Вавилонское искусство

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

Вавилонское искусство

К концу III —началу II тысячелетия до н.э. культура Ближнего Востока вышла из рамок территориальной замкнутости, и развитие культур II тысячелетия проходит под знаком более тесных контактов, связен, взаимовлияний. Искусство Ближнего Востока, представленное многолико и разнообразно, позволяет при уровне наших современных знаний выделить три большие территориально-культурные зоны, которые определяют направление и развитие искусства в эту эпоху: 1) зона вавилоно-эламской культуры, где преобладали традиции, созданные шумерской цивилизацией и которая в значительной мере несет черты городской культуры; 2) хетто-хурритский ареал, чью культуру с определенными оговорками можно назвать «культурой горных пародов». Она соединяет местные традиции, на которых лежит отпечаток родового строя с его замкнутостью и консерватизмом с общей для этого времени тенденцией заимствовать у соседей (нередко возникает соотношение центра и провинции). Здесь именно создается монументальный каменный рельеф для украшения ворот и внешней облицовки зданий; 3) ареал сиро-финикийско-палестинских культур, которые своей «международностью» и эклектичностью, пожалуй, более всего выразили дух эпохи. Здесь мы вынуждены ограничиться кратким обзором особенностей искусства вавилоно-эламского ареала.
Об изобразительном искусстве собственно Вавилонского государства известно очень немного: определенную роль здесь сыграло неоднократное разрушение Вавилона, подъем подпочвенных вод, плохая сохранность меди и бронзы в земле Месопотамии, недостаточность археологических исследований. Даже то немногое, что дошло до нас, происходит не из самой Вавилонии, а из тех мест, куда эти памятники были увезены победителями или попали каким-то иным образом. Так, знаменитая стола царя Хаммурапи с высеченными на ней законами и изображением царя перед божеством была найдена в Сузах (Элам). По ней, а также по группе близких к этому изображению сцен на цилиндрических печатях можно судить, насколько прочно вошел в официальное вавилонское искусство канон III династии Ура. Стела Хаммурапи производит впечатление подражания шумерской стеле царя Ур-Намму, но выполнена она гораздо менее тщательно (правда, из более твердого материала) и не столь композиционно богата, как последняя. Та же небрежность ощущается во многих глиняных статуэтках личных божеств и гениев-хранителей дома, представляющих собою образцы массового производства.
Но есть и другая линия в старовавилонском искусстве, представленная группами печатей, явно продолжающая аккадские традиции в тематике и композиции сцен, а также небольшими терракотовыми рельефами, найденными в вавилонских домах, и особенно на городище около Ура, скрывающем древний поселок керамистов. Среди сотен грубых идольчиков выделяются рельефные сцепки, видимо тоже связанные с культом; однако композиции производят впечатление живых бытовых сцен, зарисовок с натуры: кулачные бои, мальчик-погонщик верхом на буйволе, скоморох с бубном, странствующий музыкант с обезьянкой на плече. Организация пространственной плоскости свободная, позы живы и динамичны, в трактовке фигур со стройными, легкими пропорциями ощущается следование аккадским традициям. Рельефы выполнены в тонкой, еле заметной моделировке, и их неуловимое изящество часто почти полностью пропадает в воспроизведениях.
Монументальная вавилонская скульптура II—I тысячелетий до н.э. также известна нам довольно плохо. Культовые статуи — судя по описаниям, покрытые золотом, слоновой костью, инкрустированные полудрагоценными цветными камнями — до нас не дошли (сохранилось несколько терракотовых и каменных изображений для домашнего культа или уличных часовен, довольно грубых). Лучшее представление об облике культовой скульптуры первой половины II тысячелетия до н.э. может дать статуя богини Иштар, стоявшая во дворце Мари,— монументальное, тяжеловатое изваяние, размером превышающее человеческий рост. В руках богиня держала сосуд, выдолбленный насквозь. Через дно сосуда канал проходил внутрь статуи и сквозь стену. Сама фигура, стоявшая у стены, соединялась таким образом с каналом, шедшим за стеной. Видимо, эта статуя играла важную роль в ритуальных празднествах, связанных с обеспечением плодородия: в нужный момент можно было пустить воду по внутреннему каналу, и она фонтаном била из сосуда. Это одно из ранних органических соединений скульптуры и архитектуры как в декоративном, так и в конструктивном отношении.
