[12 (24) июля 1869 — 11 июля 1952] — сов. ученый в области ж.-д. транспорта, чл.-корр. АН СССР (с 1943). Засл. деят. н. и т. РСФСР (1942). В 1891 окончил Моск. ун-т, в 1900 — Моск. инженерное училище ведомства путей сообщения. В 1905—Об за сочувствие революционному движению подвергся тюремному заключению. С 1920 преподавал в Моск. высшем технич. училище, а с 1921 — в Моск. ин-те инж. ж.-д. транспорта. Работал также в секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР. В 1902 осуществил ряд оригинальных конструкций и способов производства работ при постройке сооружений Виндавского порта. Первым применил шлаковые подушки, получившие в дальнейшем широкое распространение для борьбы с пучинами (1908), горизонтальное бурение для отвода подземных вод с целью укрепления косогора (ок. г. Горького). В. — пионер механизации путевых работ на транспорте. В 1913 он впервые применил на русских ж. д. пневматич. подбивку шпал. Создал новое направление в вопросе о переходных кривых на ж. д. Доказал необходимость и выгодность при проектировании ж.-д. и др. линий связи длиной более 200 км учитывать кривизну земной поверхности, дал формулы и разработал простые приемы установления кратчайшего расстояния между двумя пунктами. В работах последних лет В. по-новому разрешены важные вопросы о повышении эффективности борьбы со снегом на ж. д., о сопротивлении при движении по упругому рельсовому пути, проектировании, сооружении и содержании земляного полотна с учетом ориентации по странам света, о мощности рельсового пути на электрифицированных участках ж. д. и др. В. является автором проектов и строителем крупных ж.-д. мостов, станций, лечения земляного полотна и др. Им написан ряд учебников и создана новая дисциплина в транспортных институтах — "Общий курс железных дорог".
Соч.: Механизация путевых работ и, в частности, подбивки шпал балластом, "Техника и экономика путей сообщения", 192 3, т. 2, № 11; О переходных кривых при больших скоростях движения, "Труды Московского Ин-та инженеров транспорта", 1936, вып. 47; Исследование о проведении железнодорожных линий между двумя отдаленными пунктами там же; Устройство пути и способы его лечения, т. 1—2, М., 1937; О повышении эффективности борьбы со снегом на железных дорогах, "Труды Московского Ин-та инженеров ж.-д. транспорта", 1948, вып. 71; Проектирование и содержание откосов земляного полотна с учетом их расположения по странам света, в сб.: Проектирование и возведение земляного полотна железных и автомобильных дорог, М.—Л., 1950.
Лит.: Образцов В. Н., Шаульский Ф. И, Борис Николаевич Веденисов. К 80-летию со дня рождения "Известия АН СССР. Отд. технич. наук", 1949, № 8; Борис Николаевич Веденисов (некролог), "Известия АН СССР. Отд. технич. наук", 1952, № 9.
Веденисов,
Борис НиколаевичРод. 1869, ум. 1952. Представитель российской науки в области железнодорожного строительства, возглавлял строительство ряда железнодорожных линий и сооружений. Чл.-корр. АН СССР с 1943 г. Лауреат Государственной премии СССР (1943).