декоративная роспись керамических сосудов, выполняемая специальными красками и закрепляемая обжигом готовых изделий. Вазопись является самым древним видом декоративного искусства, известного с эпохи неолита. Она достигла высокого развития в странах Древнего Востока, в античном мире, В Иране, Китае и др. странах. Однако искусством вазо-пись стала в Древней Греции, где роспись сосудов гар-монировала с их объемной формой, отличалась четкой тектоникой, богатством ритма, декоративным изяществом и стилевым разнообразием. Геометрический стиль создал замечательные образцы линейного узора, отличавшегося строгой упорядоченностью компози-ции, четкостью мотивов, расположенных параллельными рядами. Чернофигурный стиль отличался цветовыми контрастами и яркой образностью композиций. Краснофигурный стиль значительно расширил сю-
жетную основу изображений, усложнил их содержание обращением к лирическим и драматическим сценам.
ВАЗОПИСЬ
ВАЗОПИСЬ
ВАЗОПИСЬ
роспись керамических сосудов. Самые ранние образцы относятся к эпохе энеолита (3–2-е тыс. до н. э.) Узоры в виде волнистых линий и простейших геометрических фигур служили не только украшениями, но и магическими знаками, отпугивавшими злые силы. Высочайшего расцвета вазопись достигла в крито-микенском искусстве. Заимствованные у природы формы ваз стиля «камарес» (в виде птицы, раковины, медузы; 20–18 вв. до н. э.) искусно подчеркивались орнаментами с морскими и растительными мотивами, свободно покрывавшими весь сосуд. Гибкие белые и красные линии ярко выделялись на фоне блестящей темной обмазки. Критские мастера кон. 17–16 в. до н. э. обыгрывали природный цвет глины, нанося изображения темными красками поверх светло-оранжевого фона. Так, в знаменитой фляге с осьминогом морское чудовище словно оплетает щупальцами весь сосуд. Росписи ваз «дворцового стиля» (15 в. до н. э.) строже по композиции; живые природные формы в орнаментах превращаются в геометризованные. В вазописи микенской Греции (14–12 вв. до н. э.) росписи становятся еще более сухими и схематичными.
Особое совершенство отличает древнегреческую вазопись. Сосуды геометрического стиля (9–8 вв. до н. э.) покрывали орнаментом в виде строго чередующихся горизонтальных полос, заполненных простейшими фигурами и меандром (спираль с резко изломанными углами). Некоторые вазы были огромного размера и служили надгробными памятниками (Дипилонская амфора, 8 в. до н. э.). В ярких и красочных росписях «коврового стиля» (7 в. до н. э.) цветы и фигуры животных сплетались в причудливый узор. В 6 в. до н. э. в вазописи господствовал чернофигурный стиль: фигуры и предметы наносились блестящей густой краской (черным лаком) на оранжевый фон глины; черты лица, складки одежды процарапывались. Темные, плоские силуэты подчеркивали выпуклую форму вазы. Отточенность контурных линий, плавный музыкальной ритм отличают росписи мастеров Клития, Экзекия и др.
Ок. 530 г. до н. э. чернофигурная вазопись сменяется краснофигурной: силуэты фигур обводили темным контуром и оставляли незакрашенными, а фон заливался черным лаком. Новая техника позволила более подробно прорисовывать детали, передавать объемы с помощью внутренних линий, наносившихся тонкой кистью (мастера Евфроний, Евфимид, Дурис, Бриг и др.). Греческая вазопись оказала огромное влияние на западноевропейское и русское искусство; типы античных ваз и мотивы их росписей повторялись и варьировались на протяжении многих веков, особенно в эпоху классицизма. Подглазурные росписи (красочные изображения, нанесенные на поверхность сосудов, покрывались специальным лаком и обжигались в печи, что придавало им прочность и переливчатый блеск) впервые появились, вероятно, в Древнем Китае (2-е тыс. до н. э.). Изобретение фарфора (1-е тыс. до н. э.) позволило украшать посуду тончайшими узорами и целыми живописными «картинами». Китайская посуда пользовалась популярностью в Европе и России, породив в эпоху рококо волну подражаний. Глазурованная посуда изготавливалась в западноевропейских странах (с 8 в.), в Византии (с 9 в.), на Руси (с 10 в.). С 18 в. расписную посуду производят в основном на государственных и частных фарфоровых заводах; продолжают создаваться и изделия народных промыслов (Гжель).
