ВЕЧНЫЙ МИР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВЕЧНЫЙ МИР
между Россией и Речью Посполитой. Подписан в Москве 6(16).5. 1686. Подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667. Закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств ("Священной лиге"). Во исполнение условий "В. м." Россия предприняла Крымские походы 1687 и 1689.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ВЕЧНЫЙ МИР
договор между Россией и Турцией, заменивший временный Адрианопольский мирный договор 1713 (см. Адрианопольские мирные договоры 1713, 1829). Подписан 5 (16) ноября в Константинополе (Стамбул) русским уполномоченным А. И. Дашковым и турецким великим визирем Ибрагимом-пашой. Константинопольский «Вечный мир», состоявший из введения и 13 статей, провозглашал «вечный мир» между царем и султаном, подтверждал существовавшую русско-турецкую границу. Россия вновь (после 1711) получила право иметь дипломатического представителя (резидента) в Константинополе. Договаривающиеся стороны обязались не оказывать помощи враждебным одной из них странам, мирно разрешать пограничные споры. Подтверждалось, что казаки, живущие на левом берегу Днепра, остаются под властью России и как подданные царя не должны наносить ущерба жителям провинции Порты, крымским жителям. Татары и казаки, остававшиеся под властью Турции, не должны предпринимать действий против подданных России. Россия признавалась гарантом статус-кво в Польше. Турецкое правительство не возражало против введения русских войск в Польшу в случае необходимости охраны существующего там строя и территориальной целостности. Той и другой стороне запрещалось строительство крепостей между Азовом и Черкасском, в устье реки Самара и между реками Орель и Самара при впадении их в Днепр. Подтверждались взаимные права русских и турецких купцов на свободную торговлю в обоих государствах. Русским подданным разрешалось без уплаты налогов турецкой казне посещать «святые места» без права оставаться в Турции на жительство. Константинопольский «Вечный мир» урегулировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России, позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны 1700-1721.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

"ВЕЧНЫЙ МИР"
название ряда проектов о всеобщем мире, выдвигавшихся в 16 - нач. 19 вв. идеологами зарождавшейся буржуазии, заинтересованной в устранении феод. войн; эти проекты отражали стремление к миру широких нар. масс. С горячим призывом к человечеству объединиться против войны обратился Эразм Роттердамский в трактате "Жалобы мира" ("Querela Pacis", 1518). В качестве первого проекта установления "В. м." путем соглашения между гос-вами обычно рассматривается составленный в нач. 17 в. т. н. "Великий план", приписываемый франц. королю Генриху IV, но подлинным автором к-рого был его министр М. Сюлли. На самом деле это был план воен. союза европейских гос-в, направленный потенциально против Турции. Но идея союза гос-в была использована в последующих проектах "В. м." У. Пенна, Я. А. Коменского и др. Наиболее широкое распространение получил в 18 в. проект представителя раннего франц. Просвещения аббата Ш. И. Сен-Пьера. Его проект подвергся критике со стороны Ж. Ж. Руссо (1761), к-рый показал неосуществимость союза гос-в в условиях деспотич. строя и считал условием обеспечения прочного мира изменение внутр. устройства гос-в, демократизацию политич. жизни. И. Кант в трактате "К вечному миру" ("Zum ewigen Frieden", 1795) высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания союза народов. Предложенный им союз гос-в должен был обеспечить не только постоянный мир, но и суверенитет каждого гос-ва. И. Г. Гердер в "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zu Bef?rderung der Humanit?t", 1793-95) развивал мысль о том, что установления "В. м." можно добиться только путем нравственного перевоспитания людей. К. А. Сен-Симон в брошюре "О реорганизации европейского общества" ("De la r?organisation de la soci?t? europ?enne...", 1814) изложил осн. принципы создания единой миролюбивой Европы на основе коренных преобразований в обществ. строе. В России с проектом "В. м." выступил в нач. 19 в. юрист В. Ф. Малиновский.