Аккадские и вавилонские традиции прослеживаются и в эламской скульптуре II тысячелетия до н.э., примером чему могут служить так называемая «голова эламского царя» из Хамадана (середина II тысячелетия до н.э.) и серебряные и электровые фигурки адорантов примерно того же времени.
В дошедших до нас памятниках архитектуры мы наблюдаем мало изменений по сравнению с шумерским временем. Царский дворец в Мари—целый комплекс многочисленных внутренних дворов и сотен комнат — практически представлял собою разросшийся жилой дом. Парадное и праздничное впечатление создавали ему росписи — входы, приемные залы были покрыты изображениями культового и светского характера в красновато-коричневой и черно-белой гамме с удачным введением кое-где голубого и зеленого цвета. В ряде сцен, возможно, ощутимо влияние египетского искусства. Из других построек этого периода известен пятиярусный зиккурат в Дур-Унташе, одном из центров Элама (ныне Чога-Замбиль), а также касситский храм царя Караиндаша в Уруке. В этом небольшом храме отсутствует внутренний двор — обязательная традиционная принадлежность построек Двуречья,— и скульптура очень удачно введена во внешнее оформление стен, что, возможно, объясняется заимствованием из Элама.

Источник: История Древнего мира, том 1. Ранняя Древность. 1983

ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
под этим назв. обычно понимается иск-во не только времени господства г. Вавилона (нач. 2-го тыс. до н.э.), но и предшеств. периода (4 — 3-е тыс. до н.э.), когда древнейш. культурн. очагами на юге Месопотамии были шумеро-аккад. госуд. Древнейшие дошедшие до нас памятники иск-ва юга Месопотамии восходят к нач. 4-го тыс. до н.э. (глиняные статуэт-ки, расписные сосуды); подъем иск-ва начин. в кон. 4-го тыс. до н. э. (культура «Джемдет-Наср»). В иск-ве Шумера ведущую роль играла архитектура. Основной строит. материал — сырцовый, реже обожен. кирпич. Здания возводились на иск-венной насыпи в целях изолирования их от влажной почвы. Это стало хар-рным строит. приемом и для архитектуры Передней Азии последующ. времени. Покрытия — чаще плоские, однако употреблялся и свод. Здания обычно имели прямоугол. план. Основной частью жилища в Шумере был открытый внутр. двор, вокруг к-рого группиров. закрытые помещения. Такая планировка лежала в основе почти всех сооруж. юга Месопотамии. Образцом монументал. зодчества Шумера периода становл. рабовлад. строя может служить храм в Эль-Обейде, посвящ. богине плодородия Нинхурсаг. В архитектуре храма были использов. колонны, инкрустиров. цветным камнем и перламутром. Стены террасы и святилища были расчленены вертикал. прямоугол. выступами. В оформл. здания, кроме инкрустации стен, были использованы дерев., покрытая чеканными медными листами, скульптура (статуи быков, рельефы) и мозаич. фризы из перламутра и шифера (сцены дойки коров, изготовл. масла и др.). Мозаика, заменявшая в иск-ве Шумера живопись, и скульптура из меди органич. сочетались с архитектурой храма. Терр. храма была отделена от города мощной, овальной в плане, стеной. Дворцы также защищались крепостн. стенами от внеш. врагов и от города (дворец в Кише). В ранний период шумерск. иск-ва (кон. 4 — нач. 3-го тыс. до н.э.) была распростр. мелкая культовая скульптура гл. обр. из камня и бронзы. В отличавш. условностью и тяжеловесностью произв. скульптуры Шумера, вероятно, подчерк. этнич. черты: преобладали приземистые фигуры и лица с хар-рными, резко очерч. носами и большими глазами. В скульптуре сев. части страны преобладали более вытянутые пропорции (статуи из Тель-Асмара). Лучшим образцом иск-ва Шумера сер. 3-го тыс. до н.