, Виктор (Vasarely, Victor) 1908, Печ — 1997, Париж. Французский художник венгерского происхождения. Учился в Будапеште, в Академии живописи (1927) и в школе "Мюхей" ("Мастерская", 1928—1929). Прибыл в Париж в 1930. Первоначально работал в области печатной графики. В серии Зебры (1938—1943) черно-белые контрасты, рассекающие изображение, порождают игру зрительно перестраивающихся конфигураций. Опыты схематизации объекта, его разложения на дискретные знаки продолжались до 1947, когда художник, придя к заключению о наличии в природе "внутренней геометрии", обратился к абстракции. В его живописи 1950-х черно-белые паттерны (круги, квадраты, ромбы, пятиугольники), встроенные в решетчатую структуру, рождают иллюзии вспышек, скачкообразных перемещений, мерцаний, упругих толчков (Кандагар, 1951, Нью-Йорк, Музей С. Гуггенхейма; Миндоро II, 1954—1956, Париж, Нац. музей современного искусства; Эридан III, 1956, Детройт, Институт искусств; Сверхновые, 1959— 1961, Лондон, галерея Тейт; Ондо, 1960, Нью-Йорк, Музей современного искусства). Мастерство, с которым Вазарели вызывает ослепительные оптические вибрации, определило его ведущую роль в направлении оп-арта. В 1955 опубликовал "Желтый манифест", где обосновывал принципы кинетического искусства. С 1960 пластический алфавит Вазарели обогатился цветом. Контрастные цвета также создают иллюзию колебания поверхности (Туркез-III, 1965, Амстердам, Музей Стеделийк; Зет, 1966, Монреаль, Музей современного искусства; Калота МС, 1967, Кельн, Музей Людвига). Комбинаторика Вазарели опирается на базисные, типовые свойства восприятия, не зависящие от индивидуальных особенностей зрителя. Стремясь к массовости, общедоступности искусства, Вазарели создавал мультипли — произведения, тиражируемые промышленным способом. В книге Город пластики (Plasti-cite, 1970) выступил как сторонник социально ориентированного искусства, интегрированного в урбанистической среде. Создал ряд работ монументального плана (кинетическая скульптура, керамика) в Каракасе, Эссене, Монпелье, Париже, Иерусалиме, Монреале, Брюсселе.
Лит.: Vasarely V. Plasti-cite. L’?uvre plastique dans notre vie quotidienne. Paris, 1970; Joray M. Vasarely. 3 vol. Neuchatel, 1965—1974; Diel G. Vasarely. Paris, 1976.
В. Крючкова
0.00 байт
ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАБОТАХ ВИКТОРА ВАЗАРЕЛИ ПО ДИЗАЙНУ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
Статья рассматривает неординарные произведения французского художника Виктора Вазарели, в которой развивается мысль о влиянии творчества основателя направления «оп-арта» второй половины XX в.