ВАТТО

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ВАТТО
watteau) Антуан (1684, Валансьенн – 1721, Ножан-сюр-Марн, близ Парижа), французский живописец и график, представитель стиля рококо. Сын кровельщика. В юности копировал картины фламандских художников. Ок. 1702 г. приехал в Париж, где учился у мастеров декоративной живописи К. Жилло и К. Одрана. Его работы привлекли внимание мецената Ж. де Жюльенна, торговца картинами Ф. Жерсена, банкира и коллекционера Пьера Кроза, в доме которого художник некоторое время жил. В 1717 г. получил звание академика за картину «Паломничество на остров Киферу». В 1719–20 гг. посетил Англию.
Источниками его творчества стали картины П. П. Рубенса, в особенности «Сад Любви», и рисунки венецианских мастеров (Тициана, Веронезе и др.) из коллекции П. Кроза. Ранние работы – сцены в тавернах, изображения военных лагерей, написанные в традициях фламандской живописи («Бивуак», ок. 1710 г.). Щемящей печалью проникнут образ мальчика-савояра («Савояр», 1711). Наиболее полно художническая индивидуальность Ватто проявилась в картинах на темы театра и галантных празднеств. Он пишет изысканных дам и кавалеров, веселящихся на лоне природы, но блеклые тающие краски, дрожащие световые блики делают запечатленные сцены похожими на призрачные миражи. Сквозь нескончаемый праздник проглядывают неожиданная грусть и душевная бесприютность. Кавалеры и дамы «играют» свою жизнь и любовь, как надоевшую пьесу («Затруднительное предложение», 1715–16; «Общество в парке», 1717–18; «Капризница», ок. 1718 г.). Напротив, профессиональные лицедеи, актеры, полны живых, искренних чувств («Актеры французской комедии», 1714–15; «Жиль»; «Мецетен»). Актеры французской комедии в одноименной картине представлены на грани театра и реальности; спектакль закончился, и сквозь комические маски начинают проглядывать истинные лица и яркие характеры. Подлинным шедевром является картина «Жиль». Главный герой в белом костюме Пьеро, персонажа итальянской комедии дель арте, возвышается перед зрителем в полный рост на фоне сине-серого пустого неба. Неподвижное накрашенное лицо клоуна контрастирует с оживлением персонажей, расположенных позади него. Их смех оттеняет невыразимую печаль, застывшую в полных слез глазах Жиля.
Сюжет картины «Паломничество на остров Киферу», заимствованный из балетных и оперных постановок 18 в., представлен как галантное празднество в саду перед статуей Венеры; на дальнем плане видны зыбкие силуэты золотой ладьи и резвящихся амуров. Как и другие произведения Ватто, картина построена не на действии, а на оттенках чувств и настроений. Плавные жесты, неуловимые взгляды перетекают один в другой; ритмическая организация фигур и предметов уподобляет их изысканно красивым арабескам, модным в 18 в.
Живопись Ватто, чарующе прекрасная, как манящая мечта, и столь же зыбкая и ускользающая, стала высшим воплощением рококо; но в то же время она выходит далеко за рамки чисто декоративных устремлений этого стиля. Творивший в эпоху безвременья, духовного кризиса, художник, как никто другой, чутко выразил предчувствие неизбежных перемен, утрату старых идеалов и поиски новых. Ученики Ватто Н. Ланкре и Ж. Б. Патер унаследовали лишь внешние качества живописи мастера.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Ватто
, Жан Антуан (Watteau, Jean Antoine) 1684, Валансьен — 1721, Ножан-сюр-Марн. Французский живописец, рисовальщик и гравер. Ватто принадлежит к числу самых любимых художников в мировой истории искусства. Это не значит, что Ватто был баловнем судьбы, наоборот, он много пережил и перечувствовал, его творчество выдержало довольно длительный период отрицания и забвения. Любовь к нему особенно ценна тем, что заслужена постепенно, подтверждена временем и беспристрастной оценкой требовательных потомков. Нежно любимый друзьями, он был отвергнут в середине XVIII в. официальной художественной критикой за недостаток нравоучительности и героического духа и только сто с лишним лет спустя, благодаря усилиям братьев Гонкур, Бодлера и Верлена, занял подобающее ему место сначала в коллекции Уоллес, затем в Лувре (в 1869 там находилось 8 его картин) и, наконец, в истории искусств. Ватто приехал в Париж в 1702 из северной Франции, из Валансьена, где он, несомненно, испытал влияние фламандцев. С 1703 по 1708 Ватто работает в мастерской Клода Жилло, копирует и пишет сюжеты итальянской комедии. От этого важного этапа творческого формирования художника сохранилось лишь одно