Особое совершенство отличает древнегреческую вазопись. Сосуды геометрического стиля (9–8 вв. до н. э.) покрывали орнаментом в виде строго чередующихся горизонтальных полос, заполненных простейшими фигурами и меандром (спираль с резко изломанными углами). Некоторые вазы были огромного размера и служили надгробными памятниками (Дипилонская амфора, 8 в. до н. э.). В ярких и красочных росписях «коврового стиля» (7 в. до н. э.) цветы и фигуры животных сплетались в причудливый узор. В 6 в. до н. э. в вазописи господствовал чернофигурный стиль: фигуры и предметы наносились блестящей густой краской (черным лаком) на оранжевый фон глины; черты лица, складки одежды процарапывались. Темные, плоские силуэты подчеркивали выпуклую форму вазы. Отточенность контурных линий, плавный музыкальной ритм отличают росписи мастеров Клития, Экзекия и др.
Ок. 530 г. до н. э. чернофигурная вазопись сменяется краснофигурной: силуэты фигур обводили темным контуром и оставляли незакрашенными, а фон заливался черным лаком. Новая техника позволила более подробно прорисовывать детали, передавать объемы с помощью внутренних линий, наносившихся тонкой кистью (мастера Евфроний, Евфимид, Дурис, Бриг и др.). Греческая вазопись оказала огромное влияние на западноевропейское и русское искусство; типы античных ваз и мотивы их росписей повторялись и варьировались на протяжении многих веков, особенно в эпоху классицизма. Подглазурные росписи (красочные изображения, нанесенные на поверхность сосудов, покрывались специальным лаком и обжигались в печи, что придавало им прочность и переливчатый блеск) впервые появились, вероятно, в Древнем Китае (2-е тыс. до н. э.). Изобретение фарфора (1-е тыс. до н. э.) позволило украшать посуду тончайшими узорами и целыми живописными «картинами». Китайская посуда пользовалась популярностью в Европе и России, породив в эпоху рококо волну подражаний. Глазурованная посуда изготавливалась в западноевропейских странах (с 8 в.), в Византии (с 9 в.), на Руси (с 10 в.). С 18 в. расписную посуду производят в основном на государственных и частных фарфоровых заводах; продолжают создаваться и изделия народных промыслов (Гжель).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Вазопись
разновидность изобр. иск-ва, самые ранние образцы к-рого в Др. Греции относятся к IV тыс. до н. э. (лепные сосуды примитивных форм с линейно-геометр. росписью темной краской по светлому фону из Фессалии). В росписях к IV - нач. III тыс. преобладают мотивы спирали и меандра (идея бескон. движения); формы сосудов подчеркнуто четкие, жесткие (материковая Греция) или округлые, мягкие (Крит), В к. III - 1-й пол. II тыс. ведущая роль принадлежит В. Крита: вазы стиля Камарес (период Старых дворцов, к. III - нач. II тыс.), исполненные на гончарном круге, разнообразных форм и размеров (от чашечек «яичная скорлупка» до бол. пифосов), со светлой полихромией росписью по темному фону, отличает изысканный декор стилизованных раст. мотивов и спиралей; в период Новых дворцов (к. XVIII - XV вв.) роспись темными красками по светлому фону с изображением трав, цветов, морских животных, раковин органично сочетается с «дышащими» формами ваз. В материковой Греции распространены сосуды с геометр, орнаментами, нанесенными матовой темной краской (XV в.), упрощенными раст. и морскими мотивами (влияние Крита), специф. микенскими сюжетами - воины, колесницы, исполненные контурным рисунком (XIV - XIII вв.). В В. XIII - XII вв. нарастают схематизм и геометризация. В. геометр, стиля (XI - VIII вв.) проходит неск. этапов - субмикенская (1-я пол. XI в.: сосуды округлых форм, декор из линий, полукружий, треугольников), протогеометр. (2-я пол. XI - X вв.; четкие формы, круги исполнены