между Россией и Речью Посполитой. Подписан в Москве 6(16).5. 1686. Подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667. Закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств ("Священной лиге"). Во исполнение условий "В. м." Россия предприняла Крымские походы 1687 и 1689.
ВЕЧНЫЙ МИР
ВЕЧНЫЙ МИР
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ВЕЧНЫЙ МИР
договор между Россией и Турцией, заменивший временный Адрианопольский мирный договор 1713 (см. Адрианопольские мирные договоры 1713, 1829). Подписан 5 (16) ноября в Константинополе (Стамбул) русским уполномоченным А. И. Дашковым и турецким великим визирем Ибрагимом-пашой. Константинопольский «Вечный мир», состоявший из введения и 13 статей, провозглашал «вечный мир» между царем и султаном, подтверждал существовавшую русско-турецкую границу. Россия вновь (после 1711) получила право иметь дипломатического представителя (резидента) в Константинополе. Договаривающиеся стороны обязались не оказывать помощи враждебным одной из них странам, мирно разрешать пограничные споры. Подтверждалось, что казаки, живущие на левом берегу Днепра, остаются под властью России и как подданные царя не должны наносить ущерба жителям провинции Порты, крымским жителям. Татары и казаки, остававшиеся под властью Турции, не должны предпринимать действий против подданных России. Россия признавалась гарантом статус-кво в Польше. Турецкое правительство не возражало против введения русских войск в Польшу в случае необходимости охраны существующего там строя и территориальной целостности. Той и другой стороне запрещалось строительство крепостей между Азовом и Черкасском, в устье реки Самара и между реками Орель и Самара при впадении их в Днепр. Подтверждались взаимные права русских и турецких купцов на свободную торговлю в обоих государствах. Русским подданным разрешалось без уплаты налогов турецкой казне посещать «святые места» без права оставаться в Турции на жительство. Константинопольский «Вечный мир» урегулировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России, позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны 1700-1721.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
"ВЕЧНЫЙ МИР"
название ряда проектов о всеобщем мире, выдвигавшихся в 16 - нач. 19 вв. идеологами зарождавшейся буржуазии, заинтересованной в устранении феод. войн; эти проекты отражали стремление к миру широких нар. масс. С горячим призывом к человечеству объединиться против войны обратился Эразм Роттердамский в трактате "Жалобы мира" ("Querela Pacis", 1518). В качестве первого проекта установления "В. м." путем соглашения между гос-вами обычно рассматривается составленный в нач. 17 в. т. н. "Великий план", приписываемый франц. королю Генриху IV, но подлинным автором к-рого был его министр М. Сюлли. На самом деле это был план воен. союза европейских гос-в, направленный потенциально против Турции. Но идея союза гос-в была использована в последующих проектах "В. м." У. Пенна, Я. А. Коменского и др. Наиболее широкое распространение получил в 18 в. проект представителя раннего франц. Просвещения аббата Ш. И. Сен-Пьера. Его проект подвергся критике со стороны Ж. Ж. Руссо (1761), к-рый показал неосуществимость союза гос-в в условиях деспотич. строя и считал условием обеспечения прочного мира изменение внутр. устройства гос-в, демократизацию политич. жизни. И. Кант в трактате "К вечному миру" ("Zum ewigen Frieden", 1795) высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания союза народов. Предложенный им союз гос-в должен был обеспечить не только постоянный мир, но и суверенитет каждого гос-ва. И. Г. Гердер в "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zu Bef?rderung der Humanit?t", 1793-95) развивал мысль о том, что установления "В. м." можно добиться только путем нравственного перевоспитания людей. К. А. Сен-Симон в брошюре "О реорганизации европейского общества" ("De la r?organisation de la soci?t? europ?enne...", 1814) изложил осн. принципы создания единой миролюбивой Европы на основе коренных преобразований в обществ. строе. В России с проектом "В. м." выступил в нач. 19 в. юрист В. Ф. Малиновский. Лит.: Андреева И. С., Гулыга А. В., Вопросы мира в западноевроп. философии XVII-XVIII вв., "ВФ", 1960, No 11; Лодыженский А., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Raumer K., Ewiger Friede. Friedensrufe und Friedenspl?ne seit der Renaissance, Freiburg-M?nch., 1953. И. С. Андреева. Москва.