Вавилонская башня

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Вавилонская башня
устоявшееся название башни, которую построили люди на сто первом году после потопа в земле Сеннаар (на равнинном берегу реки Евфрат, примерно в 50 км от Персидского залива) для возвеличения своего имени (Быт 11.1-9) (в Библии-башня). На месте этой башни (в нескольких километрах к юго-западу от небольшого арабского городка Гила или Гиллах) теперь находится холм высотой около 70м с остатками башни наверху высотой около 12м.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
свящ. башня (зиккурат) в честь бога-покровит. Вавилона Мардука, вавилонцы назыв. его Этеменанки. История стр-ва В. б. относится ко 2-ому тыс. до н.э., окончат. вид она приняла в 6 в. до н.э. Греки считали В. б. одним из чудес света. Башня представ-ляла собой массивное кирпич. сооруж. семи ступеней (дл. стен — 92 м, высота — 91 м); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, наход. маленькое святилище, в к-ром будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес начавшую разрушаться В. б., т.к. планировал построить вместо нее гл. святилище империи.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Вавилонская башня
ее строительство начали потомки Ноя в Сеннаарской долине. Хамово племя, опасаясь рассеяния и рабства, решило противостоять Божественному провидению. Собрав другие племена, оно начало строительство города в Сеннаарской долине, при котором решили возвести башню. Ее высота доходила бы «до небес», она могла бы стать центром всех племен и знаком их равенства. Так как в долине не было камней, строители изготавливали из глины кирпичи, обжигали их и скрепляли известковым раствором. Однако Господь смешал языки строящих так, что они перестали понимать друг друга. С той поры город стали звать Вавилоном, то есть смешением.

Источник: Православная энциклопедия.

Вавилонская башня
в Библии предание, приуроченное к началу истории человечества (после потопа), когда строили город и башню до небес (первое большое строительство людей). Если город строили оседлые жители, умевшие обжигать кирпич, то башню - кочевники с Востока; если город строился для обитания людей и ради вечной славы, то башня - для ориентира, чтобы не рассеяться. В преданиях - Бог нарушил намерения людей: градостроители перестали понимать друг друга, и строительство прекратилось, а воздвигавшие башню были, вопреки их цели, рассеяны. Археологические раскопки подтвердили, что предания о Вавилонской башне имеют историческую основу, в них нашло отражение строительство в Вавилоне зиккуратов - гигантских зданий ритуально-храмового значения.

Источник: Исторический словарь

Вавилонская башня
священная башня (зик курат) в честь бога-покровителя Вавилона Мардука. вавилонцы называли его Этеменанки История строительства В. б. относится ко 2-му гыс. до н. э , окончательный вид она приняла в 6 в до н. э., в период правления Навуходоносора II: греки считали В. б. одним из чудес света. Согласно Библии (Бытие, гл. 11), возведение и разрушение башни тесно связа но со смешением языков разных народов. Описания Геродота и археологич. находки (Р. Кольдевея и других) помогли получить преде гавление об этом сооружении. Башня представляла собой массивное кирпичное сооружение семи ступеней (дл. стен составляла 92 м, выс. — 91 м); на самом верхнем ярусе, куда можно было попасть по лестнице, находилось маленькое святилище, в котором будто бы жил бог Мардук. Александр Македонский снес уже начавшую разрушаться В. б., т. к. планировал построить вместо нее гл. святилище империи.