циркулем), геометр. (X - VIII вв.). Геометр, керамику (гл. центр - Аттика, местные варианты - Аргос, Мелос, Крит) отличает строгая архитектоника форм, подчеркнутая полосами меандра, крестов, треугольников и т. д., покрывающими сосуд от ножки до венчика. Орнаменты - знаки-символы, заключающие в себе весь мир. Высшая точка развития геометр, стиля - «дипилонские» вазы (по некрополю в Афинах, VIII в.), в декор к-рых впервые вводятся изображения животных и человека, сильно геометризированные, выделенные в центр, клейме или фризе. К VII в. В. геометр, стиля сменяется ориентализирующей (подражающей Востоку) или В. коврового стиля (гл. центры - Коринф, Аттика, ионийские школы, VII - VI вв.), для к-рой характерны небол. сосуды округлых форм (арибаллы, алабастры, пиксиды) с богатой полихромной росписью (светлая обмазка, коричневатый «лак», пурпур, процарапывание), мягкими контурами силуэтных фигур и густым заполнительным орнаментом. Фризы с изобр. животных, птиц, миф. существ, типичные для VII в., в нач. VI в. уступают место фигурам людей, сюжетным мифолог, сценам. В к. VII в. в Коринфе зарождается чернофигурная техника росписей, окончательно складывающаяся в Афинах в нач. VI в.: сплошной силуэт черным лаком наносится на оранжево-красный фон глины, детали даются процарапанными линиями, пурпуром, белой краской. В 1-й трети VI в. сохран. фризовая роспись (ваза Франсуа), позже изображение, обычно на мифолог, сюжет, заключается в клеймо - прямоуг. на тулове амфоры, кратера, круглое - на дне килика. Лучшие образцы чернофигурного стиля - работы Клития (сер. VI в.), Эксекия, мастера Амасиса - отличает строгий и точный рисунок, выразительность поз и жестов, гармоничная связь с формой вазы. Огран. возможности силуэтного рисунка в передаче движений, ракурсов, вызвали появл. ок. 530 до н. э. [мастерская Андокида (1)] краснофигурной техники: светлые фигуры выделяются на покрытом черным лаком фоне; чернофигурная техника используется еще в 1-й трети V в., а в декоре панафинейских амфор - до к. IV в. Росписи краснофигурных ваз «строгого» стиля (посл. четв. VI - нач. V в.) сохраняют плоскостность, графичность, декоративность чернофигурного рисунка, угловатость контуров [мастер Андокида (2), Евфроний, Бриг, Дурис]. Рис. мастеров «свободного стиля» (2-3-я четв. V в.) лаконичен и выразителен, смело и точно переданы движение, эмоциональное состояние героев - от сдержанного драматизма до буйного веселья. Монумент, иск-во высокой и зрелой классики (450 - 420 до н. э.) нашло отражение в гармоничных, обобщенно-идеализированных и возвышенных образах [Полигнот 1(2)], в попытках передать фигуру в пространстве (мастер Ниобид). Особое место в В. V в. занимают белофонные росписи (легкий контурный рис. светлыми - зеленой, голубой, розовой, коричневато-желтой - красками по белому фону), печально-элегич. (лекифы со сценами у надгробия) или утонченно-лирические (килики с мифолог, персонажами). В росписях «роскошного» стиля (420 - 390 до н.э.) грация, непринужденность жанрово-мифолог. сцен (мастер Мидия) сочетаются с общей тенденцией к пышности, усложненности, роскоши декора, нарастающими в В. поздней классики (390 - 320 до н. э.) и разрушающими былое единство формы сосуда и изображения. В IV в. ведущую роль в антич. В. играют школы Южн. Италии (Апулия, Кампания, Лукания, Пестум) и Сицилии. На рубеже IV - III вв. В. уступает место керамике, покрытой лаком, рельефной («мегарские» чаши) и сосудам со скромным орнаментальным декором (т. н. керамика зап. склона), типичным для эпохи эллинизма (Керамика).
Лит.: Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Лит.: Сидорова Н. А. Искусство Эгейского мира. М., 1972.
О.Т.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)