ВЕЧНЫЙ МИР

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

ВЕЧНЫЙ МИР
между Россией и Речью Посполитой. Подписан в Москве 6(16).5. 1686. Подтвердил условия Андрусовского перемирия 1667. Закрепил за Россией Левобережную Украину и Киев, обусловил участие России в антитурецкой коалиции европейских государств ("Священной лиге"). Во исполнение условий "В. м." Россия предприняла Крымские походы 1687 и 1689.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ВЕЧНЫЙ МИР
договор между Россией и Турцией, заменивший временный Адрианопольский мирный договор 1713 (см. Адрианопольские мирные договоры 1713, 1829). Подписан 5 (16) ноября в Константинополе (Стамбул) русским уполномоченным А. И. Дашковым и турецким великим визирем Ибрагимом-пашой. Константинопольский «Вечный мир», состоявший из введения и 13 статей, провозглашал «вечный мир» между царем и султаном, подтверждал существовавшую русско-турецкую границу. Россия вновь (после 1711) получила право иметь дипломатического представителя (резидента) в Константинополе. Договаривающиеся стороны обязались не оказывать помощи враждебным одной из них странам, мирно разрешать пограничные споры. Подтверждалось, что казаки, живущие на левом берегу Днепра, остаются под властью России и как подданные царя не должны наносить ущерба жителям провинции Порты, крымским жителям. Татары и казаки, остававшиеся под властью Турции, не должны предпринимать действий против подданных России. Россия признавалась гарантом статус-кво в Польше. Турецкое правительство не возражало против введения русских войск в Польшу в случае необходимости охраны существующего там строя и территориальной целостности. Той и другой стороне запрещалось строительство крепостей между Азовом и Черкасском, в устье реки Самара и между реками Орель и Самара при впадении их в Днепр. Подтверждались взаимные права русских и турецких купцов на свободную торговлю в обоих государствах. Русским подданным разрешалось без уплаты налогов турецкой казне посещать «святые места» без права оставаться в Турции на жительство. Константинопольский «Вечный мир» урегулировал русско-турецкие отношения, укрепил южные границы России, позволил сосредоточить силы для успешного завершения Северной войны 1700-1721.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

"ВЕЧНЫЙ МИР"
название ряда проектов о всеобщем мире, выдвигавшихся в 16 - нач. 19 вв. идеологами зарождавшейся буржуазии, заинтересованной в устранении феод. войн; эти проекты отражали стремление к миру широких нар. масс. С горячим призывом к человечеству объединиться против войны обратился Эразм Роттердамский в трактате "Жалобы мира" ("Querela Pacis", 1518). В качестве первого проекта установления "В. м." путем соглашения между гос-вами обычно рассматривается составленный в нач. 17 в. т. н. "Великий план", приписываемый франц. королю Генриху IV, но подлинным автором к-рого был его министр М. Сюлли. На самом деле это был план воен. союза европейских гос-в, направленный потенциально против Турции. Но идея союза гос-в была использована в последующих проектах "В. м." У. Пенна, Я. А. Коменского и др. Наиболее широкое распространение получил в 18 в. проект представителя раннего франц. Просвещения аббата Ш. И. Сен-Пьера. Его проект подвергся критике со стороны Ж. Ж. Руссо (1761), к-рый показал неосуществимость союза гос-в в условиях деспотич. строя и считал условием обеспечения прочного мира изменение внутр. устройства гос-в, демократизацию политич. жизни. И. Кант в трактате "К вечному миру" ("Zum ewigen Frieden", 1795) высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания союза народов. Предложенный им союз гос-в должен был обеспечить не только постоянный мир, но и суверенитет каждого гос-ва. И. Г. Гердер в "Письмах для поощрения гуманизма" ("Briefe zu Bef?rderung der Humanit?t", 1793-95) развивал мысль о том, что установления "В. м." можно добиться только путем нравственного перевоспитания людей. К. А. Сен-Симон в брошюре "О реорганизации европейского общества" ("De la r?organisation de la soci?t? europ?enne...", 1814) изложил осн. принципы создания единой миролюбивой Европы на основе коренных преобразований в обществ. строе. В России с проектом "В. м." выступил в нач. 19 в. юрист В. Ф. Малиновский.