э. явл. победная стела правителя г. Лагаша Эаннатума, т.н. «Стела коршунов». Изображ. стелы отлич. отсутствием единой композиции (отдельные, часто разновремен. эпизоды развертываются в горизонтал. линиях «ярусов» и почти «читаются», как текст). Фигуры бога или царя выделяются большим масштабом. Фигуры в рельефе статичны; обычно голова и ноги повернуты в профиль, в то время как глаза и плечи трактованы в фас. Большое значение в иск-ве Шумера имело худож. ремесло, достигшее высокого уровня развития, в частн. в золотых изделиях, о чем свидет. погребал. инвентарь так назыв. царских гробниц (Ур, первая пол. 3-го тыс. до н.э.): золотой шлем царя Мескаламдуга тончайшей работы, золотая диадема царицы Шубад и отличающ. большой живостью исполнения голова быка (золото и лазурит), вероятно, украшавшая арфу. Из памятников иск-ва мо-заики лучшими явл. две дерев. пластинки, получившие услов. назв. «штандарта». Они инкрустированы лазуритом (фон) и кусочками раковин (фигуры). В линейной композиции из яруса в ярус здесь повеств. о битвах и триумфе победителей. Типич. для иск-ва Шумера тематика изображ. связана с прославл. воен. деятельности правителей мелких разрозн. госуд. Вавилонии, беспрерывно воевавших между собой за захват плодородных, орошаемых земель и установл. политич. гегемонии. От времени объед. страны под властью династии Аккада (24 — 23 вв. до н.э.) сохран. лишь немногочисл. памятники. Это время было ознаменов. ожесточ. борьбой за единство госуд., по-видимому, всколыхнувшей широкие нар. массы. Иск-во аккад. периода отлич. стремлением к более правдивой передаче явлений реальн. мира. Лучшим произв. исква Аккада, отмеч. чертами яркого своеобразия, явл. победная стела царя Нарамсина, повеств. о победе над горными жителями. Новым и основным стилевым отличием данной стелы явл. единство и ясность композиции. Удачно использовав прием диагонал. построения, художник показыв. восхожд. войска на гору. В изображ. вводится пейзаж. Особенно хороша трактовка человеч. фигур, отличающ. удлинен. пропорциями, в частн. фигуры Нарамсина: короткая туника оставляет обнажен. свободно переданное мускулистое тело. К числу лучших произв. этого периода относится медная голова, найден. в Ниневии, отличающ. острой выразительн. и свидет. о стремлении художника к индивидуализации образа. В 23 — 22 вв. до н.э. шумеро-аккад. госуд. подверглись завоев. горными народами гутиями. Однако в г. Лагаше, сумевшем сохран. крупное политич. значение, продолжалось развитие шумеро-аккад. иск-ва. Правитель г. Лагаша — Гудеа прославился как строитель, о чем, в частн., свидет. памятники письменности, а также статуя Гудеа, изображ. его с планом дворца или города на коленях. От этого времени, наряду с мелкой пластикой, дошли и произв. монументал. скульптуры. Лучшие из них изображ. Гудеа. Большинство статуй было посвящ. божеству и установл. в храмах, где им поклонялись наравне с богами; этим в значит. мере объясн. известная условность и статичность данных произв. Статуи Гудеа хар-ризуются индивидуализацией образа, пластичностью передачи формы и мастерством обработки камня. Традиции иск-ва времени Гудеа получили свое дальнейшее развитие в иск-ве времени III династии Ура (22 — 21 вв. до н.