бесспорное живописное свидетельство — московская картина "Что я вам сделал, проклятые убийцы?" (ок. 1708, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, где картина называется Сатира на врачей). В ней уже очевидны свойственные Ватто ирония и театральность, но в целом картина еще далека от лучших его полотен, ее отличают темный колорит, бедность пейзажа и скованность персонажей. В следующие годы Ватто пробует себя в разных жанрах, спорная хронология немногих сохранившихся работ этого периода не позволяет сделать определенных выводов об эволюции его интересов, однако его манера становится более свободной, а мазок — более свежим и легким. В картинах угадывается увлечение Рубенсом и венецианцами (Бивуак, Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). В 1710, после короткой поездки в Валансьен, Ватто снова живет в Париже, в столь любимой им атмосфере живописи, музыки и театра. Среди его близких друзей — литератор и редактор Французского Меркурия Антуан де ла Рок, торговцы картинами, рамами и стеклом Жерсен и Сируа, актеры итальянской комедии, поэты и музыканты. Сформировавшийся вне жестко регламентированной академической системы, Ватто спокойно обдумывает и отбирает увлекающие его сюжеты, не заботясь о иерархии жанров, свободно отдается на волю чувства и фантазии. Он не любит работать на заказ, предпочитая свободу замысла и игру воображения. Он пишет пейзажи, маскарады в духе Жилло, портреты итальянских актеров, праздники в парках, заботясь больше о настроении, эмоциональном и живописном богатстве сцены, чем о скрупулезном портретном сходстве или торжественном величии. В 1718 художник представляет в Академию Паломничество на остров Киферу (ныне — Париж, Лувр), его принимают как "живописца галантных праздников", т. е. не слишком выдающегося представителя не слишком уважаемого жанра. Это тем более удивительно, что картина Ватто во многих отношениях необыкновенна, она до сих пор вызывает огромный интерес, попытки новых оригинальных интерпретаций. Трудно сказать, что именно завораживает зрителя в картинах художника, будь то Паломничество на остров Киферу, Общество в парке или Жиль (все — Париж, Лувр): изумительная живопись, трепетная и нежная; тончайшая гамма мимолетных настроений в сочетании с длительными душевными состояниями (лукавая недоверчивость, отрешенная мечтательность, печаль и одиночество среди общего праздника) или виртуозное композиционное мастерство, мастерство режиссера, внезапно остановившего превосходно продуманное действие в важный момент драматического развития взаимоотношений и характеров персонажей. Живописный театр Ватто — совершенно новый художественный мир, совсем не похожий на живопись предшествующей и даже последующей эпох. Далекий от патетики, Ватто также далеко ушел и от сонной тишины голландцев, в его картинах на фоне праздничной красоты костюмов и парков всегда ощущается движение времени, сложное переживание и назревающее действие. Написанная в 1720 Вывеска Жерсена (Берлин, Гос. музеи) — один из шедевров зрелого мастера, ироничного и тонкого наблюдателя, внутренне свободного и как будто не чувствующего пределов живописных возможностей. Зрителю снова представлена сцена из чудесного театра жизни, неисчерпаемо разнообразного, а иногда забавно предсказуемого, волшебно-сказочного и одновременно банального. Здесь замечательно сказалось мастерство Ватто-рисовальщика, неутомимо пополняющего свой необъятный репертуар движений, поз, поворотов и выражений лиц. Рисунки Ватто, выполненные обычно тремя карандашами на тонированной бумаге, выдают в нем сдерживающий поэтическую фантазию обостренный интерес к реальности (Этюды, Париж, Лувр; Женские головки, Париж, собрание Бордо-Гру). Несмотря на очевидное влияние Ватто на французскую живопись, начиная с его современников и друзей Ланкре и Ж.-Б. Патера, у него никогда не было учеников. Художники середины XVIII в. охотно использовали отдельные мотивы и уроки Ватто (например, Буше — в декоративных, Удри — в театральных сюжетах), однако в целом его художественный мир остался вневременным, неповторимым и индивидуальным.
Лит.: Чегодаев А. Д. Ватто. М., 1963; Немилова И. С. Ватто и его произведения в Эрмитаже. Л., 1964; Антуан Ватто / Авт. вступ. ст. Ю. К. Золотов. Л., 1973; Герман М. Ватто. М., 1980; Федотова Е. Д. Ватто. М., 2002; Adhemar H. Watteau, sa vie, son ?uvre. Paris, 1950; Camesasca E. Tout l’?uvre peint de Watteau. Geneve, 1977.
Н. Золотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 9

