лат. Evangelium aeternum) — предсказание «вечного царства Святого Духа, совершенного богопознания и полной духовной свободы», основанное на Апокалипсисе[1], которое должно наступить после царств Бога Отца (Ветхий Завет) и Бога Сына (Новый Завет). Название утвердилось в XIII веке.
Идея вечного евангелия была провозглашена аббатом Иоахимом Флорским, который был сначала монахом и настоятелем монастыря в Калабрии, а позже — основателем новой конгрегации (Флорский орден лат. Ordo Florensis) и умер в 1201 или 1202 г. Из числа приписываемых ему сочинений — подлинных, вероятно, только три: «лат. Praefatio in psalterium decem chordarum», «Согласование Ветхого и Нового Завета» (лат. Concordantia utriusque testamenti) и «Комментарий к Апокалипсису». Его мысли о церковной реформе и апокалиптические идеи нашли отголосок среди наиболее строгих францисканцев. Монах этого ордена, Герардин (Gerardo di Borgo San Donnino), составил в 1254 г. введение к трудам Иоахима в резко антиримском и даже антицерковном духе, озаглавленное: «Введение в вечное Евангелие» (лат. Introductorium in Evangelium Aeternum). Оно было осуждено папой римским Александром IV и сам Герардин приговорен к пожизненному тюремному заключению (1255).
Литература
* Renan // Revue des deux Mondes. — 1866.
* Schneider. Joachim von Floris und die Apokalyptiker des Mittelalters. — Диллинген, 1873.
* Preger. Das Evangelium aeternum und Joachim von Floris. — Мюнх., 1874.