Лит.: Андреева И. С., Гулыга А. В., Вопросы мира в западноевроп. философии XVII-XVIII вв., "ВФ", 1960, No 11; Лодыженский А., Проекты вечного мира и их значение, М., 1880; Raumer K., Ewiger Friede. Friedensrufe und Friedenspl?ne seit der Renaissance, Freiburg-M?nch., 1953.

И. С. Андреева. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
280.69 кб

Путь Канта к вечному миру в XXI веке

Накамура Хироо
Излагаются основные идеи книги «За мир», в которой автор опирается на тексты Эразма Роттердамского, Канта и Саломо Фридлендера и апеллирует к основным принципам японской конституции.
Читать PDF
443.27 кб

Запрет на ложь как условие вечного мира

Троицкий Константин Евгеньевич
Дискуссия, которая развернулась в книге «О праве лгать» представляет большой интерес.
Читать PDF
154.98 кб

ЭТАТИЗАЦИЯ ВОЙНЫ И ПРОЕКТЫ ВЕЧНОГО МИРА

Гуторович О.В., Машукова Е.Ю.
Авторы обращаются к идее «вечного мира», которая не теряет своей актуальности на современном этапе развития человечества.
Читать PDF
192.86 кб

Гегелевская критика вечного мира И. Канта

Зоткин Алексей Александрович
Автор анализирует заочную полемику Гегеля и Канта по проблеме войны и мира, пытается найти сближающие и разводящие линии их рассуждений, рассмотреть отношение данной полемики к политической реальности сегодняшнего дня.
Читать PDF
337.44 кб

Дискуссии о вечности мира в поздней античности

Chase Michael
В статье исследуется спор между неоплатоником Симпликием и Иоанном Филопоном по вопросу о вечности мира.
Читать PDF
202.32 кб

О новом английском издании трактата «к вечному миру»

Ашенберг Р.
Читать PDF
362.72 кб

Современное значение концепции вечного мира И. Канта

Вялых Владимир Владимирович, Кузьмина Марина Владимировна
В статье рассматриваются актуальные в начале XXI в. взгляды немецкого философа на проблемы войны и мира в трактовке известных ученых Э. Соловьева, Ф. Герхарда, Г. Прутца, Ф. Гетца, О. Хёффе и др. Показана связь идей И.
Читать PDF
284.35 кб

Блаженный край вечной красоты в модели мира Ф. Сологуба

Ковалик Дорота
Читать PDF
98.34 кб

«Право на войну» в произведении И. Канта «к вечному миру»

Лобанов Евгений Викторович
Статья представляет собой исследование трактата И. Канта «К вечному миру» в контексте jus ad bellum. В статье рассмотрены важнейшие положения произведения «К вечному миру» И. Канта и осуществлена попытка выявления их проблематики.
Читать PDF
393.05 кб

Кантовский проект вечного мира и проект Европейского союза

Саликов Алексей Николаевич
Анализируется правомерность сравнения идей кантовского трактата «К вечному миру» с осуществляемым на европейском континенте проектом построения федеративного объединения.
Читать PDF
230.95 кб

К вопросу о характере статей в проекте «Вечного мира» И. Канта

Четав Саида Ерестемовна
В статье рассматривается позитивное учение о «вечном мире» завершающем звене гуманистической философии И. Канта.
Читать PDF
491.84 кб

Идея «Вечного мира» в культурологической и политической перспективе

Докучаев А. В.
Читать PDF
469.35 кб

Трактат Иммануила Канта «к вечному миру»: возможность реализации проекта

Горохов Павел Александрович, Южанинова Екатерина Рафаэлевна
В статье анализируется трактат Канта «К вечному миру», который написан в форме международного договора.
Читать PDF
2.05 мб

«Вечный мир» И.    Канта на рубеже веков и в период первой мировой войны*

Дмитриева Н.А.
Аннотация. В статье рассматриваются основные направления критики кантовской идеи «вечного мира» и аргументы в ее защиту, сформулированные немецкими философами в конце XIX – начале ХХ века и в период Первой мировой войны.
Читать PDF
501.93 кб

Возможности субъектов политики в контексте кантовского проекта вечного мира

Зильбер Андрей Сергеевич
В фокусе находятся трактовки основ политической философии Канта в «экзистенциальном либерализме» Ф. Герхардта и прикладной части коммуникативной теории Ю. Хабермаса.