э.). Однако наиболее многочисл. памятники этого пе-риода, цилиндры-печати, показыв., как в связи с оформле-нием деспотич. монархии и созданием строгой бюрократич. иерархии вырабатыв. общеобязат. худож. канон. В стандарт. композициях повторяется один и тот же мотив — поклонение божеству. Облик шумерск. города периода развития рабовлад. деспотии раскрыли раскопки Ура, бывшего в кон. 3-го тыс. до н.э. густо заселен. столицей госуд. Его центр занимала крепость, где были сосредоточ. дворец, гл. храмы, офиц. здания; вокруг располагался сам город, защищен. стенами и валом. Особо интересен доминировавший над городом зиккурат в Уре — башнеобраз. строение, лишенное внутр. помещений и явл. в представл. шумерийцев жилищем божества. Он имел прямоугол. план и состоял из четырех последоват. уменьшающ., окрашен. в черный, красный, белый цвета башен, возвышавш. одна над другой. Верхняя, облицован. голубым глазурован. кирпичом, явл. святилищем и, возможно, обсерваторией. 2-е тыс. до н.э. знаменуется возвышением г. Вавилона. Среди памятников иск-ва, сохранивш. от этого времени, наиболее значит. явл. рельеф, венчающий столб со сводом законов царя Хаммурапи (1792 — 1750 до н.э.), изображ. царя в молитвен. позе перед сидящим богом солнца и правосудия — Шамашем. Этот памятник, связ. с традициями иск-ва времени III династии Ура, отличается торжествен. и каноничн. композиции. Единств. сохран. памятником вавилонской стенной живописи явл. росписи этого времени из дворца в Мари с изображ. сбора фиников и т.д. С сер. 18 в. до н.э. Вавилония завоев. касситами. Наиболее хар-рными памятниками иск-ва этого периода явл. релье-фы, нанесен. на межевых камнях — кудурру. Новый подъем иск-ва Вавилона наступает лишь в 7 в. до н.э., когда восстанавл. его независим. и он снова становится центром обширн. госуд. (Ново-Вавилонское царство). Своим богатством и размерами Вавилон превосходил все предшествов. ему столицы Передней Азии. Расцвет строит. деятельности относится ко времени Навуходоносора II (604 — 561 до н.э.). В результате раскопок был выяснен план города с прямыми дорогами процессий, пересекающ. беспорядоч. застройку жилых кварталов, были открыты тройные стены города с остатками башен и крепост. рвов, три дворца Навуходоносора, часть внутр. стен к-рых была облицована глазуров. кирпичом с цветным растит. узором по синему фону, а также остатки сооруж. (своды подвал. этажа) для знаменитых «висячих садов». Был открыт гл. храм Вавилона — «Эсагила» и его прославл. зиккурат «Этеменанки», состоявший из 7 башен-ярусов, самый знаменитый зиккурат древности, заново постр. в нач. 7 в. до н.э. ассир. зодчим Арадаххешу. Были обнаружены также т.н. Ворота Иштар, через к-рые религ. процессии попадали в город, и стены, окаймлявшие «свящ. дорогу» процессий, — одну из гл. улиц города. Стены были облицованы яркими глазуров. кирпичами и украшены рельефными изображ. львов, диких быков и фантастич. существ (желтые и белые изображ. на голубом фоне). Это иск-во оформл. зданий глазуров. кирпичами, сочетающее монументал. и декоратив. начала, оказало большое воздействие на более позднее вост. иск-во. Значит. отраслью В. и. явл. резные цилиндры-печати — знаки собственности, игравшие также роль амулетов и талисманов. Это обусловило в основном религ.-миф. тематику их изображ. Излюбл. материалом были гематит, сердолик, халцедон и др. полудрагоц. камни. Изображ. на печатях стилистич. близки к памятникам монументал. иск-ва и иногда превосходят их по совершенству исполн. Достигшие высок. уровня произв. худож. ремесла и, в частн., ткацк. произ-ва продолжали пользов. широкой извест-ностью и после потери Вавилоном самостоят.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998