Читать PDF
316.70 кб

Взаимодействие творчества А. Ватто с наследием Жака Калло и Давида Тенирса младшего

Белова Ю. Н.
В статье рассматриваются аспекты воздействия на творчество А. Ватто произведений Ж. Калло и Д. Тенирса Мл., а также анализируются примеры персонажного и композиционного заимствований. Questions of influence of J. Callot's and D.
Читать PDF
1.71 мб

Пасторальный жанр в творчестве Антуана Ватто

Белова Юлия Николаевна
В статье раскрыты малоизученные аспекты истоков и генезиса пасторального жанра в раннем творчестве Антуана Ватто под влиянием произведений художников Возрождения, XVI и XVII вв.
Читать PDF
421.68 кб

Ранние батальные работы Антуана Ватто

Белова Юлия Николаевна
В статье анализируются аспекты подготовки Ватто к созданию первой ба-тальной картины и приводятся аргументы в поддержку утверждения, что ее воз-никновению предшествовал значительный период подготовки.
Читать PDF
3.06 мб

Театр военных действий Антуана Ватто

Белова Юлия Николаевна
Читать PDF
192.31 кб

Рокайльная каноничность биографии Антуана Ватто

Кукарцева Инна
Читать PDF
0.00 байт

От пасторали Ватто к «Идиллии» Гейнсборо

Белова Юлия Николаевна
Статья посвящена эволюции пасторали в творчестве Антуана Ватто (пейзажи и галантные празднества) и Томаса Гейнсборо (пейзажи), которая привела к возникновению новой формулы национального пейзажа.
Читать PDF
4.37 мб

МАСКАРАДЫ ЖАНА АНТУАНА ВАТТО

Щербакова Наталья Вадимовна
В публикуемой статье автор пытается определить место и значение театральной маски, в частности масок итальянской народной комедии, в различных сферах жизни и быта французского общества конца XVII–начала XVIII вв.
Читать PDF
0.00 байт

«Жемчужная шутка Ватто» как отражение эстетических взглядов Б. Л. Пастернака

Прохоров М. В.
Анализируется преломление эстетических взглядов Б.Л. Пастернака в стихотворении «Любимая жуть! Когда любит поэт…» из книги «Сестра моя жизнь». Мировоззрение поэта раскрывается через образ лирического героя, романтического по типу.
Читать PDF
5.93 мб

Ватто и Прево: эффекты зеркальности в литературе и искусстве

Белова Ю. Н.
The article focuses on the comparison of trends in the fine arts and literature of XVIII century France as exemplified by Watteau's works.

Похожие термины:

  • АНТУАН ВАТТО

    1684–1721) Знаменитые братья Гонкуры писали о художнике в 1856 году: «Ватто – великий поэт восемнадцатого века. Шедевры мечты и поэзии, сотворенные его разумом, до краев заполнены необыкновенным жизнен