Источник: Словарь античности. 1989

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
смешение; Быт 11:4-9) — была построена потомками Ноя в долине Сеннаарской. Племя Хамово, из опасения угрожающего ему рассеяния и рабства (Быт 9:25-27), вознамерилось воспрепятствовать исполнению Божественного определения и в союзе с другими племенами начало строить большой город на долине Сеннаарской, а при нем высокую башню, которая могла бы служить центром всех племен и в то же время знаком их равенства. По недостатку на долине Сеннаарской камней, строители делали из глины и обжигали кирпичи, вместо же извести употребляли земляную смолу. Господь смешал язык их, так что они, будучи не в состоянии понимать один другого, должны были прекратить свое безумное предприятие и разойтись по разным странам, отчего произошли разные народы, говорящие разными языками. Город прозван Вавилоном, т.е. смешением. Высота и объем башни, по первоначальным дошедшим до нас рисункам, были по истине громадны. Хронологи вычисляют, что потомки Ноя должны были употребить три года только на одно собрание материалов и не менее двадцати двух лет на постройку самой башни. По одному древнему преданию, кирпичи или, как вернее можно назвать их, плиты, употребленные для постройки башни имели каждая по 20-ти англ. фут. в длину, 15-ти в ширину и 7-ми в толщину.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ
важнейший эпизод из рассказа о древнейшем человечестве в книге Бытие (см. Быт. 11, 1-9). Согласно библейскому повествованию, потомки Ноя говорили на одном языке и поселились в долине Сеннаар. Здесь они начали строительство города и башни, «высотою до небес», сделаем себе имя, – говорили они, – прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11, 4). Однако строительство было пресечено Господом, Kоторый «смешал языки». Люди, переставшие понимать друг друга, прекратили строительство и расселились по земле (см. Быт. 11, 8). Город получил название «Вавилон». По преданию, строительством Вавилонской башни руководил потомок Хама Нимрод. Библейское повествование о Вавилонской башне дает символическое объяснение причины появления разнообразия языков мира, которое может быть соотнесено и с современным пониманием развития языков человечества. Исследования в области исторического языкознания позволяют сделать заключение о существовании единого праязыка, условно названного «ностратическим», из него вычленились другие языки. Kроме того, рассказ о Вавилонской башне является важным указанием на библейское понимание человека и исторического процесса и, в частности, на вторичность для человеческой сущности разделения на расы и народы.
В христианской традиции Вавилонская башня – символ, во-первых, гордыни людей, считающих возможным своими силами достичь неба и имеющих в качестве главной цели «сделать себе имя», и, во-вторых, неизбежности наказания за это и тщеты человеческого разума, не освященного Божественной благодатью. В даре сошествия Святого Духа в день Пятидесятницы рассеянное человечество получает некогда утраченную способность полного взаимопонимания. Таким образом, антитезу Вавилонской башне представляет чудо основания Церкви, которая соединяет народы Духом Святым (см. Деян. 2, 4-6). Вавилонская башня также является прообразом современной технократии с ее тоталитарной идеологией и тираническим отношением к человеку.
На образ Вавилонской башни, несомненно, наложила отпечаток месопотамская традиция храмового строительства. Храмы Месопотамии (зиккураты) представляли собой ступенчатые сооружения, на верхней террасе находилось святилище божества. Священное Писание точно передает реалии именно месопотамского храмового строительства. Во время активного археологического изучения Древней Месопотамии было сделано множество попыток найти прообраз Вавилонской башни, наиболее обоснованным можно считать предположение о вавилонском храме Мардука, который имел название «основание неба и земли».

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Найдено научных статей по теме — 4

Читать PDF
435.57 кб

«Вавилонская башня» Сергея Песецкого: поэтика жанра

Мяновска Иоанна , Нефагина Галина Львовна
Рассматривается жанровая поэтика романов польского писателя белорусского происхождения С. Песецкого.
Читать PDF
120.56 кб

Гётшель Р. Вавилонская башня в комментарии Бахьи бен Ашера (XIII В. )

Goetschel R. La tour de Babel dans le commentaire de Bahya ben Asher (XIII siecle) // Rev. d'histoire et philosophie religieuses. P., Strasbourg, 2001. A.81, N1. P. 3-12. Автор реферата А.Б. Каплан
Читать PDF
422.83 кб

Вавилонская башня - метафора о «Семиотическом аттракторе» динамики Hi-Tech

Мелик-Гайказян Ирина Вигеновна
Постнеклассическая научная картина мира (В.С.
Читать PDF
1.05 мб

"ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ И ДРУГИЕ ДРЕВНИЕ ЛЕГЕНДЫ" ПОД РЕДАКЦИЕЙ К.И.ЧУКОВСКОГО: ИСТОРИЯ ИЗДАНИЯ

Симонова Ольга Алексеевна
В статье на основе архивных материалов восстанавливается история работы над изданием пересказа библейских преданий под ред. К. И. Чуковского.