Лит.: Андреева И. С., Гулыга А. В., Вопросы мира в западноевроп. философии XVII-XVIII вв., "ВФ", 1960, No 11; Лодыженский А., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Raumer K., Ewiger Friede. Friedensrufe und Friedenspl?ne seit der Renaissance, Freiburg-M?nch., 1953.

И. С. Андреева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Путь Канта к вечному миру в XXI веке

Накамура Хироо
Излагаются основные идеи книги «За мир», в которой автор опирается на тексты Эразма Роттердамского, Канта и Саломо Фридлендера и апеллирует к основным принципам японской конституции.
Читать PDF

Запрет на ложь как условие вечного мира

Троицкий Константин Евгеньевич
Дискуссия, которая развернулась в книге «О праве лгать» представляет большой интерес.
Читать PDF

ЭТАТИЗАЦИЯ ВОЙНЫ И ПРОЕКТЫ ВЕЧНОГО МИРА

Гуторович О.В., Машукова Е.Ю.
Авторы обращаются к идее «вечного мира», которая не теряет своей актуальности на современном этапе развития человечества.
Читать PDF

Гегелевская критика вечного мира И. Канта

Зоткин Алексей Александрович
Автор анализирует заочную полемику Гегеля и Канта по проблеме войны и мира, пытается найти сближающие и разводящие линии их рассуждений, рассмотреть отношение данной полемики к политической реальности сегодняшнего дня.
Читать PDF

Дискуссии о вечности мира в поздней античности

Chase Michael
В статье исследуется спор между неоплатоником Симпликием и Иоанном Филопоном по вопросу о вечности мира.
Читать PDF

О новом английском издании трактата «к вечному миру»

Ашенберг Р.
Читать PDF

Современное значение концепции вечного мира И. Канта

Вялых Владимир Владимирович, Кузьмина Марина Владимировна
В статье рассматриваются актуальные в начале XXI в. взгляды немецкого философа на проблемы войны и мира в трактовке известных ученых Э. Соловьева, Ф. Герхарда, Г. Прутца, Ф. Гетца, О. Хёффе и др. Показана связь идей И.
Читать PDF

Блаженный край вечной красоты в модели мира Ф. Сологуба

Ковалик Дорота
Читать PDF

«Право на войну» в произведении И. Канта «к вечному миру»

Лобанов Евгений Викторович
Статья представляет собой исследование трактата И. Канта «К вечному миру» в контексте jus ad bellum. В статье рассмотрены важнейшие положения произведения «К вечному миру» И. Канта и осуществлена попытка выявления их проблематики.
Читать PDF

Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза

Саликов Алексей Николаевич
Анализируется правомерность сравнения идей кантовского трактата «К вечному миру» с осуществляемым на европейском континенте проектом построения федеративного объединения.
Читать PDF

К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта

Четав Саида Ерестемовна
В статье рассматривается позитивное учение о «вечном мире» завершающем звене гуманистической философии И. Канта.
Читать PDF

Идея «Вечного мира» в культурологической и политической перспективе

Докучаев А. В.
Читать PDF

Трактат Иммануила Канта «к вечному миру»: возможность реализации проекта

Горохов Павел Александрович, Южанинова Екатерина Рафаэлевна
В статье анализируется трактат Канта «К вечному миру», который написан в форме международного договора.
Читать PDF

«Вечный мир» И.    Канта на рубеже веков и в период первой мировой войны*

Дмитриева Н.А.
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления критики кантовской идеи «вечного мира» и аргументы в ее защиту, сформулированные немецкими философами в конце XIX – начале ХХ века и в период Первой мировой войны.
Читать PDF

Возможности субъектов политики в контексте кантовского проекта вечного мира

Зильбер Андрей Сергеевич
В фокусе находятся трактовки основ политической философии Канта в «экзистенциальном либерализме» Ф. Герхардта и прикладной части коммуникативной теории Ю. Хабермаса.