчиненные Армата, посланные навстречу приближавшейся армии, убедили его двигаться в другом направлении, и он разминулся с нею. Зинон беспрепятственно вернулся в Константинополь в августе 476 г. Василиск и его жена и дети, которых он всех сделал августами и цезарями, были сосланы в Кукуз в Каппадокии, где их бросили в пересохший колодец и уморили голодом. Говорили, что он был хорошим солдатом (хотя его неудача в походе против вандалов едва ли оправдывает такую оценку), однако тугодумом и легковером.